Благодарность – чувство признательности за оказанное добро.
Толковый словарь русского языка Ушакова

Благодарность… касается самых основ существования человека,

потому что едва ли найдется другое человеческое свойство, которое

бы настолько хорошо выразило состояние внутреннего духовного и морального

здоровья, как способность быть благодарным. 

Отто Фридрих Боллнау

Оказывается, что выражение признательности важно не только для получателя. Благодарность укрепляет отношения, повышая ответственность людей друг за друга. Она также способствует удовлетворению партнеров от общения, поскольку, как отмечает профессор Ламберт, «когда вы выражаете благодарность кому-то, вы сосредоточены на том хорошем, что человек сделал для вас. Это заставляет вас видеть их в более позитивном свете и помогает сосредоточиться на их положительных чертах»[1]. Исследование команды Ламберта высоко оценил Роберт Эммонс (Robert Emmons), социальный психолог, профессор психологии Калифорнийского университета в Дэвисе, исследователь феномена благодарности. По его мнению, уникальность исследования Ламберта заключается в том, что оно продемонстрировало, насколько крепко «благодарность связывает людей в сети взаимных обязательств»[2]. Сам же Роберт Эммонс в своих исследованиях отмечает, что испытывая чувство благодарности, мы измененяем свою жизнь: «чем чаще мы благодарим окружающих, тем выше они нас ценят, тем теплее к нам относятся, и у нас появляются новые поводы для признательности»[3]. Следствием же этого, по мнению ученого, является ощутимое повышение качества нашей жизни.

В свою очередь, исследования японских и американских психологов под руководством Кейко Отаке (Keiko Otake), проведенных на базе Университета Квансей Гакуин и колледжа Кобэ (Япония), показывают, что те, кто привык выражать благодарность в повседневности, отличаются оптимизмом, имеют ощущение гармонии и даже чувствуют себя физически лучше других. И, кроме того, эти люди счастливее остальных, поскольку отличаются позитивным мышлением и не склонны к осуждению действий и помыслов других[4]. Таким образом, благодарность примиряет человека с миром, настраивая его на позитивный лад, что становится особенно актуальным в сегодняшнем мире. Об этом, к примеру, размышляет психотерапевт Маргарита Жамкочьян: «Благодарность помогает направить внимание на счастливые события своей жизни и отвлечься от чувства неудовлетворенности. Она не отменяет отрицательных эмоций, но побуждает нас чаще испытывать эмоции положительные, привлекая внимание к нашим удачам и открывающимся перед нами возможностям. В результате мы в целом начинаем относиться к жизни более позитивно»[5]. А профессор Университета Майами Майкл Мак-Каллог (Michael McCullough) утверждает, что «благодарность может стать удачной альтернативой материализму, разъедающему, подобно язве, современное общество сверхпотребления»[6].

Кроме того, Мак-Каллог выявляет три функции благодарности. Во-первых, благодарность выступает в качестве «морального барометра» (являясь реакцией на восприятие другого в роли благодетеля по отношению к нуждающимся); во-вторых, она является «моральным мотивом» (побуждением благодарных людей к выражению признательности по отношению к благодетелю и другим людям); в-третьих, благодарность выступает моральным подкреплением (т.е она поощряет благодетеля совершать добрые дела и в дальнейшем)[7]. Все эти формы благодарности, согласно Мак-Каллогу, укрепляют человеческие отношения, поскольку беря и отдавая люди начинают сознавать, что нужны друг другу.

«Благодарить – значит делиться… Удовольствие, которым я обязан тебе, принадлежит нам обоим… Эгоист всегда неблагодарен: не потому, что он не любит получать, а потому что не в состоянии признать того, что он кому-то должен»[8], - объясняет французский философ Андре Конт-Спонвилль (André Comte-Sponville ). Но большинство людей рассматривают благодарность как особую добродетель, которая  связывает людей словно мост: выражая признательность, мы ощущаем себя нужными, достойными внимания, доброты, нежности, любви. Чувство благодарности пробуждает интерес к другому человеку, углубляет отношения между людьми, укрепляет социальные связи. И даже более того: по мнению профессора психологии Университета Северной Каролины (США) Барабары Фредриксон (Barbara Fredrickson), автора теории позитивных эмоций, чувство благодарности создает социальную гармонию в обществе, стимулирует волонтерскую деятельность, а также опосредованно способствует снижению проявления насилия, более бережливому использованию окружающей среды, увеличению продолжительности жизни (об этом Б. Фредриксон размышляет в своей книге  «Позитивность»  (Positivity), вышедшей в свет в 2009 году)[9].

Для того, чтобы чувствовать психологический комфорт и удовлетворенность жизнью Б. Фредриксон и другие теоретики позитивной психологии рекомендуют вести дневник благодарности – несколько раз в день записывать кому и за что можно быть благодарным. Причем речь может идти о самых простых вещах – хорошей погоде, вкусной еде, улыбке прохожего и пр. Регулярное выполнение этого упражнения заставляет обращать внимание на самые, казалось бы, незначительные вещи вокруг, приводит к позитивному мировосприятию, позволяет стать более счастливыми.

Эти идеи созвучны размышлениям итальянского психотерапевта, основателя психосинтеза Пьеро Феруччи (Piero Ferrucci), для которого источник благодарности в осознании того, как людям повезло, что они живы и здоровы, что рядом с ними родные и близкие люди. «Благодарность по­зволяет довольствовать­ся тем, кто мы есть, и тем, что мы имеем, не считая это само собой разумеющимся. Так мы питаем в себе чувство полноты и смягчаем на­ши сожаления…»[10], - резюмирует Феруччи.

Учиться такому пониманию принципа благодарности, по мнению психологов, необходимо. Известный психотерапевт, профессор клинической психиатрии, основатель и руководитель Медицинского центра при Питсбургском университете (США) Давид Серван-Шрейбер (David Servan-Schreiber) в одной из своих статей в журнале «Psychologies», посвященных чувству благодарности, обращает внимание на необходимость его проявления для установления подлинной близости между людьми. В заключение своего повествования он приводит притчу, которая объясняет природу появления и проявления благодарности: «Старый индеец рассказывает внуку, что в душе каждого человека живут два волка, между которыми идет война. Один из них воплощает ярость, зависть, гордыню, страх и стыд, а второй – нежность, доброту, благодарность, надежду, радость и любовь. Встревоженный мальчик спрашивает: «Какой же из двух волков сильнее, дедушка?» На что старый индеец отвечает: «Тот, которого ты кормишь»[11].

На самом деле, чувство благодарности, по мнению известного немецкого психоаналитика Мелани Кляйн (Melanie Klein), зарождается в самом раннем детстве, когда младенец, получая удовольствие от кормления, начинает ощущать признательность по отношению к тем, кто предоставил ему такой дар. В своей книге «Зависть и благодарность» она отмечает, что эти  первые ощущения неизбежно приводят к способности к сопереживанию, а значит, к формированию чувств благодарности, отзывчивости и веры в добро, а также удерживает от проявления таких негативных чувств, как зависть и ревность[12].

Эти заключения М. Кляйн подтверждает нейропсихолог, доктор философии Роджер Уолш (Roger Walsh): «Благодарность дарует многие преимущества. Она уничтожает отрицательные чувства – под ее лучами тают гнев и ревность, испаряются страх и настороженность. Благодарность разрушает препятствия на пути к любви»[13]. 

Немало примеров такого осмысления принципа благодарности мы можем найти в истории философии.

Благодарность как добродетель

Ни одним качеством я не хотел бы обладать в такой степени,

как умением быть благодарным. Ибо это не только величайшая добродетель, но и мать всех других добродетелей.

 Марк Тулий Цицерон

 

Что такое благодарность?

Это ответ живого, любящего сердца на оказанное ему благодеяние.

Иван Ильин

Благодарность не есть право того, кого благодарят, а есть долг того,

кто благодарит; требовать благодарности - глупость;

 не быть благодарным - подлость.

 Василий Ключевский

Изучение феномена благодарности началось еще в античные времена, когда она воспринималась как высочайшая добродетель. Сенека обращал внимание на то, что нравственная ценность благодарности в ее добровольности, ее нельзя требовать. Не следует совершать благодеяния в надежде на благодарность. «В добродетелях упражняются не ради награды: прибыль от правильного поступка в том, что он совершен», - отмечает Сенека в своем труде «О благодеяниях»[14]. Благодарность, как истинная добродетель, возвышает душу. И добавляет: «Если бы у меня даже совсем была отнята надежда найти благодарного человека, то и в таком случае я предпочел бы лучше не получать благодеяний обратно, чем не оказывать их»[15]. Кроме того, давая, важно испытывать к человеку самые добрые чувства: «Если хочешь, чтобы к тебе с благодарностью относились те, кому ты делаешь одолжение, то надобно не только оказывать благодеяния, но и любить»[16]. Как следствие, благодарность способствует укреплению взаимоотношений между людьми, помогает найти общий язык. Учение Сенеки интересно и тем фактом, что, по мнению ряда исследователей, оно подготовило Древний Рим к принятию христианства.

Аристотель, рассуждая о благодарности в зрелый период творчества в книге «Никомахова этика», также ставит ее в ряд важнейших добродетелей: «Недаром  храмы  богинь Благодарения ставят  на  видном   месте: чтобы  воздаяние осуществлялось»[17]. Однако у Аристотеля значение благодарности несколько иное, чем у Сенеки. Хоть он и признает, что «даяние предполагает добрые дела и прекрасные поступки», но, вместе с тем,  между дающим и берущим проявляется некая обоюдная заинтересованность, благодарность воспринимается как услуга «ты мне – я тебе»: «Ведь и присуще  благодарности -  ответить  угодившему услугой за услугу и в свой черед начать угождать ему»[18]. Наивысшей же благодарности, по мнению Аристотеля, достойны боги и родители.

Осмысление принципа благодарности как определенного рода услуги характерно и для английского философа, автора теории общественного договора Томаса Гоббса. Среди 17-ти сформулированных им «естественных законов»  (следствием нарушения любого из них является – ни много, ни мало - подрыв основ нравственности в обществе) 4-е место занимает закон благодарности, который в определенной степени регулирует добровольные соглашения людей в процессе формирования государства. Если бы, согласно Гоббсу, люди не получали бы друг от друга благодарности за оказанную помощь, в их отношениях исчезли бы благожелательность и доверие. Поэтому благодарность выступает у Гоббса, скорее, обязанностью.

Эта идея находит отражение и в наследии немецкого философа Иммануила Канта. В своем сочинении «Метафизика нравов»  он рассматривает благодарность в качестве долга: «Благодарность — это непосредственное принуждение со стороны морального закона, т. е. долг»[19]. Отдавать этот долг можно как в виде благодарности деятельной (выражающаяся в поступках), так и простой сердечной благодарности. Однако при этом Кант утверждает, что при любых обстоятельствах полностью расплатиться за благодеяние невозможно, «так как тот, кто его принял, никогда не сможет отнять у дарителя его преимущество, а именно заслугу быть первым в благоволении»[20]. При этом складывается ситуация, когда «лицо обязываемое стоит ступенькой ниже своего благотворителя». А поскольку «гордость не позволяет видеть кого-либо стоящим выше себя», появляются такие разрушительные пороки, как неблагодарность, зависть, злорадство. Эту особенность во взаимоотношениях людей отметил еще древнеримский историк Гай Корнелий Тацит, перу которого принадлежат строки о том, что «благодеяния приятны только тогда, когда знаешь, что можешь за них отплатить; когда же они непомерны, то вместо благодарности воздаешь за них ненавистью»[21].

Часто корни подобного поведения находят в отсутствии веры в душе человека. Именно неверие, по мнению целого ряда мыслителей, порождает многие из человеческих пороков. Так, к примеру, философ Иван Ильин отмечает: «Благодарные души религиозны и потому не способны ни к зависти, ни к ненависти; а неблагодарные души лишены религиозности, и потому они не знают ни тайночувствия, ни смирения, а живут в ненависти и зависти»[22]. А потому, по мнению Ильина, «…чтобы найти путь к обновлению, углублению и окрылению своей культуры человечество должно научиться благодарить и именно на благодарности строить свою духовную жизнь»[23]. Поскольку именно благодарность позволяет «ценить то, что даётся; видеть свои естественные и духовные богатства; извлекать из своего внутреннего мира то, что в нём заложено»[24].

 И действительно, по мнению уже упомянутых Роберта Эммонса и Майкла Мак-Каллога, верующие люди испытывают чувство благодарности гораздо чаще, чем неверующие. Эту закономерность объясняет французский философ Беранжер Казини (Bérangère Casini). Она отмечает, что благодарность позволяет принять все, что с нами случается, а в этом смысле она похожа на Божью благодать[25]. А православный священник Владимир Зелинский поясняет, что «благодарность – это всегда зашифрованная весть о Боге, о котором мы узнаем, еще до того, как овладеваем языком или только алфавитом веры»[26]

Благодарность как служение

Доброе деяние никогда не пропадает втуне.

Тот, кто сеет учтивость, пожинает дружбу; тот, кто насаждает доброту, собирает урожай любви; благодать, излившаяся на благодарную душу, никогда не бывала бесплодной, и благодарность обыкновенно приносит вознаграждение.

 Василий Великий

За все благодарите, ибо такова о Вас воля Божья во Христе Иисусе 

Из Послания Апостола Павла к Фессалоникийцам

Все мировые религии осуждают уныние, почитая его одним из самых большим грехов человека, поскольку рассматривают жизнь как величайший дар, который нужно воспринимать с радостью, а, значит, с благодарностью к Творцу. Благодарить нужно не человека, от которого ты получил благо (как предполагали Гоббс, Кант и другие мыслители), но Бога.

В христианстве благодарность выступает спутницей смирения, поскольку в противном случае быть благодарным мешает гордыня – уверенность в том, что  всего того, чем обладает человек, он добился сам. Чувство благодарности сеет в сердцах  верующих людей любовь и добро, уничтожая злобу и недоверие. Для христианина быть благодарным Богу также естественно, как принимать учение Христа. Причем, благодарить важно при любых обстоятельствах. Преподобный Амвросий Оптинский так наставлял христиан: «ко всем долготерпите, всегда радуйтеся, непрестанно молитеся и о всем благодарите: сия бо есть воля Божия (1Фес. 5, 14, 16-18). Начинать должно с последнего, т.е. с благодарения за все. Начало радости – быть довольным своим положением»[27].

Каждый день христианина должен начинаться и заканчиваться с чувства благодарности к Создателю,  поскольку, как говорит Святое Писание, «Благо есть славить Господа и петь имени Твоему, Всевышний, возвещать утром милость Твою и истину Твою в ночи»[28] (Псалтирь 91:2-3).  Сила любой благодарственной молитвы велика, поскольку такая молитва – свидетельство истинной веры,  глубинной связи Бога и человека.  Священник Александр Мень разъяснял:  «Благодарственная молитва – самая прекрасная и чистая. Она не ищет своего, не просит, а – преисполнена радостным сознанием милосердия Божия, излитого на человека. За всё: за глаза, которые видят солнце и красоту мира; за уши, которые слышат гармонию звуков и Слово Божие; за разум, постигающий тайны; за сердце, способное любить,- за всё это благодарит человек. Мы слишком часто сосредоточены на тёмных сторонах жизни и забываем о том добром, что дано нам в мире…»[29].

Самым же высочайшим проявлением благодарности для верующего человека является его признательность Богу не только за все то хорошее, что ему ниспослано свыше, но и за тяжелые испытания, которые выпадают на долю каждого человека. И если такое понимание благодарности будет свойственно большинству христиан, тогда, по мнению протоирея Андрея Ткачева, «это будет уже настоящее, тихо ликующее христианство»[30]. Эту же идею мы находим у отца Николая Гурьянова:  «Не забывай никогда, даже в самые темные дни своей жизни, благодарить Бога за всё. Он ждет этого и пошлет тебе новые блага и дары. Человек с благодарным сердцем никогда ни в чем не нуждается»[31].

«Аллах не подвергнет вас мучениям,

 если вы будете благодарны и уверуете»

Коран, сура «ан-Ниса», аят 147

Согласно и священной книге для всех мусульман Корану, Всевышний даровал верующим в него бесчисленное количество благ, за которые необходимо возносить Аллаху благодарственную молитву (например, такую: "Вся хвала и благодарность Тебе, о, Аллах, одаривший меня этим благом"[32]). Особую благодарность в исламской традиции заслуживают родители, ослушание которых приравнивается к одному из самых страшных грехов, наряду с употреблением алкоголя, ростовщическом и притеснением сирот. Благодарность Пророку не будет принята без благодарности родителям.

Самым великим благом, которым одарил мусульман Аллах, и за которое невозможно воздать должную благодарность, является Ислам. Осознавая величие этого блага, нужно беспрестанно благодарить Всевышнего за него. Об этом повествует известная исламская притча: «Один из авлия[33] нашел некоего человека лежащим в пустыне под палящими лучами солнца. Все тело его было покрыто гнойными язвами, в которых копошились мелкие насекомые. И в этом состоянии он без конца восхвалял и благодарил Аллаха. Подошедший говорит ему: «Я не вижу благ, которых бы тебя не лишили, а ты воздаешь хвалу и благодарность». Тот отвечал: «Что бы я делал, если бы Аллах лишил меня имана (истинной веры) в сердце моем?»[34].

Но даже за самое малое благо следует возносить горячую благодарность, поскольку, как говорят авлия, «Обращай внимание не на малую величину блага, а на Величие Аллаха, который одарил тебя этим благом»[35]. Проявляя такую благодарность, мусульманин довольствуется тем, чем он наделен Всевышним, а, значит, проявляет ему покорность.

Одной из форм благодарности Всевышнему в исламе является и совершение намаза[36], который можно считать напоминанием о выражении благодарности Пророку хотя бы 5 раз в день.

У вас нет никакой иной цели в жизни, кроме радости и благодарности.

Будда

Одним из первых чувств Будды после обретения им просветления была благодарность. Обернувшись и посмотрев на дерево, под которым произошло это событие, Будда поклонился ему со словами: «Это дерево приютило меня, оно защищало меня от зноя, пока я получал просветление. Я выказываю ему почтение и благодарность»[37].

Благодарность в буддийской традиции – это умение жить здесь и сейчас, с радостью и любовью принимая все, что происходит в жизни. Поэтому она способна примерить человека со своим прошлым и настоящим, исцелить от любых страданий, приносимых человеческим существованием.

Четырнадцатый Далай-лама учил своих последователей быть благодарными даже за общение с врагами, поскольку это помогает духу стать сильнее: «Тибет сейчас переживает самый темный период своей истории. Я расцениваю это как большую честь и привилегию - быть тем, кто проведет его через это испытание. Возможно, если мы сможем преуспеть, мы не только спасем себя, но также и покажем другим странам важный пример того, как отказ от насилия, терпение и уверенность в силе правды могут быть самыми эффективными инструментами в человеческих взаимоотношениях»[38].

Значение благодарности в буддизме демонстрирует тот факт, то один из трех главных буддийских праздников Макха Пуджа является днем признательности Будде за его учение. История праздника уходит в глубь веков, когда однажды 1250 монахов, не договариваясь друг с другом, одновременно пришли из самых разных мест поклониться своему духовному учителю, Будде Шакьямуни в храм, в котором он практиковал. В тот день Будда передал им основные принципы своего учения. С тех пор Макха Пуджа – дань уважения и выказывание благодарности трем основополагающим ценностям буддизма: самому просветленному Будде, его учению дхарме и братству буддийского монашества сангкха, которое это учение хранит.

Благодарность приведет человека на подобающий ему уровень

 и откроет ему все врата: врата радости, врата богатства, врата супружества,

 врата полного исцеления, врата Торы и молитвы… 

Раввин Шалом Аруш

Иудаизм также придает большое значение чувству благодарности, отмечает его важность в жизни человека. В идеале каждое свое действие в течение дня иудей должен сопровождать благодарственной молитвой Богу, в чем проявляется отношение иудея к данной ему жизни как к божественному дару. Уже в минуту пробуждения воздается молитва в благодарность за возвращение души после сна («Благодарю Тебя, живой и непреходящий Царь, то ты воссоединил мое тело с душой по великой Твоей милости…»[39]), только после этого иудей может приступать к завтраку, которому предшествует благословение пищи («Благословен Ты, Господь наш Бог, царь Вселенной, который дает земную пищу»[40]), после еды следует молитва Всевышнему, «который поддерживает все живое»[41].

В Торе множество примеров огромной важности благодарности за оказанное добро. К примеру, когда Бог обратился к Моше[42] с наказом освободить евреев, последний не тронулся с места, пока не получил у своего тестя Итро разрешения покинуть дом. Ведь Итро предоставил ему свой кров, когда Моше это было необходимо (после бегства из Египта). Таким образом, «когда в противоречие вступают две обязанности — проявить благодарность и освободить еврейский народ, — предпочтение отдают первой»[43].

По мнению толкователей Торы, благодарность – одна из основных ее заповедей. Неслучайно одно из известных раввинистических изречений гласит: «Человек, получающий блага земные и не воздающий за них благодарность Богу, поступает как вор»[44].

Как и в других мировых религиях среди Десяти Речений, переданных евреям на горе Синай, есть требование чтить отца и мать. «Эта заповедь представляет собой возложенную на детей (вне зависимости от их возраста) обязанность выражать благодарность родителям за то, что они дали им жизнь и что они их вырастили»[45].  Эта заповедь является образцом обязательства оказывать признательность. К тому же, иудейские мудрецы говорят, что «тот, кто не признает добра, сделанного ему близкими, никогда не осознает добра, дарованного Всевышним»[46].

***

Итак, чувство благодарности укрепляет отношения между людьми, объединяет и вдохновляет их, делает более счастливыми. Благодарность наделяет  ощутимыми преимуществами тех, кто обладает этим даром или только учится обладать им. И актуально это не только в вопросах личной гармонии, но и в выстраивании системы коммуникации с отдельным человеком и миром в целом.

Умение выражать благодарность является сегодня эффективным инструментом менеджмента. Один из самых известных в мире специалистов по вопросам лидерства Робин Шарма отмечает, что главной причиной, по которой талантливые люди уходят из компаний, является  не низкая оплата их труда, а то, что они не чувствуют благодарности со стороны своего работодателя. Р. Шарма советует при построении команды непременно благодарить своих работников: «Вы должны дать им понять, что их упорный труд, нестандартное мышление, инновационный подход поощряется вами»[47]. Это необходимо еще и потому, что «ежедневное выражение благодарности за все хорошее, что получаете, – удивительно мощный инструмент для улучшения восприятия жизни»[48].  Так работает принцип благодарности, осмысление которого вне традиций психологии, философии и религии – интересная и актуальная задача.


[1] Doheny Kathleen. A Simple “Thank You” Brings Rewards to All: http://news.healingwell.com/index.php?p=news1&id=637680

[2] Там же.

[3] Галина Северская. Благодарность идет нам во благо!//Журнал «Psycologies». 2009. №44

[4] Всемирный день доброты (справка): http://ria.ru/spravka/20101113/294227810.html

[5] Галина Северская. Указ.соч.

[6] Там же.

[7] Признательность (чувство благодарности)//Психология общения: http://comm-psy.ru/?p=112

[8] André Comte-Sponville. La gratitude, Petit traité des grandes vertus. Paris: PUF, 1995.

[9] Кулиева С. Базовые эмоции и эмоции нового времени: http://www.mcnlp.ru/library/nlp_articles/nlp_v_lichnoy_zhizni/835.htm

[10]Семь слагаемых доброты: http://aesthref.com/sem_slagaemikh_dobroti.html

[11] Серван-Шрайбер Д. Мужество сказать «спасибо»// Psychologies. 2008. №30

[12]Кляйн М. Зависть и благодарность. Исследование бессознательных источников. СПб: Б.с.к., 1997.

[13] Уолш Р.Основания духовности. М.: Академический проект, 2000.

[14] Сенека Луций Анней. Философские трактаты. СПб: Алетейя, 2001.

[15]Там же.

[16] Там же.

[17] Аристотель. Никомахова этика. М.: ЭКСМО-Пресс, 1997.

[18] Там же.

[19] Кант И. Сочинения в шести томах. М.: Мысль, 1965. Т.4, Ч.2.

[20] Там же.

[21] http://www.libreria.ru/aphorismes/2050.html

[22] Т.Н. Иванова. Благодарность и подарок в терапевтических отношениях: http://psychology-guide.ru/specialists/publications_text.php?id=5255

[23] Там же.

[24] Там же.

[25] Anne-Laure Gannac. La gratitude ca fait du bien:  http://www.psychologies.com/Moi/Moi-et-les-autres/Relationnel/Articles-et-Dossiers/Dire-merci/La-gratitude-ca-fait-du-bien

[26] Зелинский В. Разум и писание//Церковь и время. 2006. №34.

[27] Благодарение Бога: http://www.a-sad.ru/index.php

[28] http://rusbible.ru/sinodal/ps.html#91

[29] Молитвы об исцелении: http://hodatai.com/molitvi-ob-istselenii.html

[30] Ткачев А. Школа благодарности//Прихожанин. 2009. №3.

[31] Схимонахиня Николая. Живым сердцам – простое слово//Мир. 2006. Декабрь.

[32] Проявление благодарности (шукру) Всевышнему Аллаху: http://www.assalam.ru/content/story/220

[33] Мн. число от слова «вали», которое употребляется для обозначения праведника, проводящего свои дни в непрестанной молитве.

[34] Проявление благодарности (шукру) Всевышнему Аллаху: http://www.assalam.ru/content/story/220

[35] Там же.

[36] Намаз – ежедневная пятикратная молитва, один из столпов ислама.

[37] Джонс С. Философия айкидо: arosh.at.ua

[38] Там же.

[39]Иудаизм как ритуальная система//Религиозные традиции мира. М.: Крон-Пресс, 1996.

[40] Религиозные традиции иудаизма//Иудаизм: http://old.religiology.org/index.php?subpage=179

[41] Там же.

[42] Моше – главный пророк в иудаизме (получил от Бога Тору на горе Синай).

[43] Фельдман А. Река, котел и птица. Иерусалим: Швут Ами, 1993.

[44] Религиозные традиции иудаизма//Иудаизм: http://old.religiology.org/index.php?subpage=179

[45] Фельдман А. указ.соч.

[46] Там же.

[47] Робин Шарма. Как построить команду победителей: http://miruspexa.com/philosophy-uspexa/robin-shamra-kak-postroit-komandu-pobeditelej

[48]Калашникова Л. Благодарность от слов «благо дарить»: http://ludmilastyle.ru/blagodarnost-ot-slov-blago-darit/ (автор цитирует Робина Шарму)

Комментарии:0
Только авторизированные пользователи могут оставлять комментарии.
Войти используя:                    
Следите за нами Вконтакте Facebook LiveJournal RuTube YouTube
© Учреждение культуры
«Клаудвочер»
При перепечатке следует указывать источник
Программирование — «Potapov studio»