Капитализм как система, разобщающая людей

Использование в производстве машин сделало доступными темпы наращивания материального богатства ранее невозможные. «Неудовлетворительный способ распределения этого нового добавочного капитала внутри общества»[1] не позволил, однако, промышленной революции привести к росту материального благополучия всех его членов. Следствием развития капитализма стали  ухудшение условий труда и условий жизни рабочих, а также значительный рост безработицы в Великобритании начала 19 века. Неравномерное распределение материальных благ, ставших доступными благодаря развитию промышленности, сделало возможными свойственные капиталистической системе риски перепроизводства. Так, кризисы перепроизводства, должны, согласно Оуэну, расцениваться скорее как кризисы недопотребления, связанные с отсутствием возможности у рабочих потребить собственные продукты труда.

Особенно негативным результатом развития новой социально-экономической системы, согласно Оуэну, является разъединение людей и поощрение индивидуализма в обществе. Капиталистическая система, согласно Оуэну, формирует у людей «привычки…как бы предназначенные для подавления всех социальных чувств»[2]. «Человек, живущий в таких условиях, видит все окружающее как бы набегу, из дорожного дилижанса, и стремясь к индивидуальному обогащению, пренебрегает самим собой, своим благополучием, своими потребностями и даже страданиями, если не считать унизительной системы приходской благотворительности, которая пригодна только для того, чтобы делать сердце человека нечувствительным к страданиям его собратьев или формировать тиранов и рабов. Сегодня человек работает на одного хозяина, завтра — на второго, затем — на третьего и четвертого, пока все связи между предпринимателями и наемными рабочими не низведутся к простому соображению о непосредственной выгоде, которую можно извлечь из другого человека»[3]. «Приобретение богатства и создаваемое им естественное стремление к увеличению этого богатства… создали склонность приносить в жертву этой страсти к накоплению лучшие чувства человеческой природы».[4]

Одна из базовых идей Оуэна заключается в том, что истинное счастье одного человека возможно только при благополучии всех остальных людей и единстве общества. Оуэн выступает за объединение всех людей для совместной работы, направленной на общее благо всех членов общества. «Мы наблюдали в делах человечества, что люди производительны в своей деятельности, продуктивны в работе и счастливы в общественной жизни только тогда, когда они действуют совместно и объединенно»[5].  Оуэн выступает в качестве яростного противника индивидуализма и конкуренции, лежащих в основе рыночной экономики:

«Среди теоретиков и политико-экономов существовало и продолжает существовать предвзятое мнение, что человек лучше позаботится о самом себе, притом с большей выгодой для всего общества, в случае если его предоставить его собственным усилиям в борьбе и соревновании с его собратьями, чем в случае, когда ему содействует какая-нибудь общественная организация, которая сочетает его индивидуальные интересы с интересами общества. Этот принцип индивидуальной заинтересованности, противостоящий, как это всегда бывает, общественному благу, рассматривается всеми известнейшими политико-экономами как краеугольный камень всей социальной системы, без которой общество не могло бы существовать. Но когда люди познают самих себя и обнаружат, какие изумительные результаты дает сочетание и объединение частных интересов, они признают, что теперешнее устройство человеческого общежития — антиобщественно, неблагоразумно и нерационально»[6]. Конкуренцию Оуэн называет «противоестественной и бесцельно деморализующей»[7]

Согласно Оуэну, «из этого принципа личной заинтересованности возникли все виды разделения человечества, бесчисленные ошибки и бедствия, создаваемые классами, сектами и партиями, национальная вражда, которая вызывает взаимное озлобление и дурные страсти... Самая ложная из всех кабинетных теорий заключается в представлении, что личная заинтересованность, как ее сейчас понимают, представляет более благоприятное начало для построения общественной системы в интересах как целого, так и каждого в отдельности, чем принцип единства и взаимного содействия»[8] Таким образом, одна из главных задач, согласно Оуэну, которая стоит перед его современниками,  заключается в борьбе со всеми теми явлениями, которые разделяют людей. Так, Оуэн выступает как противник частной собственности и религии.

 Одной из отличительных черт философии Оуэна является социальный детерминизм. В основе миропонимания Оуэна лежит его убеждение в том, что человек является тем, чем делает его воспитание, а также условия жизни, в которые он поставлен. Говоря о необходимости создания «науки об обстоятельствах» - науки, которая должна позволить изучить влияние социальной среды на характер и поведение человека, Оуэн может считаться предвестником социологии. «Человек является творением обстоятельств»[9].

Оуэн говорит о «всесокрушающем влиянии системы»[10], именно она формирует характер, направляет поведение людей в обществе. Так, он объясняет, например, озлобленность, невежество, лень, пьянство,  распространенные среди рабочих их воспитанием, а также социальными условиями, в которые они поставлены. Согласно Оуэну, в основе поведения людей, не лежит их собственная воля, если изменить условия их жизни и труда, если наладить новую систему воспитания детей, то можно решить проблемы общества и добиться благополучия и счастья для каждого человека. «Человеку можно сформировать характер, какой он должен иметь в интересах и для благополучия всех».[11]

Таким образом, согласно Оуэну, ответственность за все негативные явления, присущие британскому обществу начала XIX века, несут не отдельные представители общества (представители власти, например) или социальные классы (буржуазия и т.д.), но социально-экономическая система. Понимание роли социально-экономической системы в формировании характера человека, понимание ее роли в формировании взаимоотношений между людьми в обществе и использование этого знания для создания нового общественного устройства позволят, считает Оуэн, наконец,  избавиться от человеческих пороков и достигнуть всеобщего блага, а также счастья для каждого человека в отдельности:

«Поведение человеческого рода можно с полным основанием сравнить с образом действия отдельного человека, который, обладая прекрасным участком, пожелал бы вырастить виноград, не будучи с ним знаком. Проникнувшись представлениями, глубоко укоренившимися в его уме, что шиповник это и есть виноградная лоза, он посадил его, поливал и выращивал, но получил вместо винограда шипы. Он снова  посадил шиповник, изменил свой способ выращивания, но получил тот же результат. Посадив его в третий раз, применив теперь обильные удобрения и тщательно ухаживая за ним, он снова получил от своего шиповника шипы, правда, более острые и крепкие, чем раньше. Обманувшись таким образом, он стал хулить почву и пришел к выводу, что человек сам никогда не сможет получить виноград на такой почве; другой же у него нет. Тогда он обратился к сверхъестественным силам с просьбой, чтобы земля его стала плодороднее. …Убедившись, наконец, после всех своих трудов, что посаженный им шиповник не даст желанных плодов, он почувствовал, что все его надежды и ожидания истощены. Отсюда он сделал вывод, что силы, создавшие землю, распорядились, чтобы она производила только шипы… Это точная картина того, что представляла собой до сих пор человеческая жизнь. Обладая в человеческой природе почвой, способной дать в изобилии плоды, столь желанные для человека, мы в своем невежестве насадили вместо виноградной лозы шиповник.»[12]

Критика существующего социально-экономического устройства является одним из главных элементов реформаторской идеологии Роберта Оуэна. Она является важным инструментом мобилизации людей для проведения социально экономических преобразований. Только указав на существенные недостатки устоявшейся системы, Оуэн получает ресурс для убеждения людей в необходимости предпринять усилия для создания нового социально-экономического уклада.

Новая социально-экономическая система как альтернатива капитализму. 

Реформаторская «карьера» Роберта Оуэна начиналась с деятельности, представлявшей собой по сути форму филантропии.  Так, в рамках управления фабрикой в Нью-Ланарке, Оуэн значительно улучшил условия труда и жизни рабочих. Он сократил рабочий день до 10 часов, выплачивал зарплату рабочим в периоды простоя производства, обеспечил рабочих недорогим жильем, создал школы для их детей и т.д. Но эти меры по улучшению жизни рабочих быстро перестали удовлетворять Оуэна. Впоследствии он писал об эксперименте в Нью-Ланарке: «В немногие годы я сделал для этого населения все, что допускала фабричная система. И хотя бедный рабочий люд был доволен и, сравнивая свою фабрику с другими фабричными предприятиями, а себя с другими рабочими, живущими при старой системе, считал, что с ним обращаются гораздо лучше, чем с другими, и больше о нем заботятся, и был вполне удовлетворен, однако, я понимал, что его существование жалко в сравнении с тем, что можно было бы создать для всего человечества…»[13]

Достаточно быстро Оуэн приходит к выводу о необходимости глобальных преобразований и создании нового социально-экономического устройства общества. Особенностью философии Оуэна была его приверженность радикальным социальным преобразованиям, внедрение которых, однако, с его точки зрения, должно было проходить без революций или изменения политического устройства государства.    Преобразования должны были быть проведены на уровне более глубоком, они должны были затронуть основы общественного устройства, сформировать новую систему взаимодействия между людьми. Иными словами преобразования не должны были быть спущены сверху через применение политической воли представителей власти. Они должны были быть реализованы снизу и через участие всех членов общества.   «Такое изменение не должно вводиться насильственно и преждевременно и сопровождаться всяческими замешательствами и насилиями; оно не должно проводиться с помощью жалких средств, предлагаемых радикалами, вигами или ториями в Британии, либералами или роялистами во Франции, иллюминатами в Германии или вообще при помощи партийных мероприятий маленьких местных групп, воспитанных, как это было до сих пор, во всевозможных заблуждениях без всякого истинного познания самих себя. Нет, желанное изменение должно основываться на простом воплощении великого и универсального принципа и привести к согласованию всех мелких дисгармонирующих интересов»[14]

Ячейкой будущего общества, согласно Оуэну, должна стать небольшая кооперативная община (от 800 до 1500 человек). Будущее общество Оуэн представлял в виде федерации таких самоуправляющихся трудовых общин, основанных на общем владении собственностью, совместном труде и досуге и производстве всего необходимого для удовлетворения собственных потребностей. «Система общественной кооперации  ведет к превращению человеческого характера из дурного в хороший вследствие возникновения изобилия, уважения к разумно направленному трудолюбию и объединения усилий всех людей в интересах каждого»[15].

Первым этапом внедрения нового общественного устройства должно было стать, согласно Оуэну, создание кооперативных поселков для бедняков, где бы они работали сообща, без капиталистов-нанимателей, что решило бы остро стоявшую перед британским обществом проблему бедности и безработицы. Успех таких общин должен был стать ярким примером для других членов общества и лечь в основу повсеместного создания трудовых общин. Досконально прописанный  план создания трудовых поселков, представленный британскому правительству, не был, однако, принят, несмотря на высокий авторитет Оуэна в высших кругах английского общества, а также, несмотря  на его репутацию человека дела, добившегося значительных успехов в рамках проведения социального эксперимента в Нью-Ланарке.

Тогда Оуэн обратился напрямую к широкой публике. В речах, произнесенных в Лондоне в 1817 г. при значительном стечении народа, он изложил свою программу социальных преобразований. Оуэн обратился также непосредственно к промышленному классу с целью побудить его к образованию производительных ассоциаций.  Но и здесь он не нашел понимания.

Находились влиятельные люди, сочувствующие планам Оуэна, но усилия реформатора все равно были напрасны. В 1819 г. был даже создан комитет по сбору средств для его  социального эксперимента по созданию трудовых поселков для бедняков, в состав комитета наряду с герцогом Кентом входил, в частности, Давид Рикардо. Собрать, однако, удалось лишь малую долю необходимых денег, и затея провалилась. 

Не получив массовой поддержки в различных слоях британского общества, Оуэн решил совместно со своими приверженцами создать первую трудовую общину в Америке. Здесь, однако, его также ждал провал. Просуществовав всего несколько лет, община «Новая Гармония»  быстро прекратила свое существование, 

Неудачи в работе по созданию нового социально-экономического устройства на месте капитализма, заставили Оуэна обратиться к внедрению новых социально-экономических механизмов в рамках существующей капиталистической системы для преобразования ее изнутри.

Внедрение перемен в рамках существующей системы

Одним из главных зол капитализма Оуэн считал прибыль. Согласно Оуэну, прибыль, являясь плюсом к цене продукта, не позволяет рабочим купить продукт своего труда, то есть потребить эквивалент того, что они произвели. Желая уничтожить всякую торговую прибыль и посредничество денег, Оуэн устраивает в Лондоне биржу труда. Это было кооперативное общество со складом, куда мог прийти каждый член общества с продуктом своего труда и получить за него цену в бонах труда - цену, исчисленную по количеству часов труда, которое пошло на производство его продукта и которое член общества указывал сам. Эти продукты сохранялись на складе с указанной ценой и отдавались в распоряжение членов общества, которые захотели бы их купить. Благодаря этому всякий рабочий, который затратил несколько часов труда на изготовление какого-нибудь товара, мог получить здесь любой товар, стоящий столько же часов труда. Труд, таким образом, должен был стать истинным мерилом ценности товара.

Первоначально успех биржи был очень велик; в первую неделю сюда было доставлено более чем на 10 000 фунтов стерлингов товара. Скоро, однако, начались затруднения. Купцы скупали на бирже все наиболее ценное и поставляли на биржу свои залежавшиеся товары. Скоро на бирже труда оставались только товары, не имеющие надежды на сбыт. Оценка товаров по часам труда постоянно возбуждала недоразумения и споры. С нагромождением на бирже никому не нужных товаров, трудовые бонны потеряли всякую цену, и биржа кончила банкротством.

Создание биржи труда должно было по сути заменить стоимостной консенсус, в основе которого лежало рыночное определение цен, на другой консенсус, в основу которого должна была лечь добрая воля производителей. Честность участников общества была главным условием его успешного функционирования, так как цены устанавливались на основании заявлений участников о количестве труда, вложенного в создание продукта. Таким образом, консенсус, основанный на морали, должен был заменить консенсус основанный на механизмах рыночной экономики. И успешная работа биржи труда в рамках существующей капиталистической системы была невозможна без радикального совершенствования моральных принципов ее участников. При этом наличие необходимых моральных принципов делает внедрение экономических механизмов, таких как биржа труда,  для радикального совершенствования моральных принципов людей бессмысленным, так как они уже не нуждаются в радикальном совершенствовании.

Именно такое противоречие лежит в основе провалов многих социальных инициатив Оуэна. Желая сделать лучше природу людей, сделать лучше взаимоотношения между ними, он предлагал новое социально-экономическое устройство, внедрение которого на практике было бы возможно только при уже существующих лучших взаимоотношениях между людьми. 

Слабость теории Оуэна заключалась в его желании преобразовать сложившийся уклад и природу отношений людей, опираясь при этом на тех самых людей, характер  которых он хотел изменить. Оуэн верно оценивал значение социальной среды в формировании характера людей, а также в построении отношений между ними. Он был убежден, что если изменить среду, то измениться и человек. Но если человек – продукт среды, то в массе своей он не обладает необходимым воспитанием для участия в создании новой среды. 

Человек, вырвавшийся из системы предрассудков, системы ценностей распространенных в обществе, способен стать создателем быстрых перемен, как сделал это Роберт Оуэн в рамках управления принадлежащей ему фабрики в Нью-Ларнаке. Когда же успех запускаемых им инициатив зависит от мобилизации к участию в создании перемен всех или большинства членов общества, быстрые перемены становятся невозможными. Социальные структуры обладают огромной силой инерции. Усилия отдельных людей, даже самых выдающихся или обладающих абсолютной политической властью не способны их быстро сдвинуть. Укоренившиеся социальные институты обладают уникальной способностью к выживанию.

Начинания Оуэна были обречены на неудачу. При этом их нельзя в полной мере назвать провалом, так как бурная деятельность Оуэна по продвижению своих идей внесла свой вклад в раздвижение границ возможного для будущих поколений. Роберт Оуэн стал вдохновителем многих перемен. Так, например, своими экспериментами, своим активным участием в развитии профсоюзного движения, а также инициативами создания трудового законодательства Оуэн заложил идейную основу для возникшей спустя лишь полтора столетия системы социального партнерства - системы институтов и механизмов согласования интересов участников производственного процесса: работников и работодателей

Роберт Оуэн стал также вдохновителем кооперативного движения, хотя участие Оуэна в его создании и не было намеренным.  Выражение «кооперация» повсеместно встречающееся в его трудах обозначало то, что в дальнейшем получило название коммунизма. Роберт Оуэн, стремившийся к вытеснению прибыли капиталистов из системы сбыта товаров, идеолог совместного труда для достижения общего блага, может, однако, несомненно, считаться духовным отцом кооперации. Так, среди двадцати восьми рочдельских пионеров,  создавших первую кооперативную ассоциацию, шесть были последователями Роберта Оуэна,  двое из них, были душой этой бессмертной ассоциации.

Роберт Оуэн, став одним из основоположников социализма, несомненно, внес большой вклад в реформирование социально-экономической системы, подвергшейся его столь резкой критике – капитализма. Вклад его, однако, может быть оценен только в масштабах длительного периода времени. Общественная деятельность Оуэна стала  источником вдохновения для создания новых социально-экономических механизмов, таких как кооперация. Своей бурной пропагандисткой деятельностью Роберт Оуэн, наконец, безусловно, способствовал изменению социальных норм и преобразованию социальных структур британского (и не только) общества. 

Обзор подготовлен под руководством и при участии Дмитрия Шеймана.

Источники:

  1. Ege Ragip, «L’économie politique et les systèmes sociaux pendant la première moitié du XIXe siècle» dans Nouvelle histoire de la pensée économique, Tome 2, Paris, La Découverte, 1993.
  2. Оуэн Роберт ,  «Избранные сочинения», т. I, II.
  3. Owen Robert , «The life of Robert Owen by himself», London, Bell and Sons Ltd., 1920.
  4. Paquot Thierry,«Utopie : uniformité sociale ou hétérogénéité. Thomas More, Robert Owen, Charles Fourier et André Godin revisités», Informations sociales, No 125, 2005.

[1] Роберт Оуэн,  «Избранные сочинения», т. I,  стр. 183

[2] Там же, стр. 75

[3] Там же.

[4] Там же, стр. 70

[5] Там же, стр. 278

[6] Там же, стр. 222-223

[7] Там же, стр. 292

[8] Там же, стр. 223.

[9] Там же, стр. 244

[10] Там же стр. 72

[11] Там же, стр. 83

[12] Там же, стр. 268-270

[13] Роберт Оуэн,  Избранные   сочинения,   т. II, стр. 155.

[14] Роберт Оуэн,  «Избранные сочинения», т. I, стр. 227.

[15] Там же, стр.293

Комментарии:0
Только авторизированные пользователи могут оставлять комментарии.
Войти используя:                    
Следите за нами Вконтакте Facebook LiveJournal RuTube YouTube
© Учреждение культуры
«Клаудвочер»
При перепечатке следует указывать источник
Программирование — «Potapov studio»