История развития технологий в прошлом была историей усугубления неравенства. Новые возможности появлялись у тех, кто уже обладал здоровьем, богатством, занимал высокое общественное положение. Для всех остальных технологические достижения ничего не давали или казались вредными. Сейчас мы живём в эпоху, когда эта вековая тенденция может измениться, и люди смогут распределять технологии так, чтобы никто не был незаслуженно обижен.

Философия луддитов

Самые известные противники технологий, как известно, назывались луддитами и жили в Англии начала XIX века. Они уничтожали станки, когда сокращались их рабочие места. Правительство в ответ объявило уничтожение станков серьёзным преступлением, семнадцать человек были казнены, многие сосланы в Австралию. Сегодня принято называть луддизмом и более ранние события, и современную неприязнь к технологиям, имеющую порой совсем другие причины, чем у рабочих позапрошлого века.

Что именно вызывает неприязнь? Стоит начать отвечать на этот вопрос с того, на что невозможно указать пальцем. Многим претит сама идея изменения жизни вследствие развития прогресса. Человеку свойственно представлять другое время более правильным и мудро устроенным. Это «другое время» часто представляется прошедшим, пару десятилетий или несколько веков назад. Неолуддит Джордж Зарзан и вовсе пишет в своих книгах о том, что человечество совершило ошибку, начав заниматься земледелием, а лучший период был в эпоху собирательства. Такая позиция может показаться абсурдной, но в течение всего XX века ей создавалось немало доказательств в работах антропологов, изучающих, например, африканские племена. Если читать эти исследования, несложно найти не одно подтверждение тому, что сама по себе жизнь не меняется с развитием цивилизации, а если меняется, то к худшему: из малых групп возникают большие сообщества, в них всё больше неравенства, несправедливости, люди, отдаляясь друг от друга, становятся жестокими. Часть критики общества потребления связана всё с тем же, и многие философы, и правого и левого толка критиковали современный мир как механистическое пространство насилия и несправедливости. Среди них и один из основателей Франкфуртской школы, представитель левых взглядов Теодор Адорно, и правые консерваторы, среди которых и философ Мартин Хайдеггер, и социолог Фредерик Тённис.

Машины против людей

Проблема технологического неравенства стала наиболее серьёзно обсуждаться именно в XX веке. Неслучайно одна из важнейших метафор описания общества появляется в это время: противопоставление общества как организма и общества как механизма. Сказка Андерсена о соловье точно воспроизводит настроение того времени, создавшего представление о том, что органическое – это хорошо, а механическое – плохо. Но механический соловей уже отражает несколько другой тип неприязни, а именно, замещение «естественного» искусственным. Речь идёт не о неприязни к прогрессу как таковому, а нежелание внедрять его последствия в свою жизнь. Этому всегда находится более рациональное объяснение, чем отсылка к «золотому веку», и вышеупомянутые луддиты были сторонниками такого подхода. Чаще всего речь идёт об экономической нецелесообразности, рабочих местах, социальных и политических кризисах.

Сегодня многие движения антиглобалистов придерживаются сходной позиции, утверждая, что заменять труд фермеров и горожан, машинерией транснациональных корпораций – не просто плохо с этической точки зрения, но и невыгодно, так как мы получаем экономические проблемы и менее качественные продукты. Конечно, важно понять, что является причиной, а что – следствием, какие факторы мы можем менять, а с какими – ничего не можем сделать. Ведь в ходе тех самых кризисов всегда создаются новые модели отношений, и чем дольше мы говорим о невозможности перестроиться, тем более серьёзные трения возникают, когда изменение образа жизни становятся очевидной необходимостью.

Прагматика неравенства

Наконец, есть и третья точка зрения, которая утверждает, что прогресс и технологии – это, в общем, благо для общества, если они правильно используются. Именно сторонники такого подхода проповедуют принцип сокращения цифрового неравенства, разумного распространения технологий, удешевления гаджетов для жителей бедных стран. Это относительно новое направление социальных движений появляется уже во второй половине XX века, когда можно вести речь о развитии индивидуальных технологий. Лозунг «Станок – в каждый дом» в XIX веке был не только бессмысленным, но невозможным, и никому не нужным. Когда ЮНЕСКО развивает совместно с крупными корпорациями программу обеспечения индийских детей дешёвыми компьютерами и доступом к образовательным программам, это позволяет сократить неравенство, не забывая об экономической целесообразности для тех, кто помогает в этом сокращении. Такой подход порой критикуется, его противников не так много, но главное, что благодаря ему техника не воспринимается исключительно как причуда и способ удовлетворения своих потребностей богатыми людьми.

Конечно, технологическое неравенство никуда не исчезает. Но за счёт миниатюаризации и удешевления техники, оно перестаёт быть исключительно «материальным» процессом, и сегодня, говоря о «цифровом барьере», мы подразумеваем, что сложность нередко связана с непониманием того, как использовать достижения прогресса. И хотя за двести лет мы смогли перейти от полного неприятия технологий к диалогу с теми, кто некогда разбивал машины и компьютеры, процесс демократизации прогресса едва поспевает за самими технологиями.

Возможен ли прогресс без насилия?

Задумываясь о новом порядке, мы понимаем, что он должен учитывать множество деталей и неоднозначных позиций. Уже одно это обстоятельство делает невозможным создание идеального плана будущего в вакууме. И возможно, именно поэтому революции и изменения строя всегда происходят так непредсказуемо, сталкивая вчерашних сторонников и уничтожая идеалы прошлых лозунгов. Однако изменения социального устройства неизбежны, и поскольку они не могут быть придуманы, нам предстоит участвовать в процессе трансформации самим.

Отталкиваясь от этого, можно предположить, что самый мирный и наиболее стабильный процесс перехода можно обеспечить, если его участники сами оценивают то, что происходит, и уже на основании этого коллективного мнения принимают решения. Конечно, это не решит всех проблем, поскольку во всех изменениях предполагался примерно такой принцип действия, но он не всегда может быть обеспечен.

Как ни странно, исследуя принцип Экономики заслуг, которая сегодня является одной из систем, позволяющих безболезненно начать существовать в новом, изменённом с очередным шагом прогресса обществе, мы обнаруживаем, что технологии могут играть новую роль. Никогда раньше они не становились инструментом создания равенства, но сегодня, будучи частью общей системы изменений – могут ею стать.

Ненанотехнологии

Все предыдущие технологические переходы создавали новые возможности для промышленности, торговли, государства, в общем – для больших акторов. Сам человек мог воспользоваться этими благами только после серьёзной подготовки, и то, не всякий человек это мог быть. Сегодня женщины, дети, инвалиды, старики, чёрные и белые, и даже не самые богатые люди имеют доступ к новым технологиям. Даже с помощью мобильных телефонов можно сделать очень многое в своей частной жизни: создать сообщество, сообщать о необходимой помощи из любой точки города, помогать другим или позволять помочь себе. Лаборатория социальных инноваций Cloudwatcher обратилась к теме мобильных технологий именно потому, что она представляется нам самым демократичным видом современных технологий.  

Тема не такая уж однозначная. Эти возможности пока доступны не всем, часто – потому что неизвестны, а нередко – потому что не у каждого пользователя есть возможность купить дорогой телефон. Не все приложения работают так, как это должно быть, согласно их описанию. И хотя бы на примере системы Госуслуг мы знаем, что процесс улучшения идёт достаточно медленно. В конце концов, в нашем обзоре немало зарубежных примеров, но мы полагаем, что если приложение хорошее, его можно перевести на наши реалии или сделать подобное.

В любом случае, мы можем оценить, как работает то или иное приложение и либо порекомендовать его другим, либо перестать пользоваться. Этот простой принцип, который воспитывает современный мир, лежит, в том числе, и в основании Экономики заслуг. И мы обнаруживаем иногда, что она уже действует, но только в тех сферах, где люди не боятся сами брать на себя ответственность за действие, стремятся делать его коллективным и создавать прототип нового общества. А техника в этом помогает.

Комментарии:0
Только авторизированные пользователи могут оставлять комментарии.
Войти используя:                    
Следите за нами Вконтакте Facebook LiveJournal RuTube YouTube
© Учреждение культуры
«Клаудвочер»
При перепечатке следует указывать источник
Программирование — «Potapov studio»