Следует отметить, что слово «община» многозначное. Прежде всего, это исторический термин, подразумевающий кровнородственную,  родовую общину - первичную форму социальной организации, сложившуюся при первобытнообщинном строе. Родовая община представляла собой замкнутое образование на основе общественной собственности на средства производства,  коллективного труда и совместного распределения и потребления произведенного продукта. Стадию родовой общины в своем развитии прошли все народы. (1)

В процессе образования классового общества и государства первобытная кровнородственная община трансформировалась в соседскую (территориальную) организацию сельского населения. Соседская (территориальная, сельская) община является переходной формой.  Если первобытная родовая община характеризовалась коллективным трудом и потреблением, то более поздняя форма уже сочетала в себе как общинное, так и индивидуальное землевладение.

Некоторые такие общины сохраняли жизнеспособность на протяжении веков. Наиболее известный пример -  крестьянская община в дореволюционной России, являвшаяся разновидностью поздней соседской общины. Вплоть до начала ХХ века она оставалась единицей хозяйственного самоуправления крестьян. Сельские общины как официально признанные и регулируемые законом сообщества появились в ходе освобождения крестьян от крепостной зависимости в 1861 году, когда окончательно определился их состав, структура и сфера полномочий. Сельские общества являлись коллективными владельцами мирской надельной земли, предоставляя их отдельным крестьянам во временное пользование, они же несли коллективную ответственность за уплату налогов своими членами (принцип «круговой поруки»).

О значении института общины в истории человечества свидетельствует сохранение в современном употреблении термина “община” для обозначения самых разных социальных общностей - городских коммун, сельских обществ, землячеств, религиозных сообществ, профессиональных объединений (а так же низовых административно-территориальных единиц в некоторых государствах). (2)

Важнейшее отличие нового типа общин состоит в том, что люди создают их самостоятельно и сознательно, в результате собственного выбора. Такие общины часто называют «идейными», поскольку на первый план в них выходит не экономическая целесообразность, а некая идейная составляющая (хотя в большинстве случаев элемент обобществления собственности по-прежнему присутствует).  Члены такой общины, как правило, разделяют определённые политические, социальные, религиозные или иные взгляды, и зачастую ведут альтернативный или достаточно независимый образ жизни.

Идейные общины, как правило, являются неправительственными общественными объединениями и имеют право устанавливать свои внутренние правила, не противоречащие государственным законам. В большинстве общин преобладает демократическая форма управления, когда решения принимают через консенсус или прямым голосованием, но некоторые из них имеют авторитарную  структуру.

К идейным общинам в первую очередь можно отнести общины религиозные. В ранних формациях религиозная община обычно совпадала с родовой, сельской или соседской общиной, со временем она приобрела самостоятельное значение.

Религиозные общины могут объединять как представителей официального вероисповедания, так и сторонников различных иных течений. Существует огромное количество различных религиозных общин – это православные монастыри и католические аббатства, общины мормонов и индийские ашрамы,  разнообразные секты, объединения старообрядцев и духоборов, молокан и амишей… Возродившиеся не так давно языческие общины тоже в некоторой степени можно отнести к религиозным.

В наибольшей степени понятию «религиозная община», пожалуй, соответствует монастырь - община монахов или монахинь, имеющая единый устав, а также единый комплекс принадлежащих ей богослужебных, жилых, хозяйственных построек. Так, в частности, согласно Уставу РПЦ,  «монастырь - это церковное учреждение, в котором проживает и осуществляет свою деятельность мужская или женская община, состоящая из православных христиан, добровольно избравших монашеский образ жизни для духовного и нравственного совершенствования и совместного исповедания православной веры». (3)   Каждый насельник несет определенные послушания, то есть выполняет ту или иную работу в монастырском хозяйстве. Монах получает во временное личное пользование необходимое имущество - келью, мебель, одежду и тому подобное. В случае выхода одного, нескольких или всех насельников монастыря из его состава, они не имеют права и не могут заявлять никаких претензий на имущество и средства монастыря.

Однако разделение идейных общин на религиозные и светские порой тоже весьма условно – например, есть немало православных объединений, активно занимающиеся вопросами воспитания, здравоохранения. В частности, существуют общины, где проводится реабилитация людей, страдающих различными формами зависимости.

К идейным общинам можно отнести и большинство коммун. Поскольку здесь часто возникает терминологическая путаница, стоит отметить, что изначально эти два слова были синонимами, поскольку «коммуна» (от лат. communis – общий) и переводится как «община». (4)

Сегодня некоторые исследователи предлагают такой вариант: коммуна как модель с обобществленным бытом, община как модель с обобществленной собственностью. (5) Но в принципе во многом название зависит от самоидентификации организации, от решения ее создателей и от исторического контекста. Например, в России традиционно понятие община относилось именно к крестьянской поземельной общине, а идейные сообщества называли коммунами - достаточно вспомнить известные «толстовские коммуны».  Они объединяли последователей религиозно-этического общественного течения, возникшего в России в конце 19 века под влиянием философского учения Л. Н. Толстого. «Толстовцы» исповедовали ненасильственный,  безгосударственный образ жизни, земледельческий труд, равноправие, свободу убеждений и верований. Хозяйственную основу коммун составляло земледелие, земля, жилища и труд были обобществлены. Свои сообщества «толстовцы» называли именно коммунами, хотя, следуя современному подходу, они скорее являлись общинами.

Но все-таки терминология здесь – не самое главное. Попытки построить свой маленький, независимый мир, объединяющий единомышленников на основе определенной идеи, предпринимались с незапамятных времен. Достаточно вспомнить раннехристианские общины, монастыри, индийские ашрамы… А в XIV веке во время Гуситских войн в Чехии возник город Табор, создатели которого провозгласили принцип: «Подобно тому, как в городе Таборе нет ни твоего, ни моего, а все общее, так и для всех людей все должно быть общее, и никто не может иметь собственности, а кто имеет — творит смертный грех» (6) Идея построения собственного справедливого общества получила яркое воплощение в ходе восстании в 1534 году в Мюнстере (Вестфалия), когда под руководством радикально настроенных анабаптистов была создана Мюнстерская коммуна. Анабаптистские власти конфисковали и объявили общественным достоянием имущество церквей, монастырей и бежавших и изгнанных горожан. Деньги были упразднены, а торговля и обмен ограничены,  всех жителей Мюнстера обязали трудиться и участвовать в обороне города. Продовольствие и все предметы потребления  обобществлялись и распределялись по строго установленным нормам.

Появление коммун нового типа связано с идеями теоретиков утопического социализма, прежде всего Оуэна и Фурье. Английский философ Роберт Оуэн считал, что необходима радикальная перестройка общества на началах общности владения, равенства в правах и коллективного труда. Будущее «рациональное» общество Оуэн представлял себе в виде свободной федерации небольших социалистических самоуправляющихся общин. Главный вид занятий  - земледелие, но предполагалось, что община должна организовать у себя также и промышленное производство. В 1820-ые годы Оуэн создал на территории США колонию-коммуну «Новая гармония», устав которой основывался на общности владения и принципах уравнительного коммунизма. Все члены этой общины имели право на одинаковую пищу, одежду, на одинаковое жилище и на воспитание детей. Однако этот проект оказался неудачным, община довольно быстро обанкротилась экономически, поглотив почти весь личный капитал Оуэна.

В середине XIX века получила распространение идея фаланстеров, принадлежащая  другому теоретику утопического социализма - Шарлю Фурье. Он считал, что люди  должны объединяться в социальные общины - фаланги, иметь общее хозяйство, общие мастерские и жить в огромных дворцах - фаланстерах. Предполагалось, что фаланстеры  станут новой формой  жилья, где люди смогли бы приучиться к коллективизму и освободиться от бытовых тягот домашнего труда. Принципиальной чертой концепции Фурье являлось то обстоятельство, что общая собственность, принадлежащая фаланге, не отменяла собственности частной. Заработной платы никто в фаланге не получает, ее члены должны делить между собой общие доходы. Фурье предполагал, что они будут настолько велики, что каждый член сообщества сможет при желании делать сбережения и приобретать на них паи фаланги, таким образом превращаясь в полноправного собственника.

Предпринятые в первой половине XIX века попытки создания в Англии и США оуэнистских коммунистических колоний, как и более многочисленные опыты по образованию ассоциаций-фаланг (количество которых измерялось тысячами), после кратковременных успехов обычно оканчивались провалом.

Однако в России после Октябрьской революции 1917 года эти идеи вновь были взяты на вооружение победившей властью. Стали появляться дома-коммуны рабочей молодежи - как при различных предприятиях и учебных заведениях, так и стихийно. Они создавались по соображениям идеологического и финансово-экономического характера – в условиях послереволюционной разрухи объединение нередко становилось вопросом выживания. Во многих случаях быт обобществлялся полностью, прежде всего в плане финансов: от 40 до 100 % заработка шли в общий котел, из которого коммунары получали деньги на свои нужды. В некоторых коммунах без разрешения коллектива нельзя было даже покупать личные вещи. (7) «Всем распоряжается безликий и многоликий товарищ-коллектив. Он выдает деньги на обеды (дома только чай и ужин), закупает трамвайные билеты, табак, выписывает газеты, отчисляет суммы на баню и кино» – писал в 1929 году журнал «Смена» (8). Официально такие коммуны просуществовали до 1934 года, когда XVII съезд ВКП(б) осудил «уравниловку» и весь этот социальный эксперимент в целом.

В конце 1920-х годов в советской России возродилась дискуссия о новых типах рабочих жилищ, главным из которых был признан дом-коммуна. Появились новые, специально построенные для этих целей жилые дома-коммуны, их возводили, как правило, в стиле конструктивизма. Строительство регулировалось «Типовым положением о доме-коммуне» Центржилсоюза (1928), который предписывал коммунарам при вселении отказаться от накопленных предыдущими поколениями мебели и предметов быта,  и предполагал коллективное воспитание детей, стирку, уборку, приготовление еды и удовлетворение культурных потребностей. (9) Большинство из таких домов объединяли индивидуальные квартиры и коммунальные учреждения  (общие кухни, столовые,  прачечные, бани или душевые комплексы). В целом дома-коммуны широкого распространения не получили, эксперимент признали неудачным, и уже к 1930 году их строительство практически прекратилось.

Вообще 1920-ые годы в России были интереснейшим временем, эпохой НЭПа и  разнообразных социально-экономических экспериментов. Именно этот период стал временем расцвета новых форм общин и коммун, артелей и кооперативов. Отдельно стоит отметить трудовые коммуны, сочетавшие производственную и педагогическую деятельность.  Пожалуй, самые известные из них - трудовые коммуны, которыми руководил А.С. Макаренко.

Сначала была основана трудовая колония для несовершеннолетних правонарушителей имени М. Горького, позднее Макаренко принял по совместительству руководство коммуной имени Ф. Дзержинского. В колониях была введена система воспитания на основе общественно-полезного производительного труда.   Коммунары не только учились, но и работали на полях и в мастерских. Так, например, в коммуне им. Дзержинского сотни подростков ежедневно четыре часа проводили в школе или на рабфаке, а четыре часа работали, занимаясь изготовлением инструментов и фотоаппаратов «ФЭД», средства от реализации которых шли на содержание коммуны и расширение производства. Введенный хозрасчет помогал коммунарам видеть плоды своего труда, воспитывал чувство хозяина (10)

Всемирную известность обрела и другая трудовая коммуна – Болшевская. Она находилась неподалеку от Москвы и представляла собой учреждение для перевоспитания несовершеннолетних правонарушителей. В основу деятельности Болшевской коммуны были положены те же принципы, что и у Макаренко - добровольность пребывания в учреждении, производительный труд на благо общего хозяйства, сочетание  самодеятельности коммунаров и сотрудничества с руководством учреждения и персоналом. С первых месяцев работы коммуны воспитанники вовлекались в сельскохозяйственные работы. Позднее подсобные  и хозяйственные помещения были перестроены в разнообразные мастерские, которые со временем превратились в большой промышленный комплекс, состоящий из трех фабрик – трикотажной, обувной и фабрики по производству коньков. К середине 30-х годов  они уже представляли собой высокорентабельное производство. Продукция Болшевской трудкоммуны пользовалась высоким спросом  и расходилась по всей стране, в результате коммуна не только не требовала на свое содержание государственных средств, но получала сотни тысяч рублей чистого дохода. Число коммунаров, составлявшее в 1924 году 18 человек, к 1936 достигло почти  5000.  К этому времени Болшевская коммуна превратилась в некое подобие государства с собственными магазинами, яслями, школами, больницей, кинотеатром и радиостанцией. (11) В 1937 году коммуна была репрессирована, начались аресты ее руководителей и активистов. А в декабре 1939 года появился приказ о ликвидации всех трудовых коммун...

Опыт советских трудовых коммун, организованных в первую очередь А.С. Макаренко, на протяжении десятилетий изучался специалистами многих стран. По словам английского психотерапевта Мелвина Роуз, «Школа Макаренко могла бы быть для нас примером одной из наиболее успешных организаций терапевтического сообщества». (12)  Именно этот опыт в модифицированных версиях позднее стал использоваться в Европе и США в качестве одной из наиболее успешных программ социально-трудовой реабилитации и ресоциализации для людей, страдающих от разных форм зависимости.

Однако самой известной формой общины в советской России можно считать  колхоз. Колхоз - форма хозяйствования на селе, при которой средства производства (земля, оборудование, скот, семена и т. д.) находились в совместной собственности и под общественным управлением его участников. Коллективные хозяйства в деревне в Советской России стали возникать  с 1918 года. Выделяют три формы таких хозяйств:

Сельскохозяйственная коммуна (унитарное предприятие), в которой обобществлялись землепользование и все средства производства (постройки, мелкий инвентарь, скот). Такие коммуны создавались обычно на бывших помещичьих и монастырских землях. Потребление и бытовое обслуживание членов коммуны полностью базировались на общественном хозяйстве; распределение было уравнительное, по количеству едоков. Своего личного подсобного хозяйства члены коммуны не имели.

Сельскохозяйственная артель (производственный кооператив), в которой обобществлялись землепользование, труд и основные средства производства - рабочий и продуктивный скот, техника, хозяйственные постройки. В личной собственности крестьян оставались жилые дома и подсобное хозяйство, размеры которого ограничивались уставом артели. Доходы распределялись по трудодням, то есть в зависимости от количества и качества труда.

Товарищество по совместной обработке земли (ТОЗ), в котором обобществлялись только землепользование и труд, в личной собственности крестьян оставались постройки, машины, инвентарь и скот. Доходы распределялись не только по количеству труда, но и в зависимости от размеров паевых взносов и ценности средств производства, предоставленных товариществу каждым его участником. (13)

Сам процесс коллективизации, то есть объединения мелких индивидуальных крестьянских хозяйств в коллективные, можно разделить на 3 периода.

Первый длился с октября 1917 по 1920 год. В этот период деревенская беднота и рабочие, прибывшие в сельскую  местность из городов в связи с голодом и разрухой, организовывали коллективные хозяйства на базе помещичьих имений.

В 1921-1929 гг. наступил новый период в колхозном движении, связанный с переходом к НЭПу. В это время процесс коллективизации  развивался стихийно, без какого бы то ни было административного вмешательства со стороны власти. Коллективные хозяйства этого периода по своим размерам были сравнительно небольшими, они объединяли по 8-10 крестьянских дворов. Постепенно количество сельхозкоммун сокращалось, а количество сельскохозяйственных артелей и ТОЗов наоборот, возрастало, поскольку в них более удачно сочетались интересы личности и коллектива.

В конце 1920-х годов начался третий, завершающий этап. После того как в ноябре 1929 года руководство страны провозгласило курс на сплошную коллективизацию, она приобрела принудительный и массовый характер. Артель стала основной, а затем и единственной формой коллективных хозяйств на селе. Позднее название «сельскохозяйственная артель» потеряло своё значение, его повсеместно заменило наименование «колхоз». Насильственная коллективизация, проводимая жесткими методами, привела к значительному разрушению производительных сил, сокращению сельскохозяйственного производства, голоду 1932 – 33 гг. на Украине, Северном Кавказе, в Поволжье, и массовым выступлениям крестьян. Тем не менее, во второй половине 1930-х гг. коллективизация была завершена и в СССР окончательно утвердилась колхозная система. (14)

Деятельность колхоза регулировалась уставом. Земля закреплялась за сельскохозяйственной артелью в бессрочное пользование и не подлежала ни купле-продаже, ни сдаче в аренду. Уставы определяли размеры приусадебной земли и количество скота в личном пользовании колхозников. Членами артели могли стать все трудящиеся, достигшие 16-летнего возраста, кроме бывших кулаков и лишенцев (то есть лиц, лишенных избирательных прав). Общим голосованием избирался председатель - глава хозяйства, и  правление колхоза. Были созданы машинно-тракторные станции для обслуживания колхозов техникой.

Власть установила жесткий контроль над деятельностью колхозов. Они были обязаны  вести плановое хозяйство, расширять посевные площади, постоянно повышать урожайность. В условиях отсутствия рыночных цен на государственном уровне, взаиморасчёты с городом за технику и горючее производились административными методами, зачастую не в пользу крестьян. Долгое время для того, чтобы удержать колхозников на селе, им не выдавали паспорта. Оплата в колхозах начислялась в трудоднях, трудодень был разный и являлся своеобразным мерилом участия колхозника в общей работе колхоза. Государство постоянно следило за использованием колхозами выделенного им земельного фонда и соблюдением нормы поголовья скота. Периодически проводились проверки размеров приусадебных участков, излишки земли изымались.

В 1956 году был принят новый устав сельхозартели, который разрешил колхозникам самим определять размеры приусадебного участка и количество скота, находящегося в личной собственности. Обязательные поставки и натуроплаты были заменены закупом. Позднее оплата по трудодням была заменена гарантированной оплатой труда.

Большинство колхозов в 1990-е годы либо прекратили своё существование, либо были преобразованы в хозяйственные общества, производственные кооперативы, товарищества или фермерские хозяйства (аналог частного унитарного предприятия).

Ошибки в реализации во многом дискредитировали саму идею колхозов, однако ее жизнеспособность подтверждается опытом зарубежных стран. Нередко можно найти сопоставления с израильскими кибуцами.  

Кибуц - это сельскохозяйственная  коммуна, основанная на принципе коллективного владения имуществом и средствами производства, равенства в работе, потреблении и социальных услугах, на отказе от наемного труда. Первый кибуц был создан израильскими поселенцами в 1909 г. С тех пор кибуцное движение начало активно развиваться, его пик пришелся на период образования государства Израиль, то есть на середину ХХ века. В то время в кибуцах сосредоточивалось 7% еврейского населения страны, и хотя число кибуцев неуклонно продолжало расти, их относительное значение в социально-экономической жизни страны стало постепенно снижаться. Это, прежде всего, связано с урбанизацией и усилением рыночных элементов в экономике Израиля.

Сегодня в стране насчитывается приблизительно 270 кибуцев, с численностью от 80 до 2 000 человек. С населением в 120 000 они представляют приблизительно 2,8 процента населения Израиля. (15) С 2005 года всем кибуцам был присвоен один из трёх статусов: общинный кибуц (традиционная форма); обновленный кибуц (с частичным обобществлением) и городской кибуц.

Возникнув как аграрные поселения, кибуцы позднее расширили свою деятельность, и сейчас сельское хозяйство приносит им не больше четверти доходов. Нынешние кибуцы - это многоотраслевые экономические единицы, практически все они обзавелись одним, а то и несколькими промышленными предприятиями. В кибуце средства производства находятся в коллективной собственности. Официально земля принадлежит государству, но кибуц вправе полностью ею распоряжаться.

Кибуцы насчитывают от 100 до 2000 жителей, в среднем это 500—600 человек. В управлении действует принцип прямой демократии. Каждый член кибуца участвует или, по крайней мере, имеет право участвовать в решении всех вопросов. Высшим органом является общее собрание, которое формирует социальную и экономическую политику кибуца, утверждает бюджет, принимает новых членов. На собраниях выбирают комиссии (жилищную, финансовую, планово-экономическую и др.) Председатели основных комиссий вместе с секретарем (так называют главу кибуца)  образуют орган исполнительной власти - «правительство» кибуца.

Одна из наиболее значительных попыток развить институт общин была предпринята в Китае в середине ХХ века в ходе политико-экономической кампании «Большого скачка». Целью кампании было укрепить индустриальную базу и добиться резкого подъема экономики страны, поскольку почти на 90% аграрный Китай в тот период резко нуждался в модернизации. В рамках «Большого скачка»  740 тыс. существовавших на тот момент сельскохозяйственных кооперативов были объединены в 26 тысяч крупных «народных коммун».  В  коммуне обобществлялись не только земля и средства производства прежних кооперативов, но также и приусадебные участки крестьян, принадлежавший им скот и домашнее имущество. (16)

Организация жизни и труда в коммунах носила военизированный характер: из крестьян формировались полки, батальоны и роты. В оплате практиковалось уравнительное распределение доходов. Коммуны были очень большими, их численность достигала  30 000 человек. (17) Народные коммуны пытались сочетать сельское хозяйство с промышленностью, однако это в основном свелось к созданию небольших доменных печей, которые, как правило,  давали сталь низкого качества. Большая часть такой стали шла на нужды самих коммун: из неё делали плуги, мотыги и другой сельхозинвентарь. (18)  В коммунах игнорировались хозрасчет, принцип материальной заинтересованности. Примерно половина доходов  выплачивалась в виде заработной платы, тогда как вторая половина принимала форму так называемого «бесплатного» обеспечения продовольствием (а иногда также одеждой и бытовыми услугами вплоть до бани и парикмахерской). (19)

Кампания по организации народных коммун, в основном проводившаяся административно-принудительными методами, заняла всего несколько месяцев вместо предусмотренных планом нескольких лет. Перегибы китайской коллективизации в сочетании с засухой 1960 г.  нанесли ощутимый урон всей экономике страны и привели к возникновению массового голода. В 1961 году было принято решение приостановить политику «Большого скачка» в сельском хозяйстве.

Во второй половине ХХ века возникают и получают широкое распространение новые формы общин и коммун. Этот процесс связан  с «молодёжной революцией» второй половины 60-х годов, которую возглавили «новые левые», активизацией феминистского и экологического движения, расцветом философии и субкультуры хиппи. В США и западноевропейских странах создавались тысячи самых разнообразных сообществ, прежде всего коммун.

Примерно в те же годы в Европе впервые возникает идея кохаузинга (cohousing) – своеобразного жилищного сообщества. В принципе кохаузинги тоже можно отнести к общинам. Эта тенденция  имеет нечто общее как с коммунами большевиков, так и с коммунами хиппи, но в данном случае люди объединяются, прежде всего, из прагматичных соображений, с целью реализации  своих экономических и социальных интересов.

Члены сообщества живут в отдельных домах или квартирах, которые закреплены за ними на правах частной собственности, и имеют собственные финансы. Однако у них есть общее пространство для совместных действий: это может быть кухня, бассейн, спортзал, сад, библиотека, сауна, детская игровая площадка. В кохаузингах, как правило, организован совместный присмотр за детьми, уход за садом или прилегающей территории, оптовые закупки товаров. Малое количество членов сообщества позволяет принимать все важные решения только на основе общего согласия жильцов. Основная декларируемая цель в кохаузингах - создание добрососедских отношений. (20)

В конце ХХ века большую популярность приобрела такая форма общины, как экопоселение. В России выделяются две волны возникновения экологических поселений.

Первая волна приходится на конец 80-x — 90-e годы XX века, она возникла под влиянием тяжёлых экономических обстоятельств и нестабильности в обществе, связанных с распадом СССР. Многие из поселений этой волны ориентировались на коммунарскую модель и оказались нежизнеспособными, хотя есть и исключения. (21) Например,  созданная в 1992 г. в Калужской области педагогическая община «Некоммерческое партнерство приемных семей  «Китеж». Это посёлок, построенный  для детей-сирот, в котором вместе живут дети и взрослые. В поселке 15 деревянных жилых домов, а также здания школы, столовой, фермы, столярной мастерской и церкви. Члены общины учат детей – родных и приемных, сами строят дома, работают на ферме…(22)

Вторая  волна экопоселений возникла в начале XXI века  под влиянием серии книг писателя Владимира Мегре «Звенящие Кедры России»; участников этого движения называют анастасийцами (по имени главной героини книг Мегре). Анастасийцы стремятся прежде всего к гармонии – с собой, с природой и с миром, они занимаются в основном сельским хозяйством, ремеслами, агротуризмом. Их поселения состоят из родовых поместий. Родовое поместье - это участок земли размером не менее гектара, на котором семья планирует и воплощает свое личное пространство. Участок предоставляется семье бесплатно в пожизненное пользование с правом передачи по наследству, он неделим и неотчуждаем.

Сегодня существуют сотни общин самой разнообразной направленности. Они называют себя экологическими, духовными, казачьими, педагогическими, языческими.… Возникают общины приверженцев таких экзотических течений, как сурвивализм (survivalism) – субкультура, объединяющая людей, которые готовятся к концу света,и дауншифтинг (downshifting) - отказ от «чужих целей и погони за материальными благами.

В России действующее законодательство не предусматривает  такой организационно-правовой формы, как «община». При создании подобной организации в качестве юридического лица она может быть зарегистрирована либо как коммерческая организация (главная цель которой - получение прибыли), либо как некоммерческая (главная цель, определяемая уставом, не связана с получением прибыли - например, военно-патриотическое воспитание, просветительство, защита окружающей среды). Общины, как правило, создают не ради получения прибыли, однако во многих случаях, из соображений практической целесообразности,  статус коммерческой организации может оказаться более подходящим. (24) Что же касается религиозных общин, то их деятельность регламентируется в России Федеральным законом «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26 сентября 1997 г.

Иногда к общинам относят объединения лиц, созданные по национальному признаку (землячества, диаспоры).

Отдельно стоит упомянуть общины коренных малочисленных народов. В России на рубеже  XX-XXI веков наметился рост этнического самосознания малочисленных народов Севера, у них появились свои общественные объединения, учебные центры, ассоциации и профессиональные союзы. В 1990 году возникла Ассоциация коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока России, а с 2000 года общие принципы организации общин коренных малочисленных народов регулируются федеральным законодательством. (25). Во многих местах проживания малочисленных народов воссозданы общины как традиционные формы организации совместной деятельности, распределения продукции и взаимопомощи.

Несмотря на все трансформации, институт общины сегодня по-прежнему живет и развивается. Исторический опыт свидетельствует, что наиболее жизнеспособными являются общины, в которых гармоничным образом сочетаются интересы личности и коллектива. Община, как и любое сообщество - это живой организм, который возникает и развивается стихийно, по своим собственным законам, и здесь очень важно выстроить правильные, партнерские отношения с государством. Вмешательство власти в дела общины, излишнее давление или опека наносят не меньший вред, чем подчеркнутое противостояние общин государственным институтам.

 

-----------------

1. Боброва С. История России с древнейших времен до 1917 года: глоссарий // http://interpretive.ru/dictionary/375/word/obschina

2. Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001 г. // http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/

3.  Устав Русской Православной Церкви. Глава 12 // http://www.patriarchia.ru/db/text/133143.html

4 Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. -  Чудинов А.Н., 1910. http://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_fwords/20395/КОММУНА

5 Материалы Второго слёта Светских коммунаров. 15 января 2011, г. Воронеж http://www.rassvet-altruism.ru/info/delo/slet_kommun_2011_voronezh.html

6. Цит. по Научный коммунизм. Словарь – М., 1983 г. // http://www.pseudology.org/Psyhology/NauchComm/067.html

7.  Лебина Н. Советский дом-коммуна: границы тела // http://www.nlobooks.ru/node/2118

8.  Журнал Смена 1929, № 2-3. Цит. по Лебина Н. Указ. соч. http://www.nlobooks.ru/node/2118

9.  Лебина Н. Советский дом-коммуна: границы тела http://www.nlobooks.ru/node/2118

10. http://www.makarenko.edu.ru/dzerd.htm

11. Позамантир Р. Д. Болшевская трудовая коммуна //http://ruskline.ru/monitoring_smi/1999/07/01/bolshevskaya_trudovaya_kommuna

12. Каклюгин Н. В. Опыт создания реабилитационных общин (трудовых коммун) для подростков с зависимым поведением в России и Советском Союзе в первой половине XX в. //  http://www.narkotiki.ru/expert_7003.html

13. Википедия, статья «колхоз» // http://ru.wikipedia.org/wiki/%CA%EE%EB%F5%EE%E7

14. Яндекс.Словари / Гуманитарный словарь, 2002 http://slovari.yandex.ru

15. http://www.kibbutz.ru/about.php

16  http://www.ftcinvest.ru/obedinenie-kitaiskogo-krestyanstva

17 Пол Кокшотт, Аллин Коттрелл К новому социализму // http://left.ru/2007/5/cockshott157.phtml

18  Шапинов В. Большой скачок и народные коммуны // http://library.maoism.ru/Shaping/Great_leap_forward.htm

19  http://www.pandia.ru/296840/

20  Грегуольдо В. Cohousing, или Новый способ жить дешево и цивилизованно //http://sob.ru/archive/cohousing-ili-novyiy-sposob-jit-deshevo-i-tsivilizovanno

21 Кулясов И.П. «Экологические поселения России как новая форма устойчивых сельских поселений» http://ecosociology.org/index.files/site/public.files/2009/2009KuI-Ecovillage.zip

22 Терапевтическое сообщество «Китеж» // http://www.kitezh.org

23 Международный портал Звенящие кедры // http://www.anastasia.ru/articles/detail/3875/

24 Проект «Русская община» // http://www.rusobschina.ru/2010-11-04-14-03-36

25 Федеральный закон от 20 июля 2000г № 104-Ф3 "Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации // http://www.rg.ru/2000/06/20/obshiny-dok.html

Комментарии:0
Только авторизированные пользователи могут оставлять комментарии.
Войти используя:                    
Следите за нами Вконтакте Facebook LiveJournal RuTube YouTube
© Учреждение культуры
«Клаудвочер»
При перепечатке следует указывать источник
Программирование — «Potapov studio»