Окинава - самая южная префектура Японии, которая состоит из сотен небольших островов, образующих архипелаг Рюкю протяженностью более Про маленький японский остров Окинава знают, наверное, все. Многие помнят из истории, что именно здесь в годы Второй мировой войны проходила знаменитая «битва за Окинаву», для кого-то Окинава - прежде всего родина карате, но больше всего, пожалуй, остров знаменит рекордным количеством долгожителей. А еще Окинава интересна тем, что здесь  зародились и сохранились до наших дней уникальные традиционные институты социальной поддержки - юимару и моаи.

1000 км.  Административный центр - город Наха. Самый крупный среди островов - Окинава, по названию которого и именуют префектуру.

Исторически Окинава - это не совсем Япония. Самое раннее упоминание об этих островах встречается в китайских хрониках начала седьмого века, когда император Янги отправил своих посланников в Восточное море на поиски мифической «Земли счастливых бессмертных», чтобы узнать секрет вечной жизни и превращения металла в золото. Найденные острова получили название Лю Цю (в японском прочтении Рюкю), что дословно означает «изумрудный шар» - они действительно напоминали драгоценную зеленую цепь, дрейфующую в Восточно-Китайском море.

В XV-XIX вв. на островах существовало государство Рюкю, находившееся под влиянием двух больших соседей - Китая и Японии. Жители Окинавы говорили на рюкюском (окинавском) языке, основой экономики страны была морская торговля. В начале 17-го века Япония фактически подчинила себе острова, но формально государство оставалось независимым вплоть до 1872 года, когда  Рюкю было объявлено территориальной единицей Японии. (1)

Окинаву не зря называли «Землей счастливых бессмертных» - родиной людей, обладающих рецептом вечной жизни. Япония вообще является страной долгожителей -  сегодня здесь проживает более 40 000 человек, чей возраст превышает 100 лет. Доля пенсионеров (людей старше 65 лет) составляет 20% населения. Но даже по японским меркам Окинава считается рекордсменом по числу долгожителей. Средняя продолжительность жизни здесь у мужчин - 88 лет, у женщин - 92 года. (2) Это значительно выше, чем в остальной Японии, где мужчины живут в среднем 79 лет, а женщины - 86. На маленькой Окинаве с населением 1,3 млн. проживает более 400 человек, отметивших столетний юбилей. Неслучайно международный научный центр, занимающийся исследованиями долголетия, находится именно на Окинаве. Здесь на каждую сотню тысяч жителей приходится 34 долгожителя, а это самый высокий показатель  во всем мире. Но удивляет не столько их количество, сколько образ жизни. Островитяне, достигшие почтенного возраста, выглядят и чувствуют себя намного моложе. У окинавцев самый высокий показатель по продолжительности здоровой жизни, такие болезни, как рак или инфаркт, им практически неведомы. Здесь живут долго, а умирают легко и быстро, чаще всего просто во сне. Сегодня на Окинаве множество очень пожилых людей, которые активно работают, занимаются танцами, ездят на мотороллерах, трудятся на огородах. Кстати, Сайкичи Ухара - житель Окинавы, в возрасте 96-ти лет одержал победу в боксерском поединке над 30-летним экс-чемпионом Японии по боксу (3). Для окинавцев вообще большое значение имеет физическая нагрузка, многие из них занимаются боевыми искусствами, ведь остров Окинава - это родина каратэ.

Не один год ученые пытались разгадать секрет долголетия жителей Окинавы. Одну из таких попыток сделал американский писатель Дэн Бюттнер в своей книге «Правила долголетия. Результаты крупнейшего исследования долгожителей». Совместно с Национальным географическим обществом США и Национальным Институтом по вопросам старения Бюттнер определил так называемые «голубые зоны» - страны и регионы мира, чьи жители имеют самые наилучшие показатели средней продолжительности жизни. В перечень «голубых зон» вошли, помимо Окинавы, Сардиния (Италия), остров Икария (Греция), полуостров Никоя (Коста-Рика) и община Лома Линда (Калифорния, США). Исследователи пришли к выводу, что в основе долголетия лежат несколько важнейших принципов, в частности, активный образ жизни - ежедневные занятия физическим трудом, пешие прогулки, купание в море, использование велосипедов вместо машин. Во-вторых, конечно, правильное питание. Важными составляющими рациона долгожителей являются рыба, морепродукты, овощи и фрукты, злаки и орехи. Некоторые исследователи полагают, что секрет долголетия жителей Окинавы заключается в местной питьевой воде, содержащей большое количество ионов кальция. Перед едой на Окинаве по традиции принято произносить  древнюю фразу, которая звучит примерно как «хара-хатчи-бу». Она призвана напоминать,  что надо прекращать трапезу, когда желудок наполнен примерно на 80%. Все это помогает не переедать (4). Окинавцы уверены, что пища, съеденная в дурном расположении духа, способна только навредить. Не зря говорят, что источник тысячи болезней - беспокойный ум. А еще на Окинаве не принято питаться в одиночестве. "Наораи", обычай "преломлять хлеб" в компании близких и приятных людей, священен для многих поколений местных жителей. (5)

Здоровый образ жизни, физические нагрузки и правильное питание - конечно, не единственная причина удивительного долголетия жителей Окинавы. Гораздо важнее другое. На островах архипелага царит неспешный, замедленный ритм жизни, который известен там под названием «время Окинавы». Это совершенно уникальное ощущение времени, по-видимому, удивительно благоприятно воздействует на состояние здоровья всего населения в целом. Поговорка «время не ждет» здесь не работает. На Окинаве считается нормой, когда  церемонии, приемы, лекции и симпозиумы начинаются с опозданием, не говоря уже об обычных встречах друзей или семейных вечеринках - и такой порядок вещей никого не раздражает. Типичный характер жителя Окинавы - спокойный, неторопливый, ненапряженный, а традиционный образ жизни островитян свободен от стрессов. Несмотря на то, что на сегодняшний день Окинава считается самой бедной и экономически слаборазвитой префектурой Японии, здесь живут счастливые люди!

В Японии Окинаву называют исцеляющим островом не только за красоту природы и благодатный климат. Считается, что корни заложены в исконной окинавской вере в силу природы. Здесь почти нет храмов, и любое место на лоне природы служит для молитвы, а весь остров пропитан мистическим духом.

В сельских районах Окинавы особая роль издавна отводилась, да и сейчас отводится женщинам,  именно они в основном стремятся к духовным практикам и активно в них участвуют. Женщины являются признанными религиозными лидерами в семье, клане и деревне, что дает им возможность поддерживать тесные социальные контакты, а это немаловажный фактор для укрепления духовного и физического здоровья. Деревенские жительницы, как правило, становятся более активными в религиозной работе после 50-60 лет, когда домашних обязанностей становится все меньше и у них появляется больше свободного времени. Возможно, это не простое совпадение, что именно благодаря женщинам жители Окинавы достигли самой большой средней ожидаемой продолжительности жизни. Женщины на Окинаве переживают мужчин в среднем на 6 лет, и хотя женщины почти всегда живут дольше мужчин, здесь эта разница особенно заметна. Так, например, в Индии женщины переживают мужчин в среднем только на один год, в Китае - на 4 года. Кроме того, стоит отметить, что на Окинаве самый низкий уровень самоубийств среди пожилых женщин в Восточной Азии - части света, традиционно известной высоким уровнем суицида среди этой группы населения.

На островах архипелага царит уникальный сплав даосизма, для которого характерно истинное преклонение перед природой, конфуцианства с его глубоким уважением к другим людям и естественной духовности, когда женщины являются хранительницами незримых связей между современной жизнью и всем, что свойственно прошлому. Здесь очень почитают пожилых, и сам процесс старения отмечают целительными ритуалами. Например, на Окинаве существует прекрасный обычай, именуемый «аякару»: прикасаясь к старику, вы можете разделить с этим человеком его благополучие, здоровье и долгую жизнь. (6)

Как известно, устойчивые социальные контакты и тесные семейные узы помогают защищать человека от болезни и ранней смерти. Японию часто называют социально сплоченным обществом с традиционной культурой, в которой принято высоко ценить общественные взаимоотношения. Социальные контакты высоко ценятся и на Окинаве, но при этом пожилые люди в значительной степени сохраняют свою независимость. Они обладают волевым характером, отличаются юношеским подходом к жизни по принципу  «я всё могу» и рассматривают себя как опору семьи. Система культурных ценностей, которая ставит пожилых людей в положение, при котором их превозносят и уважают, возможно, еще больше способствует их ощущению благополучия жизни. Многие из них живут одиноко, особенно в сельской местности, но при этом сохраняют прочные социальные контакты, которые как раз и помогают им вести самостоятельный образ жизни. Большую роль здесь играет местная традиционная система поддержки, которая называется «юимару».

Юимару - это практика участия и помощи другим, которая издавна существовала на Окинаве, прежде всего в деревнях, и до сих пор составляет важную часть местной культуры. Само это слово буквально означает «соединяющий круг». Изначально оно относилось к организации совместной работы у деревенских жителей Окинавы в те времена, когда требовались усилия всей общины, например, при строительстве домов, сборе урожая и т.д. Закончив работу на полях, семья помогала убирать урожай соседям, пока все участки не были обработаны. По сути, крестьяне оказывали друг другу услуги на взаимной основе. Юимару служило своеобразным  клеем, который закреплял прочные связи между людьми.

Сегодня на Окинаве юимару проявляется более тонко и незаметно. Люди, особенно пожилые, встречая друг друга, предлагают помощь, причем делают это не задумываясь, почти инстинктивно. Это очень важный фактор, который способствует поддержанию их здоровья и долголетия. Юимару позволяет старикам заниматься каждому своими делами, оставаясь в сообществе себе подобных, даже если они работают уже не так быстро. В совместном исследовании  американских и японских геронтологов «Почему японцы не стареют» приводится характерный пример. Одна пожилая женщина и ее муж много лет держали в деревне маленький семейный магазинчик. Когда муж умер, женщина продолжила работать в одиночку. Запасов в ее магазине было мало, некоторые товары уже залежались, но люди продолжали покупать у нее продукты. Иногда они даже не ели то, что покупали. Но они заходили, чтобы поболтать с ней, что-нибудь купить, проверить, как она себя чувствует. Таким образом, эта пожилая женщина продолжала жить и работать, по-прежнему ощущая себя частью сообщества людей. (7)

Исследователи полагают, что большое значение в долгой жизни окинавцев имеет понятие «икигай» (ikigai). Этот термин можно приблизительно перевести как «то, ради чего стоит просыпаться по утрам». Обычно икигай - это близкий человек (по крови или по духу),  работа, любимое дело, - проще говоря, смысл жизни, который приносит радость и придает силы. Икигай дает осознание своей цели в жизни и ощущение собственной значимости.  «Люди, которые имеют какую-то цель, живут дольше. Это помогает им сохранить оптимистическое отношение к жизни и не замыкаться в себе», - говорил директор Международного центра долголетия Роберт Батлер. Такая цель обычно связана с благополучием близких, но не только: когда человек в 70 лет решает получить новую специальность и поступает в университет, это тоже идет ему на пользу, тем более что при достижении этой цели он расширяет контакты с окружающим миром. (8)

Важнейшую роль в судьбе жителей Окинавы играли и продолжают играть местные уникальные неформальные объединения, которые называются моаи. По сути это группы друзей, родственников, коллег по работе или единомышленников, которые регулярно собираются в целях оказания взаимной поддержки - финансовой, социальной и эмоциональной одновременно. Эта традиция насчитывает не одну сотню лет. Моаи зародились стихийно, естественным путем. Как и юимару, моаи являются продуктом деревенского менталитета, настоянного на социальных обязательствах и групповой ответственности. Изначально моаи формировались, чтобы объединить материальные ресурсы деревни для осуществления каких-либо конкретных проектов или дел - например, уплаты налогов, постройки жилища или проведение похоронной церемонии. Веками на Окинаве именно деревня являлась социальным пространством, где человек рождался, жил и умирал. Деревня была также налоговой единицей, и  если какой-то двор не в состоянии был полностью заплатить свой налоговый взнос, другие крестьяне восполняли разницу - действовал так называемый принцип круговой поруки. Община в целом принимала на себя обязательства заплатить недостающее за отдельных ее членов. Такая система социальных обязательств воспитывала чувство долга, коллективизма и групповой ответственности в поддержке членов общины, столкнувшихся с трудностями. Взаимозависимость и сотрудничество были необходимы для самого выживания. Эта система принятия взаимных обязательств оставила свой исторический след на современном обществе Окинавы в форме как моаи, так и юимару.

Группы моаи существовали на протяжении веков,  даже в непростой период с 1945 по 1972 г., когда Окинава находился под прямым управлением американских вооруженных сил. В те годы окинавцы попали под непосредственное влияние американской культуры и американского образа жизни, но, тем не менее, древние традиции сохранились.

Сегодня более 50% всех жителей Окинавы, как пожилых, так и молодых, участвуют в моаи. Эти группы объединяют сотни тысяч жителей островов. Участники моаи, как правило, всегда связаны какой-то общей идеей. Они могут заниматься одним и тем же делом или быть школьными друзьями, родственниками, земляками... Один человек может одновременно входить в две-три группы «по интересам» - например, в моаи, объединяющие школьных товарищей, любителей музыки и рыболовов. Членство в шести, семи или восьми моаи тоже не редкость. Как правило, собрания групп происходят раз в месяц, но в принципе всё зависит от желания участников.(9)

Часто моаи создаются по принципу своеобразного народного банка. Когда группа только формируется, все договариваются о  том, сколько денег каждый принесет на следующее собрание - например, 20 долларов. Если группа состоит из 10 человек, общая сумма составит 200 долларов. Далее на каждом собрании один из членов (обычно тот, кто больше всего нуждается в деньгах) получает эти 200 долларов. Когда все по очереди получили деньги, процесс начинается снова. Иногда собранная сумма используется в интересах всей группы - например, для оплаты совместного путешествия.

Кстати, такого рода финансовая система знакома не понаслышке и многим россиянам.  Еще не так давно, во времена СССР, на многих предприятиях, в кругу друзей и родственников, была распространена своеобразная игра в «кассу взаимопомощи». Составлялись списки участников, собирались деньги и определялась дата, когда в руки очереднику попадет собранная сумма - порой весьма значительная!

Однако моаи - это нечто гораздо большее, чем объединение с целью оказания взаимной финансовой помощи. Как правило, человек вступает в моаи скорее из социальных соображений, чем финансовых. Жители Окинавы любят эти объединения за то, что им присущ дух товарищества, за возможность пообщаться с интересными людьми, получить поддержку или совет более опытного человека, а иногда просто поболтать и посплетничать. Моаи - своего рода социальная сеть, охватывающая самые разные возрастные и социальные группы жителей Окинавы. Часто моаи представляют собой нечто вроде большой семьи, в которой совместно отмечаются все праздники и дни рождения.

Житель Окинавы сорокавосьмилетний Сокиши Омине посещает как минимум два различных моаи каждый месяц. «Это просто необходимо для меня. Моаи - это мой мир, главный источник информации, это моя семья, и я уже не могу представить свою жизнь без моаи», - говорит он. (10)

На Окинаве в деятельность моаи вовлечены представители разных поколений. Некоторые группы формируются из детей – даже 5-летние малыши иногда создают собственные моаи. Некоторые группы собираются на протяжении десятков лет. В 2007 г. отметила свой 80-летний юбилей группа моаи, созданная в столице острова, г. Наха. На торжества собрались 120 человек из 65 семей, представлявшие три поколения. (11)

Сегодня, когда  в результате урбанизации и массового ухода молодежи в города семейные узы ослабевают, многие пожилые люди остаются жить в поредевших сельских общинах. Именно здесь такие социальные институты, как юимару и моаи, помогают заполнить брешь, образовавшуюся в структуре поддержки старейших жителей Окинавы. Конечно, не стоит забывать, что в Японии прекрасная система социальной защиты. Медицинское обслуживание, физическая реабилитация, организация досуга  предоставляются за совсем небольшую плату или вообще бесплатно. Но не менее важно и другое: крепкая социальная организация, традиции взаимопомощи, ощущение духовной близости и бережное сохранение ритуалов общины - всё это обеспечивает активное участие людей, в том числе и пожилых, в жизни местных сообществ, и помогает достичь душевного равновесия и здоровой старости.

В одной рыбацкой деревушке на Окинаве стоит камень с высеченным на нем старинным местным изречением: "В 70 лет ты еще ребенок; в 80 - юноша или девушка; если в 90 кто-то с небес пригласит тебя наверх, скажи ему: уходи и возвращайся, когда мне будет 100".

 

------------------------------

1.Рюкюсцы // Народы Восточной Азии. - М., Л.: Наука, 1965. стр.936-937

2.Википедия. Статья Окинава// http://ru.wikipedia.org/wiki/Окинава

3.http://nevozmozhnogo.net/faktyi/okinava-ostrov-dolgozhiteley.html

4.Дэн Бюттнер Правила долголетия. Результаты крупнейшего исследования долгожителей – М., 2012

5.Курилко Б.А. Окинава остров долгожителей // http://samlib.ru/k/kurilko_bogdan_alekseewich/okinawa.shtml

6.Уилкокс Б. Дж., Уилкокс Д.К., Судзуки М. Почему японцы не стареют. Секреты страны восходящего солнца – М., 2011, стр. 22

7.Уилкокс Б. Дж., Уилкокс Д.К., Судзуки М. Указ. соч., стр. 379

8.http://www.manwb.ru/news/380/

9.Уилкокс Б. Дж., Уилкокс Д.К., Судзуки М. Указ. соч., стр. 386

10.Okinawa savings clubs yield dividends other than cash. Emi Doi, McClatchy Newspapers – 23.11.2007 //http://www.mcclatchydc.com/2007/11/23/v-print/21988/okinawa-savings-clubs-yield-dividends.html

11.Там же

 

Комментарии:0
Только авторизированные пользователи могут оставлять комментарии.
Войти используя:                    
Следите за нами Вконтакте Facebook LiveJournal RuTube YouTube
© Учреждение культуры
«Клаудвочер»
При перепечатке следует указывать источник
Программирование — «Potapov studio»