Большинство крупных корпораций уделяет большое внимание участию сотрудников в социально значимых проектах, на которые выделяется немало ценных ресурсов. В итоге реализация волонтерских программ позволяет достичь сразу нескольких важных результатов: компании повышают свой репутационный капитал, получают статус социально ответственных работодателей, сохраняют и развивают кадровый потенциал, формируют у сотрудников чувство лояльности к компании, развивают у них командный дух, инициативность,  креативность, гибкость, создают комфортный психологический микроклимат в коллективе; сотрудники при этом приобретают организационные, коммуникационные и нередко управленческие навыки, получают дополнительные возможности для самореализации, повышают собственную самооценку.

Для осуществления волонтерских инициатив своих сотрудников компании реализуют как общие корпоративные программы, так и собственные проекты сотрудников, для чего создаются отдельные фонды, которые покрывают все необходимые расходы. Как правило, именно инициированные самими сотрудниками проекты, показывают наибольшую отдачу и эффективность. Способов же поощрения своих волонтеров у корпораций немало.

Так, для помощи сотрудникам в реализации их волонтерских проектов, американская корпорация Intel в рамках программы «Intel Involved» предоставляет каждому их них грант в размере 5 ТЫС. долл. США. Деньги могут быть потрачены на самые разные мероприятия: от проекта по созданию системы индивидуального освещения на базе солнечной энергии для сельских школьников в Кении до разработки плана строительства органической фермы для начальной школы в Китае[1]. К тому же, нередко волонтерские акции занимают часть рабочего времени: поскольку в компании показателем производительности является не проведенное на работе время, а выполненная задача, руководство не выступает против отвлечения сотрудников на реализацию волонтерских программ в рабочие часы. Бюджет каждого проекта расходуется на необходимые для проведения мероприятий материалы (мешки, перчатки и пр.), на организацию чаепитий для участников-благополучателей, а также на сувениры и награды самым активным волонтерам. А начиная с 2008 года, ежеквартальные тренинги по командообразованию объединяются с волонтерскими акциями или проходят в их формате. В Intel также существует внутренняя оценка волонтерской активности сотрудников. Здесь учитываются два показателя: число часов, потраченных на общественную деятельность, и количество сотрудников, участвующих в волонтерских программах. Показатели, собранные по отдельным офисам, странам и регионам, подсчитываются каждый квартал. Раз в год сводятся значения по компании в целом. А разработанная Intel система автоматического начисления баллов каждому из волонтеров (по итогам годового отчета) позволяет поощрить наиболее активных их них сувенирами от корпорации[2].

Существенным для волонтеров компании является то обстоятельство, что им предоставляется возможность заработать деньги для организаций-партнеров. Так, если сотрудник отработал в НКО или общеобразовательной школе минимум 20 часов, компания через свой фонд Intel Foundation перечисляет этой организации грант в размере 10 ТЫС. долл. США. В рамках этой программы – «Гранты в обмен на часы» – в 2011 году волонтерские проекты получили 8,2 МЛН. долл. США для школ и НКО по всему миру[3].

В последние годы в рамках программы «Intel Education Service Corps» компания предоставляет командам своих волонтеров возможность осуществить свои проекты в разных странах мира. В 2011 году сотрудники-волонтеры посетили 11 стран, где было реализовано 25 проектов по внедрению в школах компьютеров на базе процессоров Intel. Обучение в общей сложности прошли более 50 тысяч школьников[4]. Это свидетельствует о желании компании активно решать актуальные социальные проблемы, а не только сглаживать их.

Все наиболее интересные волонтерские инициативы сотрудников освещаются на внутрикорпоративном портале. Помимо этого сотрудники-волонтеры получают благодарственные письма от высшего менеджмента корпорации. Таким образом, каждому сотруднику сообщается, что его волонтерские инициативы находят одобрение у руководства, которое высоко оценивает их результаты.

В том числе, и благодаря такой политике активного поощрения добровольчества со стороны руководства корпорации, число волонтеров и  «волонтерских часов» в Intel растет с каждым годом и достигает впечатляющего размаха: в 2011 году сотрудниками Intel было потрачено на добровольчество свыше 1,1 МЛН. часов (в среднем, 13 часов на одного сотрудника). При этом волонтерскую помощь получили 5100 школ и НКО в 45 странах мира[5]. Российские сотрудники корпорации потратили на волонтерство около 3800 часов. Многие из них обучали детей из детских домов и неблагополучных семей основам информационных технологий, навыкам работы на компьютере, работе со стандартными приложениями. Вряд ли кто-то мог сделать эту работу лучше сотрудников одной из ведущих IT-корпораций мира.

Только если не другой гигант высокотехнологичной промышленности – американская корпорация IBM (каждый третий сотрудник здесь является волонтером). И большая часть волонтерских программ IBM сосредоточена как раз на решении важнейшей задачи – обеспечении всеобщего доступа к современным цифровым технологиям. Так, в рамках деятельности волонтерских Технологических школ сотрудники знакомят детей школьного возраста с новыми технологиями, проводят научные эксперименты, помогают выбрать будущую профессию. После завершения программы компания продолжает сотрудничество со своими подопечными и их наставниками в рамках программы «IBM Mentor Place».

В 2011 году, в свой столетний юбилей, компания выделила сотни грантов на поддержку волонтерской деятельности своих сотрудников. Для организаций, с которыми работают волонтеры, были выделены три вида грантов: «Гранты Centennial Grants в размере 100 тыс. долларов, предназначенные для финансирования проектов, которые применяют стратегию IBM по созданию Разумной планеты в волонтерских общественных инициативах… Гранты Catalyst Grants в размере 10 тыс. долларов, предназначенные для поддержки проектов группами волонтеров, которые применяют в этих проектах свои профессиональные знания и опыт или улучшают экономическую, технологическую или экологическую устойчивость своих местных сообществ…  Гранты Community Grants, предоставляемые в виде наличной суммы (от 500 до 5000 долларов) либо технологических ресурсов (на сумму от 1000 до 7500 долларов) для поддержки индивидуальных или коллективных проектов … в зависимости от количества волонтерских часов и состава команды»[6].

Для поддержки корпоративного волонтерства в IBM разработан уникальный инструмент «On Demand Community»  – интранет-ресурс, на котором представлены презентации, руководства для проведения мероприятий, брошюры, видео материалы, обучающие программы, лучшие практики корпоративного добровольчества, а также система учета отработанных часов и система поощрения. Организация, получившая определенное количество волонтерских часов, получает денежный либо технологический грант от компании. Здесь же настоящие и бывшие сотрудники IBM могут выбрать наиболее подходящий для себя волонтерский проект с учетом своих интересов, знаний, навыков, опыта[7].

Еще одна волонтерская программа IBM «Corporate Service Corps» предлагает сотрудникам IBM объединиться в небольшие проектные команды и направиться в страны  Третьего мира, чтобы оказать технологическую помощь государственным организациям и НКО[8]. А в рамках программы «Celebration of Service» компания предоставляет отдельные гранты на поддержку проектов, которые привлекли наибольшее количество сотрудников IBM.

Такие программы, по мнению менеджмента компании, дают уникальный опыт, формирующий необходимые для сотрудников лидерские компетенции. Менеджер корпоративных отношений компании IBM в России и СНГ Татьяна Кипчатова объясняет: «В IBM волонтерская деятельность рассматривается как часть программы по развитию лидеров. С ее помощью легко выявить потенциальных лидеров среди сотрудников, тех, кто легко берет на себя обязательства, находит средства для выполнения поставленных задач»[9].  Для сотрудников это обстоятельство является еще одним мотивационным фактором.

На формирование и укрепление лидерских навыков направлены, в том числе, и программы корпоративного волонтерства  канадской компании PricewaterhouseCoopers, одного из мировых лидеров  в области консалтинга и аудита. Здесь разработана своя система поощрения волонтеров,  задача которой – выявить и поддержать лидерские качества сотрудников, а также отметить их наиболее эффективные проекты.

В частности, компания предоставляет волонтерам один оплачиваемый выходной день в году для участия в локальных благотворительных проектах. Если в течение года волонтер отдал более 50 часов своего личного времени той или иной организации, ей перечисляется пожертвование - 300 канадских долл. В случае, когда волонтеры демонстрируют выдающиеся результаты своей деятельности, им посвящается специальное торжество, на котором рассказывают о достижениях каждого. Фондом также выделяются гранты в размере 10 ТЫС. канадских долл. на осуществление профессиональной деятельности и развитие зарегистрированных канадских благотворительных организаций, в которых безвозмездно трудятся волонтеры PwC.

Сотрудники компании могут принять участие в одной из трехсот волонтерских акций в разных районах Канады, выбрав для себя наиболее подходящий – от посадки деревьев и очищения территорий до помощи в подготовке резюме или развитии навыков творческого решения проблемы.

PwC предоставляет волонтерам учебные материалы, а также проводит обучающие семинары для расширения представлений сотрудников о социальных проблемах[10].

Свои способы поощрения наиболее активных волонтеров существуют и во многих других крупных компаниях. Так, на ежегодной Добровольческой неделе Samsung волонтеры награждаются и поощряются ценными призами. В Citi ежеквартально отмечаются лучшие сотрудники-волонтеры, информация о них появляется на корпоративном сайте, а самым активным вручается премия и фирменная футболка. National Australia Bank предоставляет сотрудникам, участвующим в волонтерских проектах в выходные дни, два отгула в год в рабочее время. Microsoft платит 17 долл. за каждый отработанный в НКО час (волонтерских часов должно быть как минимум десять). Немецкий концерн RWE назначает премию в 1000 евро лучшему волонтерскому проекту, а также обеспечивает победителю публикацию о нем в местной прессе.  Волонтеры (15-20 чел.) British American Tobacco в течение 2-3 недель могут принять участие в проектах по сохранению биологического разнообразия в разных уголках Земли. Все расходы  берет на себя компания, а также предоставляет на этот период частично оплачиваемый отпуск. Сотрудники из 180 представительств компании, желающие участвовать в проекте, проходят серьезный конкурсный отбор.

Таким образом, крупные компании пытаются признать заслуги своих волонтеров, вклад которых в корпоративное развитие очевиден (даже только за счет улучшения имиджевых характеристик).  И даже несмотря на неоднозначность оценок о необходимости какого бы то ни было поощрения добровольческой деятельности (главный принцип которой в абсолютной безвозмездности), подобные методы стимулирования, безусловно, мотивируют сотрудников. Поскольку позволяют убедиться в значимости  своих инициатив для всей компании.  А это, в свою очередь, повышает самооценку и развивает потенциал.


[1]Корпоративная социальная ответственность Intel. Отчет за 2011 год//http://www.intel.com/corporate/europe/emea/rus/intel/corpresponsibility/docs/IntelRussiaCSR2011Report.pdf

[2] Intel Corporation (Russia/CIS)//donorsforum.ru›_files/11_1197.doc

[3] В России грант получила команда сотрудников нижегородского офиса компании Intel, представившая проект поддержки научно-исследовательского лагеря при школе-лицее №8 Нижнего Новгорода

[4] Корпоративная социальная ответственность Intel. Отчет за 2011 год//http://www.intel.com/corporate/europe/emea/rus/intel/corpresponsibility/docs/IntelRussiaCSR2011Report.pdf

[6] IBM расширяет поддержку волонтерской деятельности своих сотрудников// http://www.cybersecurity.ru/prognoz/121719.html

[8] Розабет Мосс Кантер. IBM и шесть стратегических причин для празднования столетия компании посредством общественно полезной работы//Бизнес и общество. 2011. №3-4. С.58.

[9] Там же. С.35.

[10] Helping to build and empower community leadership// http://www.pwc.com/ca/en/foundation/index.jhtml

Комментарии:0
Только авторизированные пользователи могут оставлять комментарии.
Войти используя:                    
Следите за нами Вконтакте Facebook LiveJournal RuTube YouTube
© Учреждение культуры
«Клаудвочер»
При перепечатке следует указывать источник
Программирование — «Potapov studio»