Новые институты добра

В 1969 году была впервые проверена теория шести рукопожатий, согласно которой все люди на планете знакомы через цепочку других знакомств, количеством не более шести. Теория была сформулирована психологами Стэнли Милгрэмом (Stanley Milgram) и Джеффри Трэверсом (Jeffrey Travers). С тех пор эксперименты по выявлению количества связей продолжаются, их устраивают в разных странах или во всём мире с помощью интернет-сервисов[1]. И всякий раз учёные убеждаются: мы действительно связаны друг с другом, и мир людей представляет собой огромную социальную сеть.

Представляя себе мир структурой из связанных между собой людей, мы можем по-новому смотреть на общественное благо. Иногда чтобы изменить что-то, необязательно создавать институт и организовывать множество людей. Нужно запустить «цепную реакцию», и основать практику, которая в дальнейшем станет институтом. Это объясняет появление институтов как таковых «Есть институты, про которые мы знаем, откуда они появились. Но если не придумывать и не экспериментировать с институтами, никаких новых институтов не будет!»[2]

Социальные сети важны не только как прото-институты, но и сами по себе. Знаменитая работа Марка Гранноветера «Сила слабых связей» посвящена развенчиванию представления о том, что слабые социальные связи менее продуктивны, чем сильные. «Через сети взаимодействия малого масштаба превращаются в крупные модели поведения, и снова возвращаются в малые группы» [3]. пишет о действии «малых дел» Гранноветер.

Уверенность в том, что цепочка добрых дел станет чем-то дельным, кажется подчас сумасбродной, ведь в современном городском обществе проявление доверия – это не очень распространённая практика. Но нужно помнить о том, что благодарность (Феномен благодарности) является серьёзным переживанием и одновременно действием. При этом добрые дела обязывают к взаимности, и это чувство обязанности может быть препятствием к ответному действию, так как человек чувствует неравенство позиций между тем, кто сделал доброе дело и тем, кому это помогло. Поэтому перенаправление благодарности – это одна из задач религий, общественных объединений, социальных проектов. Нередко не имея возможности ответить напрямую, человек начинает заниматься благотворительностью, сам участвовать в каких-то социальных инициативах. Принцип Pay it Forward позволяет институционализировать эту практику.

Теория и история

Pay it Forward сегодня – это и принцип, и организация. Первое её оформление как системы отношений между людьми началось в США в прошлом веке, хотя при желании можно найти примеры деятельности, построенной таким образом и в других обществах в более ранние времена. Однако формулировка появилась и стала известной благодаря одноимённому фонду, книге Кэтрин Райан Хайд и фильму с таким же названием.

Основания для формулировки принципов Pay it Forward можно найти во многих гуманистических доктринах. Можно предположить, что общественные отношения нередко основываются на асимметрии отношений между людьми в рамках обмена). Одна из формулировок этого принципа используется обществом имени Хайнлайна, основываясь на его цитате:

- Я отплачу при первой возможности.

- Вместо этого лучше заплати вперёд: кому-то из братьев, кому это потребуется

Американский фантаст Роберт Хайнлайн сформулировал её в одном из своих романов «Между планетами». Он был важной фигурой и вокруг его книг формировалось активное сообщество читателей. Наиболее известна его популярность в среде хиппи, последовавшая за книгой «Чужак в чужой стране», но во многих романах и рассказах фантаста фигурируют значимые социальные идеи. Pay it Forward стала принципом для Общества имени Хайнлайна, которые предполагают разные формы участия в этой деятельности: можно сдавать кровь, делать в своём городе библиотеку, передавать принципы Pay it Forward и так далее[4].

Однако сообщество не дало такого большого распространения идее «благодарности следующему», как популярная книга Кэтрин Райан Хайд. Книга, как и поставленный по сценарию на её основе одноимённый фильм с участием Кевина Спейси и Хелен Хант, рассказывают о принципе Pay it Forward, применяемом в жизни. По сюжету, школьникам дают задание: придумать, как сделать что-то хорошее для всего мира, и один из учеников придумывает следующее: нужно сделать три добрых дела, и попросить в ответ от каждого из тех, кому вы помогли, сделать то же самое. Фильм производит сильное эмоциональное впечатление, благодаря сюжету, где подросток сталкивается с «большим миром», и сама идея оказывается эмоционально очень сильной и действенной. Картина была снята в 2000 году, почти сразу после выхода книги.

Современную историю Pay it Forward можно отсчитывать с начала этого века. Был создан фонд Pay it Forward, учреждён день с таким же названием (следующий – 25 апреля 2013 года), выпускаются браслеты, которые можно передать с пожеланием отблагодарить следующих, появились отдельные суб-организации, исповедующие тот же принцип. Примечательно, как принцип действует в интернете. На сайте участники инициативы размещают истории и видео о том, как помогли они или как помогали им[5]. Это очень разные истории: от того, чтобы помочь потерявшимся собакам до анонимного спонсирования операции, стоящей 10 тысяч долларов. Хотя сама инициатива началась и в основном развивается в развитых странах, плоды и последствия её деятельности можно найти и в бедных государствах Африки.

Российская практика

В России действует аналогичная инициатива, рассказы о которой можно найти на сайте «Помогидругому»[6]. Принцип очень простой – участники регистрируются и рассказывают о том, как им помогли. Из этих рассказов и связей между идеями выстраивается схема, внешне похожая на огромный цветок, где у каждого, кто помог другому, есть свой номер. Предполагается, что тот, кто помог, может дать свой номер, и тем самым увидеть, как распространяется сеть добрых дел, которую он запустил. Пока зарегистрированных участников достаточно много, но историй – значительно меньше, возможно, оттого, что схема достаточно сложна для незнающего пользователя.

Кроме того, существует группа Вконтакте[7], где зарегистрировано несколько сотен человек. Там размещаются просьбы о помощи, объявления о проектах, которые могут взаимодействовать с этим (например, Дарудар), а также мотивирующие посты, обсуждения фильма и схемы дальнейшего распространения идеи. Также в социальных сетях действуют местные сообщества, например, в городе Омске[8]. Отдельные примеры действия принципа можно найти и в оффлайн-пространстве больших городов, например, в  Москве или Уфе.

Для российской практики такая форма взаимодействия относительно нова и не вполне ясна. Принцип «привлечь другого» напоминает маркетинговые схемы, а то и финансовые пирамиды, и этим порой объясняется не очень активное участие в подобных проектах[9]. Однако в рамках интернет-коммуникации неформальные формы взаимодействия могут оказаться востребованы, по мнению социолога Ларисы Паутовой: «популярность сбора финансов по принципу "кто сколько сможет" объясняется недоверием населения к крупным благотворительным фондам»[10].

Pay it forward как система для будущего

Интерес к Pay it forward возникает не только у отдельных людей, но и у целых организаций. Например, в ежегодный день Pay it forward торговые центры дарят бесплатные подарки своим покупателям с предложением продолжить бескорыстно делать что-то хорошее[11]. В этом можно увидеть маркетинговый ход, но важно, что сам принцип начинает работать в коммерческом секторе.

На более крупных и масштабных проектах принцип действует как средство привлечения людей. Так в Детройте для изменения социальных условий в городе местная администрация заключила договор с  фондом Pay it Forward, согласно которому фонд собирал средства поощрения (деньги и рекомендательные письма) для волонтёров и направлял их на помощь городу. В свою очередь, волонтёры должны были  помочь жителям города (Кооператив социальных предпринимателей: как помочь территориальному бизнес-сообществу).

В английском языке Pay it forward имеет особенный смысл, эта фраза как будто противоположна Pay it back, которое можно перевести как русской «отплатить», «заплатить взамен». Предполагается, что если человек хотел сделать что-то полезное, то умножение его желания и его расширение может стать лучшей наградой и платой за хорошее дело. Но такая система отношений работает в том случае, когда у всех участников системы отношений есть консенсус: что такое хорошо, а что такое плохо. Неслучайно подобные системы отношений получает распространение именно в интернете: когда люди могут рассказать, что хорошего они сделали. Ещё одна причина роста популярности такой системы Pay it Forward – устранение посредников во всех сферах, в том числе и в социальной деятельности. Новые институты благотворительности – это когда люди действуют на благо других, понимая, что такие действия полезны и для них самих.



1. Теорию шести рукопожатий подтвердили специалисты Microsoft http://www.membrana.ru/particle/12894

2. Социокультурный подход к модернизации в России. Александр Аузан, лекция в клубе «Экономика заслуг» 12.01.12. http://www.cloudwatcher.ru/seminar/17/

3. M.Granovetter, «The Strength of Weak Ties»; American Journal of Sociology, Vol. 78, No. 6., May 1973, pp 1360—1380

9. Таблица умножения добра. Журнал "Огонёк", №38 (5197), 26.09.2011  http://www.kommersant.ru/doc/1776916

10. Подайте на мечту "Российская газета" - Федеральный выпуск №5757 (84) http://www.rg.ru/2012/04/17/blagotvaritelnost.html

Комментарии:0
Только авторизированные пользователи могут оставлять комментарии.
Войти используя:                    
Следите за нами Вконтакте Facebook LiveJournal RuTube YouTube
© Учреждение культуры
«Клаудвочер»
При перепечатке следует указывать источник
Программирование — «Potapov studio»