Достижение договоренностей, принятие и соблюдение решений внутри любого сообщества требует определенных организационных затрат.  Чем больше число членов сообщества, тем выше эти затраты. Вертикальная ось на схеме справа - это издержки самоорганизации людей, то есть издержки хаоса, неорганизованности и беспорядка. Горизонтальная ось – это издержки принуждения, возникающие в тех случаях, когда все решения принимаются «наверху» (государством). Государство располагает меньшей информацией, чем участники сообщества, а также имеет сферу собственных интересов. Красной линией обозначена т.н. кривая издержек. Оптимальным значением для издержек двух типов является пересечение осей, т.е. «точка 0». Таким образом, социальный капитал напрямую связан с уровнем издержек самоорганизации и принуждения - чем меньше эти издержки, тем больше социальный капитал и тем выше потенциал и ресурсы общества (рис.1).

Рисунок 1.

Теперь обратимся к структуре социального капитала.  На схеме 1 он находится на пересечении трех областей: «общие нормы и ценности», «доверие» и «социальные сети». Давайте рассмотрим подробнее каждый из  этих элементов. Мы все знаем, что существуют некие общие нормы и ценности, общая идея - то, во что мы все вместе верим. Эти нормы и ценности, в свою очередь, неразрывно связаны с понятием доверия. Доверия друг к другу, к государству и так далее. Что же происходит сейчас? Сейчас у нас это доверие разрушено. Это культурный феномен нашей современности. У нас так сложилось, это нужно понять и принять.

Схема 1.

Следующий фактор, который собирает и объединяет социальный капитал – это социальная сеть. Когда местные сообщества связаны друг с другом, у них происходит интеграция, обмен опытом, услугами и т. п. Что нам так нравится за границей? Почему там так хорошо все организовано? Потому, что у них разведены две очень важные вещи – политика и гражданское общество. Это действительно разные вещи, которые у нас смешаны. Без гражданского общества, без интеграции местного бизнеса с администрацией и жителями той территории, на которой бизнес развивается, ничего жизнеспособного не получается, сколько бы инвестиций в этот бизнес ни вливали. Нужно дно. И этим дном является как раз местное сообщество.

Что в этом контексте может предложить нам экономика заслуг? Она является объединяющей идеей, связующим звеном. Экономика заслуг – это прежде всего инициатива. Мы говорим миру: «А давайте попробуем!… Представьте, что будет так: тот, кто больше делает для нас хорошего – тот и больше зарабатывает». Это очень простая мысль, которая разворачивается в огромные экономические теории, это мыслительная рамка, через которую можно смотреть на все что угодно.

Приведу простой пример. Я долго думал, как решить проблему иждивенчества в детских домах. Как объяснить детям, живущим там, что все в жизни достигается своим трудом. Спонсоры не всегда будут привозить игрушки, вещи и сладости. Сейчас существует и другая схема. В одном из детских домов ребята получают смайлики за уборку комнат, за участие в праздниках, за помощь другим и так далее. И когда им привозят подарки, дети их как бы «зарабатывают» - получают в обмен на свои смайлики, т.е. в обмен на то хорошее, что они сделали для других. Это уже экономика заслуг.

Теперь о том, как экономика заслуг может действовать в кризис. Что такое кризис? Прежде всего, это недостаток денежной массы. Компании не могут реализовать все произведенные товары, на складах образуются излишки, которые некуда девать. Поскольку товары не продаются, государство не получает налогов. Если государство не получает налогов, оно сокращает дотации на социальную сферу. Как в этой ситуации работает экономика заслуг? Мы берем у корпораций излишки товарной массы. Государство недобирает налогов, но размещает заказ на оказание социальных услуг (фактически, на то, что должно было сделать само государство) в третьем секторе. Оплачиваются эти услуги товарами, полученными от корпораций. Таким образом, корпорации избавляют склады от «затоварки», люди вовлекаются в реализацию социальных проектов (по социальному заказу государства) – т.е. нет роста безработицы и социальной напряженности, обязательства государства в социальной сфере выполняются, благодаря тому же социальному заказу. Фактически, экономика заслуг является той технологией,  которая в случае кризиса компенсирует обычную экономику. Когда кризис проходит, все возвращается обратно.

Сама суть этой конструкции -  революционная по мысли, но не по интенции. Это эволюция, добавление к уже существующей инфраструктуре, попытка превратить дотационный третий сектор в полноценного партнера. Образно говоря, это третья ножка для табуретки, которая сейчас балансирует на двух ножках, и поэтому почти всегда падает. Социальный капитал регулируется двумя факторами – рынком и государством. Его основные проблемы возникают тогда же, когда возникают провалы рынка (т.е. в кризис) и провалы государства (последние выражаются в колоссальных транзакционных издержках, связанных с реализацией любой, пусть даже очень хорошей идеи). Экономика заслуг в этом случае позволяет компенсировать все возможные ущербы.

Теперь хотелось бы сказать о том, что мы реально можем сделать. «Банк заслуг» - это технология, которую мы в ближайшее время будем опробовать в одном из районов Москвы. Основная задача проекта – превратить то, что считается неценным (в связи со своей экономической неоцененностью и неучитываемостью) в реальный ресурс для экономики. Иными словами мы хотим «оцифровать» и использовать социальный капитал.

«Банк заслуг» – это по сути эволюция проекта «Банк времени». «Банки времени» появились в 70-х годах прошлого века и широко распространились в Японии, Англии, США и других странах. Суть проекта заключалась в том, что люди обменивались друг с другом часами своего труда: я час работаю на тебя, а ты час работаешь на меня или любого другого члена «банка времени». «Банк заслуг» трансформирует систему взаимного альтруизма: ты помогаешь мне, а я помогаю тебе, - в систему косвенного взаимного альтруизма: если я работаю для общества, то ты помогаешь мне. Таким образом мы расширяем круг вовлеченных людей, ставим посредине некий общественный процесс, некое общественное благо.

О том, насколько важно объединить людей вокруг единого интереса, свидетельствует пример американского города Портленд. Пятнадцать лет назад в Портленде была очень тяжелая ситуация: уезжала молодежь, закрывались предприятия… Активисты сделали следующее – опрашивая жителей, стали регулярно выявлять один общий городской приоритет, вокруг которого в течение года строились все остальные социальные инициативы, программы, инвестиции. Фантастически! Сейчас это «город-сад»! Там полно молодежи, колоссальная рождаемость… Будет возможность, посмотрите, - очень интересный опыт.

Суммируя, хочу сказать следующее. Я считаю, что сегодня мы с вами являемся свидетелями формирования нового общественного экономического уклада. Этот уклад приходит на смену модерну, который уже отработал свою историческую роль. Нельзя ждать, пока кто-то создаст для нас тепличные условия, надо быть проактивными, надо действовать…  На самом деле, все условия уже есть. Наша с вами роль – аккумулировать весь накопленный опыт, научить, показать другим… Все преподаватели знают, что учить можно только личным примером, никакие другие системы образования не работают. Только личным примером, больше никак. Поэтому то, каким будет мир, какой будет та новая фаза, куда мы сейчас входим, зависит от нас!

Выступление Руслана Абдикеева на Омском форуме социальных предпринимателей.

Комментарии:0
Только авторизированные пользователи могут оставлять комментарии.
Войти используя:                    
Следите за нами Вконтакте Facebook LiveJournal RuTube YouTube
© Учреждение культуры
«Клаудвочер»
При перепечатке следует указывать источник
Программирование — «Potapov studio»