1  /  11  
 

Дорогие друзья!

«Гражданские сообщества как результат появления ответственного человека»
Алена Попова
Общественный деятель, блогер, предприниматель, волонтер
«Придумать своё будущее можем только мы сами»
Глеб Тюрин
Руководитель проектов по стратегическому развитию российской деревни, писатель
«Дарения - новая практика обмена и взаимодействия между людьми»
Игорь Задорин
Руководитель Исследовательской группы ЦИРКОН, инициатор проекта «Открытое мнение»
Мнение
Руслан Абдикеев
Основатель Лаборатории социальных инноваций Cloudwatcher, автор концепции Экономики заслуг

 

 

Этот номер дайджеста Клуба «Экономика заслуг» мы посвящаем сообществам, которые уже сегодня меняют нашу социальную реальность.

 

Наводнение в Крымске, к сожалению, показало, что государственные службы не всегда способны в одиночку справляться со стихией. Но когда после трагедии потребовалась срочная организация помощи, обнаружилось, что у нас в стране существует мощное волонтёрское движение. О том, как и почему люди начинают помогать друг другу, рассказала нам активная участница этого движения Алёна Попова.

 

Восстановление малых городов России – следующая рубрика нашего дайджеста. Глеб Тюрин, рассказал о своем опыте восстановления нескольких деревень на севере страны, и о том, как превратить равнодушного обывателя в активного предпринимателя, способного менять своё будущее.

 

Меняются не только отдельные города или сообщества, но и целые системы организации труда. О том, как создать альтернативную систему деятельности без начальников и подчинённых, при которой работа оказывается значительно эффективнее, чем при традиционных иерархических системах, рассказал социолог Игорь Задорин.

Поиск альтернативных систем жизни – это не просто дань моде. Например, японцы на острове Окинава, руководствующиеся системой моаи, живут дольше всех на планете. Получается, что жизнь по принципам взаимопомощи, помимо личного удовлетворения, еще и полезна для здоровья. Подробнее об этом читайте в нашем обзоре «Земля счастливых бессмертных»: традиции социальной поддержки и взаимопомощи на Окинаве».

 

Наверняка, у Вас есть множество примеров, чтобы подтвердить или, быть может, опровергнуть эти тезисы. Поделиться ими Вы можете на наших еженедельных семинарах, которые проходят в клубе каждый четверг, или инициировав обсуждения в социальных сетях: Фейсбук и Вконтакте.

Вне капитализма:  экономическая теория хозяйственных укладов

Про маленький японский остров Окинава знают, наверное, все. Многие помнят из истории, что именно здесь в годы Второй мировой войны проходила знаменитая «битва за Окинаву». Для кого-то Окинава - прежде всего родина карате, но больше всего, пожалуй, остров знаменит рекордным количеством долгожителей. А еще Окинава интересна тем, что здесь зародились и сохранились до наших дней уникальные традиционные институты социальной поддержки - юимару и моаи. Моаи примечательны тем, что это древний общественный институт, в котором заслуги каждого тесно связаны с поддержанием сообщества.

 

Окинава - самая южная префектура Японии, которая состоит из сотен небольших островов, образующих архипелаг Рюкю протяженностью более 1000 км. Административный центр Окинавы - город Наха. Самый крупный среди островов - Окинава, по названию которого и именуют префектуру.

 

Окинаву не зря называли «Землей счастливых бессмертных» - родиной людей, обладающих рецептом вечной жизни. Даже по японским меркам Окинава считается рекордсменом по числу долгожителей. Средняя продолжительность жизни здесь у мужчин - 88 лет, у женщин - 92 года. Это

значительно выше, чем в остальной Японии, где мужчины живут в среднем 79 лет, а женщины – 86.

 

Но удивляет и образ жизни долгожителей. У окинавцев самый высокий показатель по продолжительности здоровой жизни, такие болезни, как рак или инфаркт, им практически неведомы. Здесь живут долго, а умирают легко и быстро, чаще всего во сне. Сегодня на Окинаве множество очень пожилых людей, которые активно работают, занимаются танцами, ездят на мотороллерах, трудятся на огородах. Кстати, Сайкичи Ухара - житель Окинавы, в возрасте 96-ти лет одержал

победу в боксерском поединке над 30-летним экс-чемпионом Японии по боксу.

 

Не один год ученые пытались разгадать секрет долголетия жителей Окинавы. Одну из таких попыток сделал американский писатель Дэн Бюттнер в своей книге «Правила долголетия. Результаты крупнейшего исследования долгожителей». Исследователи пришли к выводу, что в основе долголетия лежат несколько важнейших принципов, в частности, активный образ жизни - ежедневные занятия физическим трудом, пешие прогулки, купание в море, использование велосипедов вместо машин.

 

Вторым фактором является, конечно, правильное питание. Важными составляющими рациона долгожителей являются рыба, морепродукты, овощи и фрукты, злаки и орехи. Перед едой на Окинаве по традиции принято произносить древнюю фразу, которая звучит примерно как «хара-хатчи-бу». Она призвана напоминать, что надо прекращать трапезу, когда желудок наполнен примерно на 80%. А еще на Окинаве не принято питаться в одиночестве. «Наораи» - обычай "преломлять хлеб" в компании близких и приятных людей - священен для многих поколений местных жителей.

 

На островах архипелага царит неспешный, замедленный ритм жизни, который известен там под названием «время Окинавы». В сельских

 

районах Окинавы особая роль издавна отводилась женщинам, именно они в основном стремятся к духовным практикам и активно в них участвуют.

 

Многие пожилые люди живут одиноко, особенно в сельской местности, но при этом сохраняют прочные социальные контакты, которые как раз и помогают им вести самостоятельный образ жизни. Большую роль здесь играет местная традиционная система поддержки, которая называется «юимару».

 

Юимару - это практика участия и помощи другим, которая издавна существовала на Окинаве, прежде всего в деревнях, и до сих пор составляет важную часть местной культуры. Это слово буквально означает «соединяющий круг». Изначально оно относилось к организации совместной работы у деревенских жителей Окинавы в те времена, когда требовались усилия всей общины, например, при строительстве домов, сборе урожая и т.д. Закончив работу на полях, семья помогала убирать урожай соседям, пока все участки не были обработаны.

 

Сегодня на Окинаве юимару проявляется более тонко и незаметно. Люди, особенно пожилые, встречая друг друга, предлагают помощь, причем делают это не задумываясь, почти инстинктивно.

 

Ещё один «фактор долголетия» для жителей Окинавы носит название «икигай». Этот термин можно приблизительно перевести как «то, ради чего стоит просыпаться по утрам». Обычно икигай - это близкий человек (по крови или по духу), работа, любимое дело, - проще говоря, смысл жизни, который приносит

радость и придает силы. Такая цель обычно связана с благополучием близких, но не только: когда человек в 70 лет решает получить новую специальность и поступает в университет, это тоже идет ему на пользу, тем более что при достижении этой цели он расширяет контакты с окружающим миром.

 

Ещё один «фактор долголетия» для жителей Окинавы носит название «икигай». Этот термин можно приблизительно перевести как «то, ради чего стоит просыпаться по утрам». Обычно икигай - это близкий человек (по крови или по духу), работа, любимое дело, - проще говоря, смысл жизни, который приносит радость и придает силы. Такая цель обычно связана с благополучием близких, но не только: когда человек в 70 лет решает получить новую специальность и поступает в университет, это тоже идет ему на пользу, тем более что при достижении этой цели он расширяет контакты с окружающим миром.

 

Ещё один «фактор долголетия» для жителей Окинавы носит название «икигай». Этот термин можно приблизительно перевести как «то, ради чего стоит просыпаться по утрам». Обычно икигай - это близкий человек (по крови или по духу), работа, любимое дело, - проще говоря, смысл жизни, который приносит радость и придает силы. Такая цель обычно связана с благополучием близких, но не только: когда человек в 70 лет решает получить новую специальность и поступает в университет, это тоже идет ему на пользу, тем более что при достижении этой цели он расширяет контакты с окружающим миром.

 

Важнейшую роль в судьбе жителей Окинавы играли

и продолжают играть местные уникальные неформальные объединения, которые называются моаи. По сути это группы друзей, родственников, коллег по работе или единомышленников, которые регулярно собираются в целях оказания взаимной поддержки - финансовой, социальной и эмоциональной одновременно. Эта традиция насчитывает не одну сотню лет.

 

Изначально моаи формировались, чтобы объединить материальные ресурсы деревни для осуществления каких-либо конкретных проектов или дел - например, уплаты налогов, постройки жилища или проведение похоронной церемонии. Веками на Окинаве именно деревня являлась социальным пространством, где человек рождался, жил и умирал. Деревня была также налоговой единицей, и если какой-то двор не мог полностью заплатить свой налоговый взнос, другие крестьяне восполняли разницу - действовал так называемый принцип круговой поруки. Община в целом принимала на себя обязательства заплатить недостающее за отдельных ее членов.

 

Группы моаи существовали на протяжении веков, даже в непростой период с 1945 г. по 1972 г., когда Окинава находилась под прямым управлением американских вооруженных сил.

Сегодня более половины всех жителей Окинавы, как пожилых, так и молодых, участвуют в моаи. Участники моаи, как правило, всегда связаны какой-то общей идеей. Они могут заниматься одним и тем же делом или быть школьными друзьями, родственниками, земляками... Один человек может одновременно входить в две-три группы «по интересам» - например, в моаи, объединяющие школьных товарищей, любителей музыки и рыболовов. Членство в шести, семи или восьми моаи тоже не редкость. Как правило, собрания групп происходят раз в месяц, но в принципе всё зависит от желания участников.

 

Часто моаи создаются по принципу своеобразного народного банка. Когда группа только формируется, все договариваются о том, сколько денег каждый принесет на следующее собрание - например, 20 долларов. Если группа состоит из 10 человек, общая сумма составит 200 долларов. Далее на каждом собрании один из членов (обычно тот, кто больше всего нуждается в деньгах) получает эти 200 долларов. Когда все по очереди получили деньги, процесс начинается снова. Иногда собранная сумма используется в интересах всей группы - например, для оплаты совместного путешествия.

 

На Окинаве в деятельность моаи вовлечены представители разных поколений. Некоторые группы формируются из детей – даже 5-летние малыши

иногда создают собственные моаи. Некоторые группы собираются на протяжении десятков лет. В 2007 г. отметила свой 80-летний юбилей группа моаи, созданная в столице острова, г. Наха. На торжества собрались 120 человек из 65 семей, представлявшие три поколения.

 

В одной рыбацкой деревушке на Окинаве стоит камень с высеченным на нем старинным изречением: «В 70 лет ты еще ребенок; в 80 - юноша или девушка; если в 90 кто-то с небес пригласит тебя наверх, скажи ему: уходи и возвращайся, когда мне будет 100». И действительно, человек хочет долго жить, если понимает, что он нужен тем, кто его окружает, и его вклад в общее дело с годами только преумножает предшествующие заслуги.

Алена Попова
Общественный деятель, блогер, предприниматель, волонтер

 

 

 

Деньги и заслуги в современном обществе

- Самое удивительное заключается в том, что гражданское общество – это мы. И это «мы» классно работает! Мы – неопределенный круг лиц, который присутствует на месте событий, что-то координирует и несет ответственность. Это серьезно.

- Волонтёрство у нас в крови, потому что каждый из нас понимает, что мы нормальные люди. Если у кого-то что-то происходит, нет проблем с помощью.

- Чтобы изменить наше общество, нужно решить две задачи. Первая: дать каждому человеку почувствовать себя нужным. Вторая: дать каждому возможность быстро увидеть результат своих действий.

 

Опыт Крымска – показатель того, как разные люди могут работать вместе

Как выглядел Крымск, когда я впервые туда приехала? Город, в котором нет электричества, всё затоплено водой. Город, где слышно хлюпанье сапог и где стоит большой горящий столб МЧС около палаток. А рядом идет заседание чрезвычайного штаба по ликвидации последствий затопления. И с комсомольским задором все службы отчитываются: «Погибло такое-то количество человек, не опознано такое-то количество человек, похороны тогда-то».

Я встаю и говорю:

- А можно узнать, что делается для живых? - На всякий случай, вдруг кто-то выжил среди 58 тысяч.

И мне говорят:

- А вы, вообще, кто?

Я говорю:

- Хороший вопрос! Я - гражданин Российской Федерации.

– Что вы, гражданин Российской Федерации, делаете на заседании чрезвычайного штаба?

– Я приехала помогать. Я вижу, что здесь явно нужна помощь. Скажите, чем и как я могу помочь?

Помощь действительно нужна была очень многим. Но и оказать её было кому.

 

Кто мы?

Самое удивительное заключается в том, что вот это гражданское общество – это мы. И вот то, что это мы, оно классно работает! Мы – неопределенный круг лиц, который присутствует на месте событий, что-то координирует и несет ответственность – это серьезно. Потому что, когда ты координатор, это не значит, что у меня на груди медаль «Координатор»! Это значит, что 24 часа в сутки тебе звонят на мобильный телефон. В лагере есть система. Это тоже удивительно, потому что мы без всякой практики построили эту систему. И сейчас, вернувшись оттуда, мы говорим о необходимости не хаоса, а создания волонтерского движения.

 

Мы создаём Волонтерское движение

Волонтерское движение не должно быть запротоколировано, оно должно быть по принципу: хочешь – пожалуйста. Но вся история волонтёрства заключается в том, что оно появилось не вчера. Волонтёрство было в Беслане, во многих случаях в Чечне. Волонтёрство – это то, что у нас в крови. Если у кого-то что-то происходит, в принципе, у нас нет проблем помочь. Мы, люди, которые возвращаются из зоны чрезвычайной ситуации, собираемся и анализируем не наши победы, потому что там нет побед, там все в равных условиях помогают всем в равных условиях. Анализируем наши ошибки. Что мы делали не так? Как можно сделать лучше?

Выборы власти

Многие из тех, кто приезжают в зоны чрезвычайных ситуаций, задумываются о том, чтобы участвовать в местных выборах, так как видят возможность что-то изменить. Это эффективный инструмент проявления гражданской позиции. Все это кажется такой маленькой историей, когда большое количество людей, часто не зная друг друга, бесплатно творят чудо. И ты можешь стать частью этого.

 

Ради чего?

Если ты делаешь что-то доброе, то не ожидаешь, что тебе сейчас принесут золотые горы, но почему-то все очень радуются, когда кто-то подходит и говорит: «Ребята, большое спасибо!» И это простое «Спасибо» показывает, что ты делаешь правильную вещь. Это счастье во всем мире для каждого свое. Для тебя, например, счастье во всем мире – чтобы все улыбались, для меня – чтобы у всех детей были родители. Это конкретные задачи, которые можно решать конкретным людям.

 

Я ответственен

Сейчас люди заменили тезис «Я здесь главный» на «Я ответственен». И это так здорово! Я стою среди этих людей и понимаю, что это самое главное, что влияет на изменения всего вокруг. Создание единой информационной системы для волонтеров – задача общественных организаций, государство здесь нам не поможет.

Здесь очень важен вопрос доверия. Это работает, когда с людьми разговариваешь честно, а не как с детьми. Тогда и они честны, тогда все это собирается, и даже зарплата уже не так важна. Поэтому что люди приходят и говорят: «Я ушел с зарплаты 400 тысяч. Я просто хочу видеть, что я полезен». Такое реально есть!

 

Что делать?

Почему люди хотят стать президентами, топ-менеджерами, работать в финансовой сфере? Потому, что это история успеха. Надо показывать, что массовая несправедливость может быть решена такими-то методами. Когда меня волнует только мой дом, мой двор, моя лестничная площадка, сосед со своей собакой, а не федеральная политика и международные отношения, то надо начинать именно с этого. Поэтому я хочу сказать: дорогие друзья, выдвигайтесь в муниципальные депутаты, сажайте деревья в своем дворе - и при этом ничто не мешает вам устраивать мировые революции. Это не противоположные вещи, это одна линия.

 

Как рассказывать

Сейчас необходимо, чтобы журналисты думали не как всё плохо, или как все хорошо, а сумели рассказать историю так, чтобы люди поняли технологию, инструмент. Мы живём в период

социальной нестабильности и постоянных изменений. Сейчас очень важны СМИ, они могут помочь привлечь людей к участию в жизни страны. Многие журналисты приезжали в Крымск. Они писали человеческие истории, и героям их статей начинали активно помогать. Всегда важен объект, которому ты помогаешь. Журналист, описывающий объект, - это одна из основных необходимостей нынешней ситуации.

 

И я, как активный участник процесса, тоже чувствую свою ответственность. Стремлюсь жить так, как сказал великий социальный предприниматель Мухаммад Юнус: «Я хотел бы оставаться человеком, который говорит то, что думает и делает то, о чем говорит».

 

Смотреть видео

Читать полный текст

Глеб Тюрин
Руководитель проектов по стратегическому развитию российской деревни, писатель

 

 

 

Локальные экономические системы

- Основная экономическая реалия XX века - тотальное доминирование массового производства.

- Я не предлагаю ничего кардинально менять, я предлагаю рядом с моделями вертикального взаимодействия создать горизонтальные способы объединения. Для миллионов людей там находится потенциальная возможность достойной человеческой жизни в чистой, экологической среде.

 

С чего всё начиналось?

Однажды меня отправили делать сюжет о двух русских девушках, которые изучали скандинавский язык в областной школе. В ходе беседы они предложили: «Хочешь посмотреть, как местные жители сходят с ума?» Они привели меня в «Кружок будущего»: подвал местной школы, где тридцать рабочих на полном серьезе обсуждали будущее своего поселка. Сначала я, как советский отпрыск, никак не мог понять, что делают эти люди. Они говорят:

- Мы будущее создаем.

- А зачем вы создаете будущее?

- Потому, что его нет.

- А почему его нет?

- Потому что поселок живет только за счет горно-обогатительного предприятия, но руда, на которой работает это предприятие, заканчивается через несколько лет.

 

Первое, что меня поразило: у них есть еще пять лет жизни, а они уже думают о том, что будет после. Потом мне стало интересно, почему этим занимается не власть.

- Почему этим занимаетесь вы? – спросил я.

И эти работяги очень спокойно, уверенно говорят:

- Потому что, если нам что-то надо, то придумать это можем только мы. Если это кто-то придумает за нас, то это будет не для нас!

 

 

Где мы сейчас? Основные проблемы России

Считаю, что сейчас страна находится на этапе, близком к развалу. Если говорить о пространственной организации России, то у нас ярко выражена депопуляция. Кроме некоего статистического среза, у этого процесса имеется и территориальный аспект. В России можно жить только в мегаполисах. Люди, которые сейчас вступают в жизнь, выбирая, что им дальше делать, на самом деле, этого выбора не имеют. Выбор за них уже сделан: они должны уехать из места своего рождения, то есть из России, потому что Москва – это не Россия.

 

Самое главное – это промышленная революция, которая произошла за последние 20 лет. Она создала набор технологий, представляющие собой миниатюрные, но при этом очень производительные устройства. Массовое производство разорило все остальное, сделало производство нетерриториальным.

 

В моем понимании, все строится на общности, и эту общность надо строить на базе частной собственности. Я считаю, что наша страна исторически находится в другой ветке вероятностного пространства. У нас нет 200-летнего опыта частной собственности и ее защиты, сначала от королей, потом от революции, потом от всех остальных. В нашей в стране нет уважения к закону - того, на чем строится все западное общество.

 

Рынок – это система информационного

доминирования. Крупные фирмы не имеют никакого производства в материальной сфере. Они продают права, и наборы ценностей. Это типичное социальное манипулирование, и оно является основой всего. Малому бизнесу очень трудно развиваться в мегаполисе – там жесткая конкуренция. Конкурирующие структуры, если они большие и консолидированные, всегда побеждают.

 

От мирового опыта к практике на Родине

Во всем мире есть то, что называется «Community development», есть страны, в которых ниже уровня района все решения принимаются за счет полной самоорганизации. Люди могут делать все, что хотят. Школа может быть частной, кооперативной, государственной или муниципальной - и государство обязано все это поддерживать. Я долго это осмыслял, и в какой-то момент у меня возникло желание сделать то же на родине – в Архангельской области.

 

На протяжении шести лет я занимался развитием деревень. Работа, в основном, сводилась к тому, чтобы перевести на русский язык тот огромный инструментарий, который уже создан в мире, чтобы помочь людям объединиться. Для меня было наслаждением видеть, что жители далекой северной деревни могут мыслить не менее конкурентоспособно, чем люди в крутых офисах в каком-нибудь бизнес-сити.

 

Мне очень нравится своей неоцененностью пример Красноборского района Архангельской области.

Правый берег Северной Двины в том месте находится в полной транспортной изоляции, там нет мостов. Это означает, что осенью и весной есть период, когда несколько месяцев вообще нельзя попасть за реку. Какая там может быть экономика? Тотальная нищета, у людей нет никаких источников дохода, они живут, в основном, только рекой или лесом. И в этом почти незаселенном месте удалось создать такой проект. Там много цветов. Цветы - это пчёлы, а значит и мёд.

 

Как всё организовать?

Создали орган территориального самоуправления, задача которого – сплотить людей, объяснить, втянуть, потому что для того, чтобы это все заработало, закупать пчел нужно будет коллективно. Первый год – люди изучают пчеловодство, создают некую артель, материальную базу. На второй год мы даем им небольшой грант, они закупают пчел и дальше начинают каждый персонально заниматься пчеловодством. Мы им дали два гранта: 20 и 50 тысяч рублей. В результате за десять лет оборот по меду в Красноборском районе составил свыше 10 миллионов рублей.

 

Самое главное, что произошло – люди преодолели этот информационный барьер, поняли, что есть рынок собственного района. У каждого района гигантские экономические возможности, которые сегодня не задействованы, потому что люди не понимают, как на собственной территории иметь доступ к собственным ресурсам.

Что такое «Пикалёво»?

Пикалево – это промышленный город Ленинградской области, в котором когда-то был один завод, а сейчас это три отдельных завода с тремя разными собственниками. Город стал известен в 2009 году благодаря тому, что там произошел первый глобальный прорыв массового производства после кризиса 2008года.

 

Зачем я это делаю?

Вопрос, почему люди, которые, например, живут в Москве или в Питере, будут помогать каким-то группам в Пикалёво, остается открытым. Мой главный корыстный интерес: я хочу говорить миллионам жителей мегаполиса, которые понимают, что они хотят из мегаполисов уехать, но не знают куда, о том, что есть место, где можно что-то сделать. Но для этого нужны вы с вашими мозгами, знаниями, энергией, потенциалом. Для того чтобы город развивался надо, чтобы этот город был. А город сегодня в понимании большинства людей – это мэр, плюс какое-то количество работающих у него чиновников.

 

Что станет с мегаполисами?

Думаю, что мегаполисы исчезнут через несколько десятилетий. Я не предлагаю ничего кардинально менять, а предлагаю рядом с моделями вертикального взаимодействия, которые для нашей страны сегодня являются, к сожалению, основными

и доминирующими, с совершенно невероятной процентной степенью, создать горизонтальные способы объединения. В этой горизонтали находится гигантское богатство, возможность достойной жизни в экологически чистой среде для миллионов человек. Если мы соединим мозги, технологии и пространство, там можно будет прилично жить. Конечно, при этом необходимы формы централизации и централизованное выделение средств на исследования и научную деятельность.

Руслан Абдикеев
Основатель Лаборатории социальных инноваций Cloudwatcher,
автор концепции
Экономики заслуг
мнение

Местные сообщества в социально-экономическом смысле представляют собой так называемое «дно бочки». При отсутствии таких сообществ развитие территорий становится невозможным. Вливание туда средств не позволяет решить существующие проблемы и имеет эффект вливания воды в бочку без дна.

Чтобы создать местное сообщество, необходимо, прежде всего, восстановить социальные связи. Для этого у людей должно появиться общее дело. Этим делом могут стать социальные проекты, поскольку они ограждают участников от ряда сложностей, возникающих в случае реализации проектов коммерческих. Именно социальные проекты лежат в центре всей деятельности, связанной с развитием территорий, организацией местного самоуправления и т. д.

Мы живем в стране, где на протяжении почти ста лет нас упорно призывали заниматься общественными проектами for free, на благо Коммунистической партии. Поэтому в обществе сложилось устойчивое отношение к социальным проектам как к чему-то ненужному.

Чтобы вовлечь людей в социальную деятельность необходимо искать новые инструменты. Для этого нужно понять, где на сегодняшний день лежит наш общий интерес, где находится то, что всех нас объединяет. Кризис 2008 года чётко дал понять, где именно лежит этот интерес, и что в действительности нас объединяет. Поэтому игнорировать экономический аспект мы не можем. Разработанная нами (с учетом этого аспекта) технология позволяет без дополнительных финансовых вливаний вовлечь людей в социальную деятельность. Эта деятельность будет также являться и дополнительным экономическим ресурсом для её участников.

Благодаря технологии Банка заслуг мы можем учесть вклад каждого в социальные проекты, а те условные единицы измерения, в которых этот вклад учитывается (т.е. заслуги), - использовать как для обмена товарами и услугами между участниками, так и для приобретения товаров и услуг в компаниях и корпорациях.

Таким образом, за счет понятных и актуальных мотиваторов, нам удаётся не только привести людей к созданию местных сообществ и участию в социальных проектах, но и оцифровать ту сферу деятельности, которая уже существует. Поскольку мы знаем, как эту деятельность учитывать, мы сможем превратить её в реальный экономический ресурс, и поставить его на службу обществу.

 

Смотреть видео

Читать полный текст

Игорь Задорин
Руководитель Исследовательской группы ЦИРКОН, инициатор проекта «Открытое мнение»

Дарения - новая практика обмена и взаимодействия между людьми

- Каждый индивидуум, который находится в сообществе и имеет свои ресурсы и цели, заинтересован, чтобы его ресурсы были более конкурентоспособными, а вклад - более весомым.

- Появились возможности осуществлять профессиональную производственную деятельность не в формате организаций и предприятий.

- Деятельное сообщество отличается от организации тем, что в сообществе c в большей степени работают другие типы капиталов, нежели финансовый.

- Жесткие иерархии, жесткие границы, которые были свойственны предприятиям прошлого, теряют свою актуальность и эффективность. Успешными становятся более гибкие, открытые сообщества, которые может создавать бизнес, и в которые включаются все, от самих работников до их родственников, близких, коллег, потребителей продукции, подрядчиков, смежников...

 

Опыт социологического исследования на базе Facebook

В рамках эксперимента было сформировано деятельное сообщество, инициировавшее собственное исследование. Собралось более двухсот человек. Частично группа сформировалась из моих знакомых френдов (я сделал рассылку),

потом мы открыли группу, и туда стали приходить люди, которых я не знаю.

 

Был осуществлен сбор средств, трудовых ресурсов, квалификаций. В итоге мы получили продукт, а именно, массив первичных данных, который разместили в открытом доступе.

Процесс состоял из трех этапов:

 

• На первом этапе происходило продвижение участниками своих целей и их адаптация к запросам других. Каждый член сообщества имел свои ресурсы и цели, был заинтересован в том, чтобы его ресурсы были более конкурентоспособными, вклад - более весомым, а цели - достигнуты.

 

• Второй этап – функциональное самоопределение всех участников, распределение ответственности.

 

• Третий этап – непосредственно процесс исследования. Здесь не происходило ничего принципиально нового. На этом этапе деятельное сообщество более всего напоминало типовую организацию, где есть функционал, ответственные лица и так далее.

 

Деятельное сообщество VS организация

Деятельное сообщество отличается от организации тем, что в сообществе работают другие типы капиталов, нежели финансовый. Деятельное сообщество производит продукт, который может быть отчужден и представлен общественности.

 

Раньше отдельный индивид, обладающий некими навыками и квалификациями, был обязан присоединяться к организации, т.к. именно в организации были сконцентрированы основные ресурсы и средства. Сегодня, благодаря развитию технологий, этот индивид становится сопоставим по производственной мощности с целой организацией.

Таким образом, прослеживается тенденция – становление отдельного индивида, отдельного квалифицированного профессионала, в связи с чем изменяется баланс «работа – личная жизнь». Жесткие иерархии, жесткие границы, которые были свойственны предприятиям прошлого, теряют свою актуальность и эффективность. Успешными становятся более гибкие, открытые сообщества, которые может создавать, в том числе, и бизнес, включая в эти сообщества самих работников, их родственников, близких, коллег, потребителей продукции, подрядчиков, смежников и т.д.

 

Схема деятельного сообщества:

1. Средства коммуникации.

2. Цель. Это отличает деятельное сообщество, например, от клуба.

3. Возможность работать в принципиально новой среде. Для этого необязательно встречаться в оффлайне, иметь офисы.

 

На этих трех составляющих возникает это самое деятельное сообщество - mass collaboration.

 

Платформы

Сейчас наиболее сложные задачи ставятся в области социальных технологий. Надо честно сказать, что до появления новизны в IT о них никто не думал, ибо без платформ социальных корпоративных сетей такое сотрудничество было невозможным. Все платформы типа Facebook, Jive, IBM Connections и так далее, появились для того, чтобы стала возможной

организация деятельных сообществ. Появились возможности осуществлять профессиональную производственную деятельность не в формате организаций и предприятий.

 

Сейчас возникает некое опережение развития IT по сравнению с социальными технологиями. Не хватает тех самых социальных технологий, которые могли бы мотивировать людей и удерживать их более длительное время в состоянии такого сотворчества.

 

Как оценивать?

Создание и продвижение технологических решений существенным образом тормозится т.к. многое до сих пор остается непонятным. Платформа есть, мощности есть, даже людей собрали. Но неясно, как мотивировать участников и как распределять результаты. Думаю, что усилиями психологов, социологов и других специальностей, в конце концов, эти решения будут найдены. Здесь ожидается колоссальный прорыв – переход многих компаний в статус такого сообщества. Я не говорю «всех» – металлургические заводы, наверное, останутся металлургическими заводами.

 

Кто хотел вложиться больше, тот вложился больше, кто не хотел, тот не вложился. Фактически надо находить такого рода технологии, когда даже маленький вклад оценивался как важный и нужный для сообщества.

 

На самом деле, «Экономика заслуг» этим и пытается заниматься.

Одна «лепта» - это единица, которую человек получает в рамках наращивания своего социального, а не денежного капитала. В некотором смысле возникает вызов для экономистов – научиться оценивать эти разные типы капиталов и находить эффективные способы их конвертации. Сейчас развивается идеология социального предпринимательства, она во многом как раз ориентирована на то, что предприниматель фактически организует предприятие, ориентированное на получение не финансового, а социального профита в виде социальных изменений.

 

Революция менеджмента

Формирование подобных деятельных сообществ во многом напоминает формирование артелей. Мне кажется, что здесь речь идет, скорее, не об отраслях, а о специфике самого труда. Например, существующая организация трансформируется в некоторое сообщество путем размывания границ и удаления некоторых статусов. Не думаю, что такая трансформация произойдет быстро, потому что это - революция менеджмента. Быстрее она случится там, где есть отдельные индивиды, способные собраться в сообщество, предоставляющее возможности индивидуального творчества. Преимущество будет иметь некоммерческий сектор, где сама культура взаимодействия и деятельности уже предполагает другой тип управления.

 

При этом я допускаю, что для решения некоторых задач останутся более эффективными иерархизированные жесткие структуры. В этом смысле мы всегда должны понимать, что мода на деятельные неформальные сообщества должна использоваться разумно.

 

Смотреть видео

Читать полный текст