|
![]() «Гражданские сообщества как результат появления ответственного человека»
Алена Попова
Общественный деятель, блогер, предприниматель, волонтер
![]() «Придумать своё будущее можем только мы сами»
Глеб Тюрин
Руководитель проектов по стратегическому развитию российской деревни, писатель
![]() «Дарения - новая практика обмена и взаимодействия между людьми»
Игорь Задорин
Руководитель Исследовательской группы ЦИРКОН, инициатор проекта «Открытое мнение»
![]() Мнение
Руслан Абдикеев
Основатель Лаборатории социальных инноваций Cloudwatcher, автор концепции Экономики заслуг
|
Этот номер дайджеста Клуба «Экономика заслуг» мы посвящаем сообществам, которые уже сегодня меняют нашу социальную реальность.
Наводнение в Крымске, к сожалению, показало, что государственные службы не всегда способны в одиночку справляться со стихией. Но когда после трагедии потребовалась срочная организация помощи, обнаружилось, что у нас в стране существует мощное волонтёрское движение. О том, как и почему люди начинают помогать друг другу, рассказала нам активная участница этого движения Алёна Попова.
Восстановление малых городов России – следующая рубрика нашего дайджеста. Глеб Тюрин, рассказал о своем опыте восстановления нескольких деревень на севере страны, и о том, как превратить равнодушного обывателя в активного предпринимателя, способного менять своё будущее.
Меняются не только отдельные города или сообщества, но и целые системы организации труда. О том, как создать альтернативную систему деятельности без начальников и подчинённых, при которой работа оказывается значительно эффективнее, чем при традиционных иерархических системах, рассказал социолог Игорь Задорин. |
Поиск альтернативных систем жизни – это не просто дань моде. Например, японцы на острове Окинава, руководствующиеся системой моаи, живут дольше всех на планете. Получается, что жизнь по принципам взаимопомощи, помимо личного удовлетворения, еще и полезна для здоровья. Подробнее об этом читайте в нашем обзоре «Земля счастливых бессмертных»: традиции социальной поддержки и взаимопомощи на Окинаве».
Наверняка, у Вас есть множество примеров, чтобы подтвердить или, быть может, опровергнуть эти тезисы. Поделиться ими Вы можете на наших еженедельных семинарах, которые проходят в клубе каждый четверг, или инициировав обсуждения в социальных сетях: Фейсбук и Вконтакте. |
![]() |
Про маленький японский остров Окинава знают, наверное, все. Многие помнят из истории, что именно здесь в годы Второй мировой войны проходила знаменитая «битва за Окинаву». Для кого-то Окинава - прежде всего родина карате, но больше всего, пожалуй, остров знаменит рекордным количеством долгожителей. А еще Окинава интересна тем, что здесь зародились и сохранились до наших дней уникальные традиционные институты социальной поддержки - юимару и моаи. Моаи примечательны тем, что это древний общественный институт, в котором заслуги каждого тесно связаны с поддержанием сообщества.
|
победу в боксерском поединке над 30-летним экс-чемпионом Японии по боксу.
Не один год ученые пытались разгадать секрет долголетия жителей Окинавы. Одну из таких попыток сделал американский писатель Дэн Бюттнер в своей книге «Правила долголетия. Результаты крупнейшего исследования долгожителей». Исследователи пришли к выводу, что в основе долголетия лежат несколько важнейших принципов, в частности, активный образ жизни - ежедневные занятия физическим трудом, пешие прогулки, купание в море, использование велосипедов вместо машин.
Вторым фактором является, конечно, правильное питание. Важными составляющими рациона долгожителей являются рыба, морепродукты, овощи и фрукты, злаки и орехи. Перед едой на Окинаве по традиции принято произносить древнюю фразу, которая звучит примерно как «хара-хатчи-бу». Она призвана напоминать, что надо прекращать трапезу, когда желудок наполнен примерно на 80%. А еще на Окинаве не принято питаться в одиночестве. «Наораи» - обычай "преломлять хлеб" в компании близких и приятных людей - священен для многих поколений местных жителей.
На островах архипелага царит неспешный, замедленный ритм жизни, который известен там под названием «время Окинавы». В сельских
|
районах Окинавы особая роль издавна отводилась женщинам, именно они в основном стремятся к духовным практикам и активно в них участвуют.
Многие пожилые люди живут одиноко, особенно в сельской местности, но при этом сохраняют прочные социальные контакты, которые как раз и помогают им вести самостоятельный образ жизни. Большую роль здесь играет местная традиционная система поддержки, которая называется «юимару».
Юимару - это практика участия и помощи другим, которая издавна существовала на Окинаве, прежде всего в деревнях, и до сих пор составляет важную часть местной культуры. Это слово буквально означает «соединяющий круг». Изначально оно относилось к организации совместной работы у деревенских жителей Окинавы в те времена, когда требовались усилия всей общины, например, при строительстве домов, сборе урожая и т.д. Закончив работу на полях, семья помогала убирать урожай соседям, пока все участки не были обработаны.
Сегодня на Окинаве юимару проявляется более тонко и незаметно. Люди, особенно пожилые, встречая друг друга, предлагают помощь, причем делают это не задумываясь, почти инстинктивно.
Ещё один «фактор долголетия» для жителей Окинавы носит название «икигай». Этот термин можно приблизительно перевести как «то, ради чего стоит просыпаться по утрам». Обычно икигай - это близкий человек (по крови или по духу), работа, любимое дело, - проще говоря, смысл жизни, который приносит |
радость и придает силы. Такая цель обычно связана с благополучием близких, но не только: когда человек в 70 лет решает получить новую специальность и поступает в университет, это тоже идет ему на пользу, тем более что при достижении этой цели он расширяет контакты с окружающим миром.
Ещё один «фактор долголетия» для жителей Окинавы носит название «икигай». Этот термин можно приблизительно перевести как «то, ради чего стоит просыпаться по утрам». Обычно икигай - это близкий человек (по крови или по духу), работа, любимое дело, - проще говоря, смысл жизни, который приносит радость и придает силы. Такая цель обычно связана с благополучием близких, но не только: когда человек в 70 лет решает получить новую специальность и поступает в университет, это тоже идет ему на пользу, тем более что при достижении этой цели он расширяет контакты с окружающим миром.
Ещё один «фактор долголетия» для жителей Окинавы носит название «икигай». Этот термин можно приблизительно перевести как «то, ради чего стоит просыпаться по утрам». Обычно икигай - это близкий человек (по крови или по духу), работа, любимое дело, - проще говоря, смысл жизни, который приносит радость и придает силы. Такая цель обычно связана с благополучием близких, но не только: когда человек в 70 лет решает получить новую специальность и поступает в университет, это тоже идет ему на пользу, тем более что при достижении этой цели он расширяет контакты с окружающим миром.
Важнейшую роль в судьбе жителей Окинавы играли |
и продолжают играть местные уникальные неформальные объединения, которые называются моаи. По сути это группы друзей, родственников, коллег по работе или единомышленников, которые регулярно собираются в целях оказания взаимной поддержки - финансовой, социальной и эмоциональной одновременно. Эта традиция насчитывает не одну сотню лет.
Изначально моаи формировались, чтобы объединить материальные ресурсы деревни для осуществления каких-либо конкретных проектов или дел - например, уплаты налогов, постройки жилища или проведение похоронной церемонии. Веками на Окинаве именно деревня являлась социальным пространством, где человек рождался, жил и умирал. Деревня была также налоговой единицей, и если какой-то двор не мог полностью заплатить свой налоговый взнос, другие крестьяне восполняли разницу - действовал так называемый принцип круговой поруки. Община в целом принимала на себя обязательства заплатить недостающее за отдельных ее членов.
Группы моаи существовали на протяжении веков, даже в непростой период с 1945 г. по 1972 г., когда Окинава находилась под прямым управлением американских вооруженных сил. |
Сегодня более половины всех жителей Окинавы, как пожилых, так и молодых, участвуют в моаи. Участники моаи, как правило, всегда связаны какой-то общей идеей. Они могут заниматься одним и тем же делом или быть школьными друзьями, родственниками, земляками... Один человек может одновременно входить в две-три группы «по интересам» - например, в моаи, объединяющие школьных товарищей, любителей музыки и рыболовов. Членство в шести, семи или восьми моаи тоже не редкость. Как правило, собрания групп происходят раз в месяц, но в принципе всё зависит от желания участников.
Часто моаи создаются по принципу своеобразного народного банка. Когда группа только формируется, все договариваются о том, сколько денег каждый принесет на следующее собрание - например, 20 долларов. Если группа состоит из 10 человек, общая сумма составит 200 долларов. Далее на каждом собрании один из членов (обычно тот, кто больше всего нуждается в деньгах) получает эти 200 долларов. Когда все по очереди получили деньги, процесс начинается снова. Иногда собранная сумма используется в интересах всей группы - например, для оплаты совместного путешествия.
На Окинаве в деятельность моаи вовлечены представители разных поколений. Некоторые группы формируются из детей – даже 5-летние малыши |
иногда создают собственные моаи. Некоторые группы собираются на протяжении десятков лет. В 2007 г. отметила свой 80-летний юбилей группа моаи, созданная в столице острова, г. Наха. На торжества собрались 120 человек из 65 семей, представлявшие три поколения.
В одной рыбацкой деревушке на Окинаве стоит камень с высеченным на нем старинным изречением: «В 70 лет ты еще ребенок; в 80 - юноша или девушка; если в 90 кто-то с небес пригласит тебя наверх, скажи ему: уходи и возвращайся, когда мне будет 100». И действительно, человек хочет долго жить, если понимает, что он нужен тем, кто его окружает, и его вклад в общее дело с годами только преумножает предшествующие заслуги. |
Текст подготовлен на основе обзора Е. Синициной «Земля счастливых бессмертных»: традиции социальной поддержки и взаимопомощи на Окинаве»
![]() Алена Попова
Общественный деятель, блогер, предприниматель, волонтер
|
- Самое удивительное заключается в том, что гражданское общество – это мы. И это «мы» классно работает! Мы – неопределенный круг лиц, который присутствует на месте событий, что-то координирует и несет ответственность. Это серьезно. - Волонтёрство у нас в крови, потому что каждый из нас понимает, что мы нормальные люди. Если у кого-то что-то происходит, нет проблем с помощью. - Чтобы изменить наше общество, нужно решить две задачи. Первая: дать каждому человеку почувствовать себя нужным. Вторая: дать каждому возможность быстро увидеть результат своих действий.
|
|
Помощь действительно нужна была очень многим. Но и оказать её было кому.
Кто мы?Самое удивительное заключается в том, что вот это гражданское общество – это мы. И вот то, что это мы, оно классно работает! Мы – неопределенный круг лиц, который присутствует на месте событий, что-то координирует и несет ответственность – это серьезно. Потому что, когда ты координатор, это не значит, что у меня на груди медаль «Координатор»! Это значит, что 24 часа в сутки тебе звонят на мобильный телефон. В лагере есть система. Это тоже удивительно, потому что мы без всякой практики построили эту систему. И сейчас, вернувшись оттуда, мы говорим о необходимости не хаоса, а создания волонтерского движения.
Мы создаём Волонтерское движениеВолонтерское движение не должно быть запротоколировано, оно должно быть по принципу: хочешь – пожалуйста. Но вся история волонтёрства заключается в том, что оно появилось не вчера. Волонтёрство было в Беслане, во многих случаях в Чечне. Волонтёрство – это то, что у нас в крови. Если у кого-то что-то происходит, в принципе, у нас нет проблем помочь. Мы, люди, которые возвращаются из зоны чрезвычайной ситуации, собираемся и анализируем не наши победы, потому что там нет побед, там все в равных условиях помогают всем в равных условиях. Анализируем наши ошибки. Что мы делали не так? Как можно сделать лучше? |
Выборы властиМногие из тех, кто приезжают в зоны чрезвычайных ситуаций, задумываются о том, чтобы участвовать в местных выборах, так как видят возможность что-то изменить. Это эффективный инструмент проявления гражданской позиции. Все это кажется такой маленькой историей, когда большое количество людей, часто не зная друг друга, бесплатно творят чудо. И ты можешь стать частью этого.
Ради чего?Если ты делаешь что-то доброе, то не ожидаешь, что тебе сейчас принесут золотые горы, но почему-то все очень радуются, когда кто-то подходит и говорит: «Ребята, большое спасибо!» И это простое «Спасибо» показывает, что ты делаешь правильную вещь. Это счастье во всем мире для каждого свое. Для тебя, например, счастье во всем мире – чтобы все улыбались, для меня – чтобы у всех детей были родители. Это конкретные задачи, которые можно решать конкретным людям.
Я ответствененСейчас люди заменили тезис «Я здесь главный» на «Я ответственен». И это так здорово! Я стою среди этих людей и понимаю, что это самое главное, что влияет на изменения всего вокруг. Создание единой информационной системы для волонтеров – задача общественных организаций, государство здесь нам не поможет. |
|
|
![]() Глеб Тюрин
Руководитель проектов по стратегическому развитию российской деревни, писатель
|
- Основная экономическая реалия XX века - тотальное доминирование массового производства. - Я не предлагаю ничего кардинально менять, я предлагаю рядом с моделями вертикального взаимодействия создать горизонтальные способы объединения. Для миллионов людей там находится потенциальная возможность достойной человеческой жизни в чистой, экологической среде.
|
|
Где мы сейчас? Основные проблемы РоссииСчитаю, что сейчас страна находится на этапе, близком к развалу. Если говорить о пространственной организации России, то у нас ярко выражена депопуляция. Кроме некоего статистического среза, у этого процесса имеется и территориальный аспект. В России можно жить только в мегаполисах. Люди, которые сейчас вступают в жизнь, выбирая, что им дальше делать, на самом деле, этого выбора не имеют. Выбор за них уже сделан: они должны уехать из места своего рождения, то есть из России, потому что Москва – это не Россия.
Самое главное – это промышленная революция, которая произошла за последние 20 лет. Она создала набор технологий, представляющие собой миниатюрные, но при этом очень производительные устройства. Массовое производство разорило все остальное, сделало производство нетерриториальным.
В моем понимании, все строится на общности, и эту общность надо строить на базе частной собственности. Я считаю, что наша страна исторически находится в другой ветке вероятностного пространства. У нас нет 200-летнего опыта частной собственности и ее защиты, сначала от королей, потом от революции, потом от всех остальных. В нашей в стране нет уважения к закону - того, на чем строится все западное общество.
Рынок – это система информационного |
доминирования. Крупные фирмы не имеют никакого производства в материальной сфере. Они продают права, и наборы ценностей. Это типичное социальное манипулирование, и оно является основой всего. Малому бизнесу очень трудно развиваться в мегаполисе – там жесткая конкуренция. Конкурирующие структуры, если они большие и консолидированные, всегда побеждают.
От мирового опыта к практике на РодинеВо всем мире есть то, что называется «Community development», есть страны, в которых ниже уровня района все решения принимаются за счет полной самоорганизации. Люди могут делать все, что хотят. Школа может быть частной, кооперативной, государственной или муниципальной - и государство обязано все это поддерживать. Я долго это осмыслял, и в какой-то момент у меня возникло желание сделать то же на родине – в Архангельской области.
На протяжении шести лет я занимался развитием деревень. Работа, в основном, сводилась к тому, чтобы перевести на русский язык тот огромный инструментарий, который уже создан в мире, чтобы помочь людям объединиться. Для меня было наслаждением видеть, что жители далекой северной деревни могут мыслить не менее конкурентоспособно, чем люди в крутых офисах в каком-нибудь бизнес-сити.
Мне очень нравится своей неоцененностью пример Красноборского района Архангельской области. |
|
|
|
![]() ![]() Руслан Абдикеев
Основатель Лаборатории социальных инноваций Cloudwatcher,
автор концепции Экономики заслуг мнениеМестные сообщества в социально-экономическом смысле представляют собой так называемое «дно бочки». При отсутствии таких сообществ развитие территорий становится невозможным. Вливание туда средств не позволяет решить существующие проблемы и имеет эффект вливания воды в бочку без дна. Чтобы создать местное сообщество, необходимо, прежде всего, восстановить социальные связи. Для этого у людей должно появиться общее дело. Этим делом могут стать социальные проекты, поскольку они ограждают участников от ряда сложностей, возникающих в случае реализации проектов коммерческих. Именно социальные проекты лежат в центре всей деятельности, связанной с развитием территорий, организацией местного самоуправления и т. д. Мы живем в стране, где на протяжении почти ста лет нас упорно призывали заниматься общественными проектами for free, на благо Коммунистической партии. Поэтому в обществе сложилось устойчивое отношение к социальным проектам как к чему-то ненужному. Чтобы вовлечь людей в социальную деятельность необходимо искать новые инструменты. Для этого нужно понять, где на сегодняшний день лежит наш общий интерес, где находится то, что всех нас объединяет. Кризис 2008 года чётко дал понять, где именно лежит этот интерес, и что в действительности нас объединяет. Поэтому игнорировать экономический аспект мы не можем. Разработанная нами (с учетом этого аспекта) технология позволяет без дополнительных финансовых вливаний вовлечь людей в социальную деятельность. Эта деятельность будет также являться и дополнительным экономическим ресурсом для её участников. Благодаря технологии Банка заслуг мы можем учесть вклад каждого в социальные проекты, а те условные единицы измерения, в которых этот вклад учитывается (т.е. заслуги), - использовать как для обмена товарами и услугами между участниками, так и для приобретения товаров и услуг в компаниях и корпорациях. Таким образом, за счет понятных и актуальных мотиваторов, нам удаётся не только привести людей к созданию местных сообществ и участию в социальных проектах, но и оцифровать ту сферу деятельности, которая уже существует. Поскольку мы знаем, как эту деятельность учитывать, мы сможем превратить её в реальный экономический ресурс, и поставить его на службу обществу.
|
![]() Игорь Задорин
Руководитель Исследовательской группы ЦИРКОН, инициатор проекта «Открытое мнение»
|
- Каждый индивидуум, который находится в сообществе и имеет свои ресурсы и цели, заинтересован, чтобы его ресурсы были более конкурентоспособными, а вклад - более весомым. - Появились возможности осуществлять профессиональную производственную деятельность не в формате организаций и предприятий. - Деятельное сообщество отличается от организации тем, что в сообществе c в большей степени работают другие типы капиталов, нежели финансовый. - Жесткие иерархии, жесткие границы, которые были свойственны предприятиям прошлого, теряют свою актуальность и эффективность. Успешными становятся более гибкие, открытые сообщества, которые может создавать бизнес, и в которые включаются все, от самих работников до их родственников, близких, коллег, потребителей продукции, подрядчиков, смежников...
|
|
Процесс состоял из трех этапов:
• На первом этапе происходило продвижение участниками своих целей и их адаптация к запросам других. Каждый член сообщества имел свои ресурсы и цели, был заинтересован в том, чтобы его ресурсы были более конкурентоспособными, вклад - более весомым, а цели - достигнуты.
• Второй этап – функциональное самоопределение всех участников, распределение ответственности.
• Третий этап – непосредственно процесс исследования. Здесь не происходило ничего принципиально нового. На этом этапе деятельное сообщество более всего напоминало типовую организацию, где есть функционал, ответственные лица и так далее.
Деятельное сообщество VS организацияДеятельное сообщество отличается от организации тем, что в сообществе работают другие типы капиталов, нежели финансовый. Деятельное сообщество производит продукт, который может быть отчужден и представлен общественности.
Раньше отдельный индивид, обладающий некими навыками и квалификациями, был обязан присоединяться к организации, т.к. именно в организации были сконцентрированы основные ресурсы и средства. Сегодня, благодаря развитию технологий, этот индивид становится сопоставим по производственной мощности с целой организацией. |
Таким образом, прослеживается тенденция – становление отдельного индивида, отдельного квалифицированного профессионала, в связи с чем изменяется баланс «работа – личная жизнь». Жесткие иерархии, жесткие границы, которые были свойственны предприятиям прошлого, теряют свою актуальность и эффективность. Успешными становятся более гибкие, открытые сообщества, которые может создавать, в том числе, и бизнес, включая в эти сообщества самих работников, их родственников, близких, коллег, потребителей продукции, подрядчиков, смежников и т.д.
Схема деятельного сообщества:1. Средства коммуникации. 2. Цель. Это отличает деятельное сообщество, например, от клуба. 3. Возможность работать в принципиально новой среде. Для этого необязательно встречаться в оффлайне, иметь офисы.
На этих трех составляющих возникает это самое деятельное сообщество - mass collaboration.
ПлатформыСейчас наиболее сложные задачи ставятся в области социальных технологий. Надо честно сказать, что до появления новизны в IT о них никто не думал, ибо без платформ социальных корпоративных сетей такое сотрудничество было невозможным. Все платформы типа Facebook, Jive, IBM Connections и так далее, появились для того, чтобы стала возможной |
|
|