1  /  11  
 

Друзья!

«Иерархия и наука: нужды и помощи»
Всеволод Твердислов
Заслуженный профессор МГУ, доктор физико-математических наук, заведующий кафедрой биофизики
«Человек и новые технологии как перспективы новой экономики»
Василий Колташов
Политолог, руководитель Центра экономических исследований ИГСО
«Доверие в основе новой Интернет-эпохи»
Павел Лукша
Профессор практики школы Сколково, кандидат экономических наук, партнёр группы "Метавер"
Мнение
Руслан Абдикеев
Основатель Лаборатории социальных инноваций Cloudwatcher, автор концепции Экономики заслуг

В этом номере дайджеста клуба «Экономика заслуг» мы собрали тексты и выступления, посвящённые научным подходам к общественному развитию.

 

Научного знания о мире становится всё больше. Хочется думать, что благодаря их умножению мы стали лучше понимать, что происходит сегодня, и чего можно ожидать от завтрашнего дня. Но зачастую в научных прогнозах мы скорее сталкиваемся с предупреждением о росте непредсказуемости. Тем не менее, мы уверены, что именно так можно преодолеть период неопределённости и прийти к новым формам общественной жизни.

 

Профессор МГУ, физик Всеволод Твердислов объяснил в своем выступлении, что именно самоорганизующаяся система, а не авторитарное управление, является направлением дальнейшего развития общества.

 

Наш аналитический обзор также посвящён исследованию эволюционного подхода к человеческому обществу. Выживает не тот, кто знает, как победить в конкурентной борьбе, а тот, кто наиболее способен к кооперации.

 

Экономист Василий Колташов опроверг бытующее представление, что главным видом связи между людьми останутся деньги.

По его мнению, с развитием технологий мир постепенно будет переходить к новым формам управления. Один из таких способов – Экономика заслуг разрабатывается в недрах Лаборатории Cloudwatcher.

 

Идея создания новых типов управления прослеживается и в выступлении профессора практики школы Сколково Павла Лукши. По его мнению, человечество может развиваться согласно трём сценариям, и пока оно не идёт в правильном направлении. Но возможности изменения есть.

 

О формировании нового пространства, из которого к нам приходят такие понятия как «социальное предпринимательство», «устойчивое развитие», «экономика заслуг», рассказал Руслан Абдикеев, основатель Cloudwatcher. Эти оксюмороны, вещи противоречащие друг другу в нашей сегодняшней жизни, здесь мирятся и успешно сосуществуют. Оформлением этого пространства, в том числе, занимается Экономика заслуг.

 

О том, в каком мире нам предстоит жить, мы продолжаем рассуждать каждый четверг на встречах Клуба «Экономика заслуг» и спорить в наших онлайн-филиалах: Facebook, Vkontakte и Twitter.

Эволюция продолжается: кооперация как стратегия выживания

Кооперация – это не менее важная часть эволюции и естественного отбора, чем конкуренция. Согласно теории Дарвина, выживает не сильнейший, а наиболее приспособленный. Современные учёные эволюционисты подтверждают: умение взаимодействовать очень важно для выживания при естественном отборе.

 

В XIX веке, когда теория эволюции только возникла, она вызывала множество споров и негодования. Необходимо было понять, как воспринимать общество, если человек появился из животного мира. Какая социальная жизнь может быть, если теория Дарвина верна? Этими вопросами задавались и либералы, и социалисты. Одним из первых задачу решил английский социолог Герберт Спенсер – развитие связано с дифференциацией функций, и чем сложнее общество, тем больше у него составляющих. Эволюция не закончилась.

Разным профессиям и социальным группам необходимо взаимодействовать, чтобы появилась кооперация.

 

Согласно теории Спенсера, кооперация бывает двух видов: обязательная, то есть насаждаемая государством, и добровольная, возникающая в процессе выполнения общественных задач и взаимодействия людей. Первая укрепляет неравенство, вторая способствует справедливому развитию. При этом Спенсер настроен против социалистов и считает, что любой кооперации необходим контроль. Самостоятельно может развиваться только цивилизованное общество (то есть современная Спенсеру Европа).

 

Во многом выводы учёных XIX-начала XX века связаны с их идеологической позицией. Так, Спенсер, исходя из своих научных взглядов,

 

приходит к выводу о том, что лучшей политической доктриной является либерализм. Именно свободные рыночные отношения способствуют эволюции в человеческом обществе. Но эта точка зрения не единственная. Например, учёный, философ, один из основоположников анархизма Пётр Алексеевич Кропоткин в своих естественно-научных и исторических работах описывает фактически всю историю человечества как историю кооперации.

 

Открытия генетиков в 1930-е годы дали развитие новой теории «родственного отбора». Она объясняет, что выживание генов и групп важнее выживания отдельных особей. Эта теория подробно описана в научно-популярной книге Ричарда Докинза «Эгоистичный ген».

 

Один из авторов этой теории «родственного отбора», социобиолог Уильям Гамильтон делает вывод о том, что среди людей выживали те, кто был способен к групповому поведению. Он также объясняет, что бартер присутствует даже у шимпанзе, но человек развивает свойство, благодаря которому он «запоминает лицо тех, кто помогал, и тех, кто обманывал».

 

Уже в наши дни либеральный взгляд на эволюцию как на систему, в которой выживают сильнейшие индивиды, оспаривается учёными, исследующими общество. Питер Сингер проводит анализ дарвинизма с точки зрения левого идеологического направления и делает вывод о том, что человеческая природа уже не будет улучшаться, поэтому распад советской системы с её идеалом нового человека был закономерным. Но как раз

 

несовершенство человека заставляет его кооперироваться, и благодаря чему и происходит развитие общества.

 

Но для этого необходимо развитие общественных институтов и сообществ. Сегодня теоретики и практики всё чаще используют трактовку эволюции, основанную на представлении о взаимной благодарности (её нередко называют в переводе «реципрокностью»). При разработке Экономики заслуг в Лаборатории Cloudwatcher также используется это определение эволюции.

 

 

 

Текст подготовлен на основе обзора П.Колозариди:
"Эволюция продолжается: кооперация как стратегия выживания"

Всеволод Твердислов
Заслуженный профессор МГУ, доктор физико-математических наук, заведующий кафедрой биофизики

 

 

Иерархия и наука: нужды и помощи

– ХХ век прошел под лозунгом, что политика есть концентрированная экономика. Каждый экономикой называл свое и делал из этого свою политику.

 

– Главное, что создало прогрессивное эволюционное движение, – это симбиоз и альтруизм.

 

– Система должна самоорганизовываться. Контролироваться сверху, но не управляться. Нельзя управлять экономикой.

 

– В системе распределения грантов чаще срабатывает бойкость, а не достоинства.

 

– Мы пытаемся подменить управление командованием, а управление состоит в отслеживании нужды и помощи.

 

Наука хх века

Очень многое изменилось в науках за последние 8-10 лет. Поэтому многие, кто далёки от этой области, предыдущее десятилетие называли «нулевыми». Но не сейчас, а сто лет назад – я не преувеличиваю – завершилось победное шествие классических наук: в физике появилась теория относительности и квантовые представления, в химии возникли новые классы соединений, биология вообще потерялась, а политика стала представлять собой концентрированную экономику. Просто каждый экономикой называл своё, и делал из этого свою

политику. Ошибка XXI века в том, что именно инновации были признанны неэкономистами, как главный путь.

 

Сказка про репку как экономический путь России

Россия знала, что наука – это мыслящее общество, и для этого придумала сказку, сказка называлась «Репка». Ведь мышка – это то, что помогло выдернуть репку. Значит, субсидировать мышку, кормить мышку, хвалить мышку – это очень хорошо. Но главная фраза этой сказки совсем другая:

 

 

 

 

«посадил дед репку». Государство должно заниматься всей цепочкой: дедкой, бабкой и так далее, а не только мышкой. Заниматься не экономикой, а всем обществом в целом, без этого не будет устойчивости.

 

Вернадский по этому поводу говорил: «Мы все не науками занимаемся, а проблемами объединяемся».

 

Действительно, наша общая проблема сейчас – это единая модель устойчивого развивающегося общества.

 

Альтруизм у нас в крови

Как только миллиарды лет назад Земля остыла, мы, живые организмы, тут же появились в виде первой плесени, первой заразы, первых бактерий, археев – и первого фотосинтеза. Вся эволюция основана не на том, что приписывают Дарвину. Борьба за существование – это хорошо, но главное, что создало эволюционное движение, - это симбиоз и альтруизм. Например, 3 миллиарда лет назад, мы синтезировали, синтезировали и поняли, что своими трупами заполоним всю Землю, - и Земля умерила пыл фотосинтеза, превращающийся в органику, и стала выпускать кислород в атмосферу. Представляете, какой мудрый ход на миллионы лет вперед – дать кислород в атмосферу?

 

Биосфера держится на биоразнообразии, то есть массе разных элементов и массе очень разных обратных связей. И если сводить все к деньгам – лишь одной обратной связи – система не сможет

быть устойчивой.

 

Неравномерность среды – причины в основе

Как только система становится достаточно большой, выделяются центры, которые начинают конкурировать. На самом деле, что нас возмущает? Ведь денег в стране много, и в Европе много, и в мире много... Нас возмущает на самом деле то, что в основе лежит несправедливость. И дело не в олигархах и политиках – персоналии приходят и уходят, – а в несправедливости всей системы.

 

Система должна самоорганизовываться, то есть иметь финансовый и любой другой ресурс, распределенный по стратам, по своим этажам. Система должна именно самоорганизовываться. Контролироваться сверху, но не управляться. Нельзя управлять экономикой.

 

Мы хотим всё время всё свести к простому. Как только вы делаете маленький аквариум (одна рыбка, одна водоросль и какие-то бактерии) и запаиваете его, он может жить, но вот на полградуса изменилась температура – и он умирает.

 

А огромное биоразнообразие, например, озеро, где существует множество внутренних связей, ведёт к самоорганизации.

 

И здесь уже приходится иметь дело с руководством, порой некомпетентным, которое хочет командовать, что не является его непосредственной функцией.

 

 

 

 

 

 

Гранты учёным: как это делается

Вот у нас пытаются подменить управление командованием, а управление состоит в отслеживании нужды и помощи. Для науки сейчас нужды покрываются грантами. Но в системе их распределения чаще срабатывает бойкость, а не достоинства, что несправедливо.

 

Я вижу в научном мире единственный способ – активизацию учёных советов институтов, университетов, вузов и так далее, которые являются первичной стадией отбора и могут давать рекомендации. Конечно, часто и тут будут проскальзывать симпатии, но мы люди науки и понимаем, что к чему.

 

В учёном совете самые квалифицированные в мире люди сидят, еще живые, и они ничего не могут! Ведь деньги-то – это все fiction: купленные приборы и определённая тематика, тематика исследований.

 

 

У человечества есть интерес к познанию, а многие забывают про эту романтическую сторону науки. Когда я в Оксфорде читал лекции, директор университета сказал мне: «Всеволод, ты – счастливый человек. И вообще вы счастливые, русские люди».

 

Я спрашиваю: «А чего это мы такие счастливые?» - «Ты занимаешься, чем хочешь: происхождением жизни. Ты думаешь, я могу этим заниматься? А мне на это денег не дадут. А вам все равно не дают, поэтому вы и занимаетесь, чем хотите».

 

Вот сейчас деньги стали давать, сейчас в науке очень много денег, коллеги, и исследования стали другими.

 

Полный текст лекции

Видео

Василий Колташов
Политолог, руководитель Центра экономических исследований ИГСО

 

 

Человек и новые технологии как перспективы новой экономики

- Нынешний кризис – один из тех глобальных и циклических, которые отслеживаются в мировой экономике каждые двадцать пять лет с конца XVIII века до сегодняшних дней.

 

- Никто не предполагал, что разразившийся в начале XX века кризис радикально изменит картину мира: произойдёт переворот в электроэнергетике, будут созданы гидро- и теплоэлектростанции, двигатели внутреннего сгорания. Все это стало возможным благодаря экономическому кризису, который произошёл на стыке веков.

 

- Оптимистам казалось, что робот войдёт в жизнь очень активно, производство будет автоматизировано, а человек получит, наконец, возможность реализовать свои творческие побуждения, или будет работать в рамках нового типа экономики и предприятия. Но дело в том, что энергия оказалась дорогой, а энергия мускулов - дешёвой.

 

- Экономика сама по себе своих проблем не разрешает и не развивается. Безусловно, огромную роль играют политика и общество. Обесценивание человеческой жизни явилось важнейшим завоеванием неолиберальной экономики. На этом обесценивании строился экономический рост три последних десятилетия. Поэтому деградация образования, деградация социальной сферы мне кажутся неслучайными.

 

Кризис, в котором мы живём

Такова реальность, что сегодня мировая экономика, и все общество, находятся в плену совершенно нетипичного, необычного, но все равно циклического в своей природе экономического кризиса. Кризис этот не только глубокий и продолжительный, но и предполагающий серьёзные изменения. Если изначально кризис начинался с проблем в

Соединённых Штатах, то сегодня он продолжается под влиянием европейских проблем и «китайского замедления» (проблем в Китае).

 

Этот кризис зародился в 2008 году по причине перенакопления капиталов: потребители оказались недостаточно обеспеченными, а товарное предложение чрезмерно дорогим. Кредитное поддержание спроса перестало работать.

 

 

 

 

Это значит, что ресурс, на который возлагали надежду финансовые круги в конце 90-х и даже ранее, оказался неработоспособен на длительное время. Мировая экономика вошла в период кризиса, одного из тех глобальных и циклических, которые отслеживаются в мировой экономике каждые двадцать пять лет с конца XVIII века до сегодняшних дней. И некоторые из этих кризисов приводили к большим переменам в сфере энергетики и ресурсов.

 

Все нынешние технологические изменения – это просто развитие паровой машины. А ведь никто и подумать не мог о том, что разразившийся в начале XX века кризис радикально изменит картину мира: роизойдёт переворот в электроэнергетике, будут созданы гидро- и теплоэлектростанции, двигатели внутреннего сгорания. Все это стало возможно именно благодаря экономическому кризису, который произошёл на стыке веков, вот как раз сто с лишним лет назад.

 

Технические послекризисные революции

Когда в 1970-е годы мировая экономика была погружена в очередной большой кризис, многие ожидали больших перемен в робототехнике. И они действительно произошли. Но оптимистам казалось, что робот войдёт в жизнь очень активно - все промышленные товары будут производиться с помощью роботов. Производство будет автоматизировано, а человек получит, наконец, возможность реализовать свои творческие побуждения, или будет работать в рамках уже нового типа экономики и в рамках нового типа предприятия.

Но дело в том, что энергия оказалась дорогой, а энергия мускулов – дешёвой. Параллельно произошла революция в компьютерных технологиях, то есть в технологиях коммуникаций, что обеспечило эффективное движение капиталов и контроль из офисов, расположенных в развитых странах, за сферой производства, находящейся в других странах. И наступила эра финансовой глобализации.

 

Неолиберальная экономика

Неолиберальная экономика в огромной мере строилась на дешёвой рабочей силе. Это создавало определенный, жёсткий тип отношения к персоналу. Если взять многочисленные примеры российских компаний, там наличествовало хамское взаимоотношение с работником.

 

В эпоху кейнсианства, до 70-х годов на Западе существовал принцип: лучше нанять трёх работников, нежели двух, потому что это три потребителя для экономики. Неолиберализм изменил это отношение. Лучше нанять одного, который будет работать за троих, а потреблять за половинку одного. Это гораздо удобнее с точки зрения интересов отдельно взятого предприятия. Неолиберализм – это не просто какая-то доктрина, это эффективная в течение длительного времени экономическая глобальная система. Сегодня ситуация качественно меняется. И именно поэтому появляется возможность говорить о понятиях справедливости. Вопрос в том, как это будет сделано, каковы будут механизмы, и с какой стороны будут меняться эти отношения.

 

 

Ожидаемые перемены

История вносит разнообразие в нашу жизнь, и очень хорошо, если это разнообразие идет на пользу общественному прогрессу, меняет жизнь к лучшему, делает ее интереснее. Очень хорошо, если становится возможной реализация управленческих проектов, проектов организации предприятий, отношений, вознаграждений за участие человека в экономической деятельности по новому типу. Это прекрасно, если эти перемены действительно станут возможными. В том числе, и такие проекты, как «Экономика заслуг» – вознаграждение по типу и по ценности вклада человека в общественную экономическую деятельность.

 

Мы переживаем революционный момент в мировой экономике. Нам повезло. Речь идет о ближайших 10-15 годах. После чего будут складываться предпосылки для нового серьёзного кризиса. И это, в общем, является нормальной логикой развития: когда каждые двадцать пять лет в рамках мировой капиталистической экономики происходят такие большие изменения в системе мировой экономики.

 

Я бы вспомнил переломную эпоху «революций менеджеров», которая очень активно воспевается во многочисленных научных работах: был хозяин, который всем управлял, а вот теперь есть менеджеры, есть новый класс управленцев. Но если сейчас мы получим ренессанс робототехники, что, на мой взгляд, более чем вероятно, то возникнет и новый тип экономики: какие-то отрасли исчезнут, возникнут новые... Потому что, если уровень

технического оснащения производства будет повышаться, то само положение человека в таком предприятии будет меняться, что, безусловно, окажет влияние на всю модель экономики.

 

Мечта о робототехнике

Робототехника и её всеобщее распространение, персонификация производства товаров, когда

машины создают товар по индивидуальным критериям, когда человеку не нужно бегать по магазинам, – это, увы, достижимо только при новом типе машин в производстве. В свою очередь, дешёвая энергия создает возможность для развития новых сфер. В частности, я полагаю, что дешёвая электроэнергия позволяет развивать такую сферу, как личный воздушный транспорт, которые на сегодняшний момент очень дорогие.

 

Модель России

Россия за последние четыре года стала в большей мере зависимой от мирового рынка, чем это было прежде, более ориентированной на сырьевой экспорт. Итогом этих изменений является как раз вступление во Всемирную Торговую Организацию, которая, в общем, не создаёт ничего хорошего, никаких хороших перспектив для производства аналоговых товаров в России, в частности, например электроприборов и т.п.

 

Основная проблема в том, что наша экономика зависит от цен на нефть, которые постоянно колеблются. Невозможно прогнозировать будущее –

 

 

и мы оказались в ловушке. Старая сырьевая модель исчерпана, на смену ей уже идёт новая модель. Новая модель и новые технологии.

 

Но в самой стране, на мой взгляд, сейчас нет условий для того, чтобы произошли какие-то серьёзные технологические изменения.

 

Экономика в обществе

Экономика сама по себе своих проблем не разрешает и сама по себе не развивается. Безусловно, огромную роль играют политика и общество. Обесценивание человеческой жизни являлось важнейшим завоеванием неолиберальной экономики. На этом обесценивании строился экономический рост трёх последних десятилетий. Неслучайно констатируются такие явления, как

деградация образования и социальной сферы. Всё это происходит не только на Западе, но и в странах третьего мира.

 

И в этом положении важно помнить, что самый главный ресурс – это человек. Когда либеральные экономисты говорят о том, что экономика ведет к объединению мира, это не совсем верно. Нынешняя глобализация привела к тому, что мир стал един для финансового капитала, но не для людей, потому что мы постоянно сталкиваемся с необходимостью оформлять какие-то визы, какие-то паспорта. И эту систему отнюдь нельзя назвать неким единым миром, свободным миром.

 

Полный текст лекции

Видео

Павел Лукша
Профессор практики школы Сколково, кандидат экономических наук, партнёр группы "Метавер"

 

 

 

 

 

 

 

 

Доверие в основе новой Интернет-эпохи

- Причина финансовых, технологических и экологических кризисов в том, что люди придумывают какие-то решения, но эти решения заведомо не отвечают сложности тех систем, в которых они существуют.

 

- Мы не понимаем, что за горизонтом. Мы понимаем только ближайшее время, потому что нам важно лишь «здесь и сейчас». Это то, что называется «мозаичность сознания».

 

- Главная проблема заключается в том, что денежная система, выстроенная на финансовом основании как на главном способе удержания целостности и регулирования правил игры, поедает сама себя. Значит, нужно придумывать механизмы доверия.

 

- Есть надежда, она связана с Интернетом. В этом смысле мы уже обрели новое качество, которого никогда не было. Это сеть, которая мгновенно связывает миллиарды живых существ, расположенных в любых точках планеты. А если мы представим штуку под названием «Нейроинтернет», к которой мы активно движемся…

 

 

 

 

 

 

 

 

Технологические кризисы

Первый из самых знаковых технологических кризисов последних лет – это масштабный разлив нефти в Мексиканском заливе. Вследствие ряда причин случившаяся авария засорила половину залива, потребовала очень сложных мер по уборке. Вторая история примерно такого же масштаба – авария на Фукусиме. В связи с цунами пострадала огромная атомная станция, началось расплавление активной реакторной зоны.

 

Вопрос в том, как можно смотреть на эту аварию? Что там происходило? Для меня это индикация того, что совершенная управленческая машина, коей является бюрократия энергетических компаний, сталкивается с вызовом, в котором она обычно не привыкла работать. Ей очень сложно в этой ситуации перестраиваться, начинаются системные сбои.

 

Один из примеров того, когда система выходит за границы режима, – экологическая. Например, «Великая пластиковая свалка» (или «Великое пластиковое пятно»), находящееся посреди Тихого океана. По разным оценкам, его площадь составляет от 700 тысяч квадратных километров (это две Германии) до 15 миллионов квадратных километров (это площадь России). Оно начало образовываться с середины 80-х годов, с начала производства пластика. Правительства стран акватории Тихого океана про эту свалку знают, соответственно, уже 20 лет. Уже несколько раз обсуждали, но не могут решить эту проблему, потому что не договорятся.

Никто из них не может взять ответственность: нейтральные воды никому не принадлежат.

 

Примерно та же история происходит и с глобальным потеплением, которое как бы ничье, поэтому им тоже можно не заниматься.

 

Кризис управления

Причина кризиса в том, что люди придумывают какие-то решения, но эти решения заведомо не отвечают сложности тех систем, в которых они существуют. Мировая финансовая система – одна из сложнейших систем, которая требуется для разбора возникающих проблем. Однако в кризисных ситуациях люди действуют не в интересах большего, а в интересах меньшего.

 

И неспособны работать с долгосрочными последствиями того, что они делают. Они принимают краткосрочные решения. И я утверждаю, что эта ситуация не разовая. Она системная. И поэтому подобные кризисы повторятся еще много раз.

 

Мы не понимаем, что там за горизонтом, мы живём только ближайшим временем, потому что нам важно именно продать «здесь и сейчас». Это называется «мозаичность сознания». Вот этот кризис управления мы и наблюдаем. И выхода, к сожалению, нет, исходя из той парадигмы, в которой сейчас находится общество. Научный и рациональный способ мышления, например, породил ту самую бюрократию. А новых решений пока еще не придумали.

 

 

 

 

 

 

 

«Техносэндвич»

Вся цивилизация представляет собой набор механизмов управления – «техносэндвич», где в самом низу лежат технологии, связанные с грубой материей. Поверх – инфраструктура, коммуникации, логистика, экономика и так далее. А на самом верху находятся ценности и принципы. Когда общество развивается неравномерно, то сэндвич едет кусочками. То есть, иногда крыша куда-то уезжает, иногда основание.

 

Три сценария развития:

 

1. Всё будет развиваться так же, как сейчас: нестабильность, усложнение нашей природы, изобретение все более сложных устройств. У нас будут ноутбуки, которые работают в два раза быстрее, машины, которые ездят еще быстрее, и так далее. Но это не даст ответа ни на один из имеющихся у нас вопросов.

 

2. Вторая история - мы этого всего не выдержим и «завалимся». Скорее, по социальным причинам, чем по технологическим. Этот сценарий можно сравнить с историей падения Рима и ужасами Средних веков.

 

3. А третий сценарий – мы все-таки придумаем, как и куда нам перейти.

 

Я считаю, что у нас есть надежда, она связана с Интернетом. В этом смысле мы уже обрели определенное новое качество, которого никогда не было.

Это сеть, которая мгновенно связывает миллиарды живых существ, расположенных в любых точках планеты. Мобильный Интернет тем более, а если мы представим штуку под названием «Нейроинтернет», к которой мы активно движемся…

 

Крупнейшие переходы человека

Сейчас мы живём в эпоху одного из крупнейших переходов, которые когда-либо случались в истории человечества. До нас таких переходов было два: от первобытнообщинного к аграрному строю и от аграрного – к промышленному. И система одновременно хранит внутри себя весь предыдущий опыт сельского хозяйства, осёдлости и кочевой жизни – ничто друг друга не отменило.

 

Новые социальные технологии, которые включают в себя работу с этими свойствами, связаны:

 

1. С доверием

 

2. С новыми технологиями работы с сознанием

 

3. С новыми зелеными технологиями, позволяющими по-другому выстроить баланс с природой

 

4. Со сменой этики

 

Это четыре необходимых компонента необходимы, чтобы «переползти» в другую реальность или свалиться в деградацию. С этим в России из серьёзных игроков пока никто не работает.

 

 

 

 

 

 

 

«Зелёная когнитивность»

Самые важные точки перехода лежат как раз на верхнем уровне «техносэндвича». Они связаны с возникновением новых психотехнологий, то есть новой картины мира, и одновременно того, что позволит эту картину мира поддерживать. Это новый баланс с природой. Таков сценарий будущего и, на мой взгляд, Экономика заслуг пытается играть в этот новый сценарий.

 

Доверие в решении вызовов мира

Доверие имеет здесь критическое значение, потому что вопрос границ доверия – это то, насколько мы способны координироваться и отвечать на большие вызовы. В этом смысле мы должны доверять всем, с кем мы пытаемся выстраивать совместную деятельность. Вот мы приходим домой – у нас там семья. Мы должны доверять своей жене, что она, допустим, завтра тоже будет на месте. Мы должны доверять работодателю, что он нас, скорее всего, не уволит и будет нам прощать мелкие огрехи. И так далее.

 

Раньше всё строилось на племени, где существовало число Дамбара, основанное на количестве постоянных социальных связей, которые человек способен поддерживать в течение жизни – в среднем 150 человек. Переход к следующему виду общества потребовал изобрести новые механизмы доверия. В индустриальную эпоху появился механизм контракта и механизм кредита. И если подумать, на чем

держится современное общество, то это не место жительства, не интересы, а деньги.

 

Новые ценности

Все знают, что деньги – это ценности. Главная проблема в этой всей истории заключается в том, что система, выстроенная на финансовом основании, поедает сама себя.

 

Значит, нужно придумывать механизмы доверия, которые предложили бы альтернативы и держались бы на трёх составляющих:

 

1. Новые социальные механизмы, позволяющие понять, как мы можем доверять друг другу, быть вместе, и что нам будет за то, что мы нарушаем те обязательства, которые имеем.

 

2. Технологические решения, позволяющие не только обеспечивать социальные механизмы, но даже как-то их усилить.

 

3. Новый Интернет – пространства, в которых сознания людей открыты друг другу. Это ведет к тому, что люди в высокой мере доверяют. Это сообщества со своими правилами и знаками.

 

На мой взгляд, только эти механизмы координации позволят нам нащупать новый сценарий будущего – устойчивое общество, способное работать и пройти трансформацию. Я говорю о том, что социальные технологии, работа с доверием – один из ключевых

 

компонентов нового общества. По версии Лаборатории Cloudwatcher, механизмом регулирования могут быть заслуги.

 

Перспективы

Сейчас у нас много новых возможностей.

 

Я думаю, что Экономика заслуг свой подлинный потенциал может раскрыть только с учетом развивающихся технологий, с учетом Интернета. Все, что мы там делаем, так или иначе регистрируется. В этом смысле появляется возможность осветить хорошее дело, транслировать это, например, в Банк заслуг и сказать:

 

«Да, действительно, этот человек находился там и делал это. Вот ему за это галочка – «лайк».

 

Это ровно то, куда мы идем, поэтому перспективы у Интернета самые светлые.

 

Полный текст лекции

Видео

Руслан Абдикеев
Автор концепции
Экономики заслуг,
Основатель Лаборатории
социальных инноваций
Cloudwatcher
мнение

При осмыслении стадий развития общества мы исходили из аксиомы, что любая система – будь то индивидуальное сознание или коллективное объединение – никогда не стоит на месте: она либо развивается, либо деградирует. При этом спокойным, естественным путем она развиваться не может. Если ребенок остаётся в лесу, он превращается в Маугли. Чтобы этого не произошло, человек (или система) должен себя выталкивать наверх. Вот этот «верх» мы и пытаемся определить. Работая над этим, мы сталкиваемся с тем, что в новом рождающемся измерении появляются такие понятия, как «социальное предпринимательство», «устойчивое развитие», «экономика заслуг». Эти оксюмороны, в нашей сегодняшней жизни – противоречащие, чуть ли не взаимоисключающие друг друга вещи, – в этом новом измерении мирятся. Слова языка сегодняшнего становятся лишь буквами в новом слове языка завтрашнего. Именно поэтому так трудно выделить единый вектор, по которому происходит развитие: существующих двухмерных, бинарных систем недостаточно для описания предметов большей мерности. Оформление этого нового пространства и взяла на себя Экономика заслуг. Она адресует нас к уже существующей системе взаимоотношений. Суть проекта заключается в создании такого механизма выявления заслуженных, с которым были бы согласны все. А в дальнейшем – создание простого алгоритма существования общества, при котором даже ребенок бы понимал: если он делает что-то на пользу других и люди за это голосуют, у него появляются заслуги. А за заслуги человек в дальнейшем может стать депутатом, президентом или просто купить для себя еду или необходимые вещи. В этом смысле Экономика заслуг является тем маяком, на который можно ориентироваться, чтобы понять, движемся ли мы в правильном, либо в противоположном направлении. Заслуги же являются тем критерием, относительно которого происходит сравнение. В нашей сегодняшней парадигме мышления мы вынуждены выбирать между этиками: христианской, мусульманской, светской или какой-то иной. Но тот мир, куда мы идем, устроен совершенно иначе – там нет необходимости в таком выборе. Не обязательно договариваться о единой этике, а можно создать механизм, который толерантен практически к любой из них (кроме «фашистских»). Механизм Банка заслуг показывает, каким образом у человека возникают очки для голосования, при помощи которых он может определить, кто чего заслуживает. И дальше уже каждый человек (агностик, буддист, мусульманин, христианин, или человек, придерживающийся неких других взглядов) своим голосованием за близкие ему проекты или за тех, кто реализует важную с его точки зрения деятельность, выражает свое мировоззрение. В новом измерении должны уйти все разговоры о том, как должен думать человек. Нет такого долженствования. Есть социальная, общественная часть жизни, которая касается всех нас. Сегодня мы в состоянии измерить вклад, учесть его, и на основании этого оцененного вклада (т.е. заслуги) принимать все необходимые решения. Может быть, нам удастся реализовать мечту, когда нет господина и раба, эксплуататора и эксплуатируемого, начальника и подчиненного, человека, который выше другого по какому-либо принципу. Все решения принимаются заслугами. Заслуги, а не люди, управляют нашими делами.