1  /  11  
 

Друзья!

Под Новый год принято загадывать желания. Поэтому в канун праздников мы решили поговорить о мечтах, которые сбываются.

 

Сейчас, как и раньше, некоторые люди воспринимают сказку не как что-то невозможное, а как руководство к действию. Вопрос заключается лишь в осознании того, что можно изменить, - об этом рассказывает в своём новогоднем обращении Руслан Абдикеев, основатель Лаборатории социальных инноваций Cloudwatcher и автор концепции Экономики заслуг.

 

Тех, кто пытается строить новое общество, нередко называют утопистами, подразумевая под утопией прежде всего нечто красивое, но несбыточное. Мы же хотим рассказать о тех, которые сбылись!

 

Сто лет назад Америка была страной, где мечту мог реализовать каждый. Сюда приезжали люди с разнообразными идеями: от религиозных общин до коммун хиппи. У кого-то из них получилось воплотить задуманное, чьи-то проекты провалились, но стали примерами для других. И Соединённые Штаты смогли объединить энергию всех этих людей в единое и процветающее государство.

 

Развитие технологий, мобильной связи, Интернета дало новое пространство для коммуникации.

 

 

В новых условиях появилась возможность заключать договорённость о том, как будет устроено общество.

 

Как ни странно, именно прогресс создал среду и возможности для новых объединений, хотя некогда он казался только препятствием.

 

Каждый приход Нового года пытается разделять время на прошлое и будущее. Но это разделение формально - мир уже стал другим. И вместе мы можем понять, как устроить в новом мире более справедливое общество.

 

Именно это мы обсуждаем по четвергам в Клубе "Экономика заслуг" и круглосуточно в социальных сетях (Vkontakte, Facebook, Twitter). В 2013 году у нас будет ещё больше к тому поводов.

 

 

 

С новым годом!

Видео по теме

Новогоднее обращении Руслана Абдикеева, основателя Лаборатории социальных инноваций Cloudwatcher и автора концепции Экономики заслуг

 

 

Стоит ли верить в чудо и почему это зачастую мешает прикладывать самостоятельные усилия для достижения цели?

Что может служить доказательством существования Деда Мороза?

 

 

 

 

 

 

 

 

Утопия как мечта, взрывающая существующий порядок вещей

Согласно Густаву Ландауэру, немецкому философу-анархисту, исторический процесс представляет собой не что иное, как постоянно возобновляемое вытеснение топии (существующего социального порядка) посредством возникающей внутри нее утопии. История человечества – это путь от одной топии к другой через утопию.

 

История основания утопических проектов

В XIX веке основоположники утопического социализма Роберт Оуэн и Шарль Фурье предложили альтернативные системы общественного устройства. Они призвали к созданию совершенного общества, основанного на принципах всеобщего равенства, на создании самоуправляемых и самодостаточных трудовых общин (кооперативные общины Оуэна или фаланги Фурье), сгруппированных в добровольные объединения.

 

Анархо-коммунисты, главным теоретиком среди которых стал Петр Кропоткин, также предложили построение нового общества как федерации свободных общин, опираясь на учения социалистов-утопистов. В основу их создания были заложены принципы равенства участников (отсутствия всякой иерархии), самоуправления (или прямой

 

демократии: общее собрание участников принимает необходимые решения), коллективизма и солидарности.

 

На сегодняшний день можно выделить три типа взаимодействия альтернативных проектов с доминирующей системой:

• Создание альтернативной инфраструктуры и нового социально-экономического уклада (израильские кибуцы).

• Воздействие на доминирующую социально-экономическую систему через распространение альтернативных ценностей (школа Пайдейя в Испании).

• Построение альтернативного «заповедника», не стремящегося к воспроизводству (вольный город Христиания в Дании).

 

Кибуцы

Одним из наиболее успешных воплощений утопических проектов стали кибуцы - трудовые общины, появившиеся на территории Израиля в начале XX века. Они функционируют в соответствии с принципом «от каждого по способностям, каждому по потребностям». Количество членов общины варьируется от 40 до более 1 000, при этом бОльшая часть кибуцев состоит из 500-600 членов.

 

В 2007 году в Израиле существовало 270 кибуцев, где проживало около 130 000 человек.

 

Сейчас кибуцы находятся в состоянии постепенного перерождения и упадка. К 2009 году около 70% из них перешли к новой системе организации, интегрировавшей элементы капиталистической системы (например, дифференцированная оплата труда). Такие перемены отменили одни из базовых принципов кибуцев: коллективизм и солидарность.

 

Свободная школа Пайдейя

Пайдейя была создана в 1978 году в Мериде (Испания) по инициативе трех преподавателей и представляет собой школу, основанную на принципах анархизма, где управление находится в руках самих учеников. Так, распорядок дня, выбор предметов для изучения, решения возникающих конфликтов и другие вопросы решаются общим собранием, в котором дети участвуют наравне со взрослыми.

 

Обучение в школе начинается с двухлетнего возраста. Любопытно, что распорядок дня самых маленьких учеников также определяется на общем собрании, которое проводят не учителя, а эти дети.

 

 

 

 

 

По окончании школы ее ученики не посвящают себя построению анархистского общества, а интегрируются в существующее общество и приспосабливаются к правилам игры доминирующей социально-экономической системы.

 

Вольный город Христиания

Христиания возникла в 1971 в результате незаконного вселения группы представителей протестных движений (хиппи, анархистов и др.), в заброшенные помещения бывших военных казарм в одном из районов Копенгагена.

 

Христиания представляет собой самоуправляемую общину, каждый член которой ответственен за благополучие всех. Управление Христиании происходит через собрание всех ее жителей. Город живет по своим законам и не признает законы Дании. В Христиании запрещено оружие, насилие, автомобили и тяжелые наркотики. Разрешенными при этом являются легкие наркотики, как средства расширения сознания и достижения большей свободы. Вся собственность, находящаяся на территории Христиании, является коллективной.

 

Поселение представляет собой центр альтернативной культуры: здесь живут и работают художники, поэты, скульпторы. Открытое для посещения туристов, оно является закрытой общиной: стать членом Христиании возможно только при наличии родственников, уже проживающих в ней.

 

 

 

В 2007 году, в результате давления датских властей, представители Христиании и представители властей Копенгагена заключили соглашение о постепенной (в течение 10 лет) передаче земли Христиании под контроль правительства.

 

Воплощение утопии в жизнь напрямую не приводит к построению новой идеальной топии. У утопии другая чрезвычайно важная функция. Утопия как мечта, взрывающая существующий порядок вещей, несет в себе огромный преобразовательный потенциал.

 

Текст подготовлен на основе обзора М. Кроль:
«Утопия как мечта, взрывающая существующий порядок вещей»

В поисках Утопии: эксперименты по созданию идейных сообществ в США

В XIX веке Соединённые Штаты Америки стали форпостом утопических сообществ в связи с веротерпимостью, наличием неосвоенной земли и либерализмом государства, которое не чинило препятствий для общинников. Какие идеи занимали создателей нового общества, и к чему они пришли?

 

Религиозные общины

Наиболее удачными оказались общины, спаянные религиозной идеей. Прежде всего, это общины меннонитов, гуттеритов и амишей - потомков европейских анабаптистов. Сторонники этого религиозного течения, возникшего в XVI веке, выступали за крещение в сознательном возрасте, строгость нравов, отвергали многие религиозные ритуалы и были убежденными пацифистами.

 

Сегодня в США преобладают общины амишей. Более 250 тысяч человек составляет их численность, которая ещё неуклонно возрастает.

Амиши носят одежду и головные уборы определенных цветов и фасонов, ездят в старинных повозках, пашут землю конным плугом. Им запрещается служить в армии, фотографироваться, водить автомобили и летать на самолётах, пользоваться компьютерами, телевизорами и радиоприёмниками, носить наручные часы и обручальные кольца. Несмотря на патриархальный уклад, амиши, как правило, весьма состоятельные люди. Они делают и продают мебель и одежду ручной работы, стилизованную под старину. По достижении определённого возраста амиши имеют право на 3 года покинуть отчий дом и отправиться жить во «внешний мир». По окончанию этого срока амиш обязан вернуться и принять решение: либо он остаётся, либо навсегда покидает общину.

 

«Новая Гармония» и другие утопии

Движение «Гармония» получило известность благодаря Роберту Оуэну. В начале XIX века группа

 

людей под руководством Георга Раппа основала сельскохозяйственную колонию под названием «Гармония». Посетив в 1824 году общину, социалист Роберт Оуэн выкупил её для углубления социалистического эксперимента.

 

Жить в колонию Оуэна приехали более 800 человек. Принимали всех, поскольку Оуэн был уверен, что социальные условия могут преобразить характер любого человека. Будучи противником разделения труда, Оуэн полагал, что в коммуне каждый должен выполнять как черновую, так и интеллектуальную работу. Триумф длился недолго, - уже в 1827 году «Новая Гармония» раскололась. Наиболее интеллигентные и состоятельные участники эксперимента выделились в отдельную общину «Меклюрию». Оставшиеся так и не смогли наладить дела.

 

Ещё одна идея, вдохновлявшая создателей коммун, – это толстовство. Сторонники этого течения исповедовали безгосударственный образ жизни, земледельческий труд, свободу убеждений и верований, отрицали всякое убийство.

 

 

 

 

 

 

 

 

Коммуны толстовцев появлялись и в России, и в США. С 1896 по 1900 год в Джорджии существовала «Христианская колония Общего блага». Лев Толстой интересовался жизнью этой коммуны и переписывался с ее руководителями.

 

Молодёжные коммуны 60-70х годов

Новый расцвет коммун пришёлся на шестидесятые и семидесятые годы ХХ-го века. Протесты 1960-ых породили новые социальные движения: феминистские, «зеленые», антимилитаристские, тогда же начался расцвет философии и субкультуры хиппи.

 

Среди коммун той эпохи знаменита психоделическая «Касталия» (1964-1968). Ее основал известный психолог и общественный деятель гарвардский профессор Тимоти Лири, который занимался изучением влияния галлюциногенных препаратов на психику и нервную систему человека. В «Касталии» практиковался общий физический труд в «священной роще», строительство новых жилых помещений, коммунары даже выпекали собственный хлеб из собственноручно выращенной пшеницы. После принятия в США закона о запрете ЛСД Лири был арестован, и это стало концом «Касталии».

 

Коммуны сегодня

Многие выжившие коммуны и общины постепенно перешли в статус экологических поселений. По разным данным, сегодня в США их существует от 500 до 2000. Многие развиваются по коммунитарному типу, например, экодеревня и идейная община «Твин Оакс», основанная в 1967 году и существующая по настоящее время в штате Виржиния. Сейчас здесь на 400 гектарах земли проживает более 300 человек. На плетении гамаков и производстве сельскохозяйственных продуктов коммуна зарабатывает в среднем полтора миллиона долларов в год. А ещё там практикуют вегетарианство и занимаются разработкой альтернативных видов топлива.

 

По словам Оскара Уайлда, «Прогресс - это реализация утопий». Некоторые из этих утопий реализуются веками. Какие-то появились, но исчезли за несколько лет. Но процесс творчества малых социальных форм не останавливается.

 

Текст подготовлен на основе обзора Е. Синицыной:
«В поисках Утопии: эксперименты по созданию идейных сообществ в США»

Кибер-коммунизм и другие надежды на справедливость

В сетевых сообществах повторяются многие черты традиционных общин. Связи между людьми в них основаны на межличностных отношениях и открывают формы взаимодействия, о которых люди почти забыли. Именно в Интернет-среде мы видим возвращение практики дарения и оценку людей по заслугам.

 

В начале прошлого века казалось, что община исчезает, становится редкой в мире больших городов и сложных технологий. Самое известное объяснение этой трансформации давал немецкий социолог Фредерик Тённис в книге «Община и общество». Упрощая мысль автора, можно сказать, что он описывает два разных типа воли, создающие разные типы связей между людьми. Есть отношения безусловные, существующие между родственниками, в семье, с друзьями или соседями – то, что формирует общинные, глубокие и постоянные, во многом иррациональные связи. Общество, наоборот, возникает в городской среде, где люди относятся друг к другу более расчётливо и сознательно, их встречи коротки, а образ жизни – индивидуализирован.

 

В наше время технологии предложили вариант трансформации общины в сообщества. Сама идея технологий, способных изменить мир отношений, появилась в 1960-70х годах. Холодная война и гонка вооружений формировали политическую подоплёку и создали заказ для учёных и изобретателей. Вместе с тем, возникла мечта о мире роботов, полётах в космос, искусственном интеллекте и о том, как всё это сделает мир более справедливым.

 

В основе этой технологической утопии – идеи кибернетики. Кибернетика заставляет пересмотреть само понятие управления, ставя на первое место принцип обратной связи. Один из основателей этой науки Норберт Винер писал о системах, способных к самоорганизации, регулирующих себя изнутри, а не требующих внешнего воздействия. При этом он отрицал, что рынок может быть такой системой, так как в них очень сильна сила принуждения. По его мнению, идеальная самоорганизующаяся система – это сообщество.

 

Именно сообщества позволяют действовать

 

наиболее органично и эффективно. В рамках логики кибернетики слова «органично» и «эффективно» во многом синонимичны. Это представление потом будет унаследовано экологическими движениями, как традиционными, так и выступающими за экологию в качестве базового принципа существования любой среды.

 

Одно из современных проявлений кибер-культуры – идеология свободного распространения информации, начиная от open source, программного обеспечения, и заканчивая отменой авторского права. Именно она породила большое количество социальных и политических последствий и стала флагманской идеей для идеологов кибер-сообщества. Например, именно сторонники изменения Copyright создают во многих странах Пиратские партии.

 

 

Эта же идеология становится платформой для новых экономических отношений. Так появляется система пост-оплаты и набор идей, предполагающих социальную оценку заслуг того или иного автора, конвертируемую в деньги.

 

Сегодня основные идеи кибер-культуры наследуют системы web 2.0, crowdsourcing, сетевого активизма и другие подобные явления. Но нужно помнить, что коллективный разум нередко становится проявлением власти множества над отдельным человеком. Не отрицая пользы коллективной сетевой деятельности, создатель идеи кибер-маоизма Джарон Ланир призывает помнить, что меритократические принципы работают только в небольших состоявшихся средах, таких как научные. Но создать эти среды искусственно невозможно, – Интернет не может ничего сделать вместо человека, он является лишь инструментом.

 

 

Если в среде виртуального общения возвращаются принципы общины, то, видимо, в новых формах этих отношений есть смысл и сегодня. Кибер-община, в отличие от прежней структуры, не создаётся одна на всю жизнь, а постоянно меняется, как меняются люди внутри неё. В остальном она может выполнять ту роль буфера между человеком и окружающим миром, которая традиционно была основной задачей общины.

Текст подготовлен на основе обзора П. Колозарили:
«Кибер-коммунизм и другие надежды на справедливость»