«Элементарная форма религии как структура или принцип символического обмена»
Ивар Максутов
Религиовед и главный редактор проекта ПостНаука
«Духовные сообщества в интернете»
Павел Левушкан
Главный редактор портала Baznica.Info, руководитель католической ассоциации Terra Mariana, управляющий партнер Центра Эффективных Коммуникаций
«Христианство через ХХ век в наше время»
Александр Огородников
Богослов, политик, диссидент, правозащитник, директор приюта "Остров надежды"
|
Первый в 2013 году номер дайджеста Клуба «Экономика заслуг» посвящён религии и вере. В этой теме есть переплетение личной истории и общественных процессов. Мы попытались посмотреть, как это позволяет создавать общины: ведь именно в среде единоверцев появляется общность, в которой формируется религия как практика.
Религиовед и главный редактор проекта ПостНаука Ивар Максутов рассказал на нашей встрече о том, что принципиальные основы религии не меняются. Анимализм, фетишизм, тотемизм можно найти и в современном большом городе. Важно изучать, как формируется общность вокруг этого.
Чтобы расширить представление о социальной роли вероисповеданий, мы обратились к основам восточных религий, и в частности, их отношению к заслугам. В Индии и Китае заслуга – это живое понятие религии, которое актуально и в духовной, и в светской жизни.
Но ни в коем случае не стоит преуменьшать и российский опыт, как прошлый, так и современный. Именно ему посвящён рассказ Александра Огородникова, диссидента и общественного деятеля, который в советское время не боялся открыто исповедовать Православие и объединять |
на его основе людей. Сегодня Александр продолжает создавать общины, позволяющие, в том числе, и помогать нуждающимся.
Об адаптации христианства к современному ритму говорил на встрече Клуба «Экономика заслуг» Павел Левушкан, главный редактор портала Baznica.info. Эпоха Интернета может давать совершенно новые возможности для объединения верующих людей. Опыт кибер-церквей и религиозных сообществ может казаться необычным. Тем интереснее разобраться в том, как он работает.
Важная роль заслуг прослеживается в самых разных религиозных сообществах. Не смешивая традиции и системы верований, мы пытаемся понять, что исповедуют и проповедуют в разных культурах, и определить то, каким образом можно увидеть заслуги каждого.
Присоединяйтесь к нашим встречам, которые проходят каждый четверг на встречах Клуба «Экономика заслуг» и беседам в социальных сетях: Facebook, Vkontakte и Twitter. |
Экономические категории, введенные экономической наукой для изучения капитализма, недостаточны для объяснения принципов функционирования некапиталистических хозяйственных укладов. Так утверждал социолог и исследователь русской деревни Александр Чаянов. Сегодня мы обращаемся к его работам, чтобы понять, как ещё можно объяснить, что такое экономика. |
На Востоке общество и природа неделимы, их единство порождает приспособление человека к природе, а заслугой считается умение стать ее частью, «раствориться» в ней через совершенствование тела и души. Человек не является центром мироздания, а выступает элементом единой и неделимой системы «природа-человек». Он пытается, изучив законы природы, жить в гармонии с ними, воспринимая все в мире как единое целое.
Восточное мировоззрение, столь отличное от западных традиций, определяется, большей частью, религиозной спецификой: в индуизме и буддизме – понятиями кармы, реинкарнации и нирваны-освобождения, в исламе – неизбежностью наказания, в конфуцианстве – понятими правил.
Для восточного мироощущения образ западного Прометея, активного героя-преобразователя, защитника людей от богов, «похитителя огня» |
выглядит нелепо. Его неуемная энергия по реорганизации действительности направлена, с точки зрения восточной мудрости, «не в то русло» и тратится впустую. Мир невозможно изменить, и пытаться делать это – неправильно, нужно посвятить жизнь попытке понять законы, по которым мир существует.
Яркой иллюстрацией этой восточной реальности является японский опыт. Здесь признание заслуг перед коллективом (обществом в целом) ценится выше личных выгод и материальных благ. Еще в VII веке одним из правителей было составлено правило, которое гласило: «В целях достижения гармонии запрещается индивидуальное принятие решений и предписывается проведение дискуссий на всех уровнях».
Существенно отличается в западном и восточном мировоззрении и трактовка понятия справедливости при распределении вознаграждений. Если на Западе |
человеку необходимо понимать, за какие заслуги перед обществом зарабатывается большое состояние и высокий социальный статус, то на Востоке этим вопросом никто не задается: если что-либо приносит благо общине, то это справедливо. Оспаривать существующий порядок вещей никому не приходит в голову (в этом, в том числе, проявляется восточный фатализм). |
Впрочем, Восток – это не совсем однородное социальное. В некоторых государствах Ближнего Востока отсутствует столь жесткая иерархия и дистанцирование власти от народа. А потому и понятие заслуг здесь несколько сродни европейским представлениям. Поскольку граждане этих государств знакомы в той или иной мере с демократическими институтами, большое значение приобретают личные заслуги представителей верховной власти. |
В западной культуре понимание заслуг в обществе достаточно рационализировано. Их признание сегодня в основном связано с различными государственными и общественными институтами, где существуют свои системы оценки и обозначения наиболее заслуженных деятелей. В той модели Экономики заслуг, которая разрабатывается в Лаборатории социальных инноваций Cloudwatcher, интегрируется весь накопленный человечеством опыт, метафизические основания разных культур и разных мировоззрений. |
Текст подготовлен на основе обзора А. Хановой: |
Ивар Максутов
Религиовед и главный редактор проекта ПостНаука
|
– Магия, анимизм, тотемизм, фетишизм, культ предков - это разные практики, связанные с обрядами перехода. Они занимают гораздо более широкое пространство, нежели то, которое пытались очертить в конце XIX века первые религиоведы.
– Вся история человеческой цивилизации, история культуры – это создание буфера между собой и природой.
– Если вы хотите, чтобы среда определенным образом двигалась в нужном вам направлении, вы должны объяснить, что такое человеческое, что такое нечеловеческое, и еще объяснить, что такое сверхчеловеческое.
|
|
|
|
отделяет магическое от немагического – это, собственно, сверхчеловеческий элемент. Но всё же граница между сверхчеловеческим и человеческим очень трудноопределима.
Основной принцип магии, которая работает внутри символического обмена, – её универсальность. Если вы знаете, что, втыкая нож в след, оставленный вашим врагом, вы наносите вред его ноге, то этот принцип будет работать везде и всегда. До тех пор, пока вы уверены, что совершаемое действие имеет конкретный результат. При этом такое действие необязательно предполагает логическую причинно-следственную связь. Оно предполагает, что действие и результат связаны в единое целое.
Магическая техникаСегодня наиболее распространенный пример магического взаимодействия - это принцип работы с техникой. Сам по себе принцип «включил и выключил» или постукивание по телевизору – это пример бытовой магии. Многие люди, использующие этот принцип, не имеют даже элементарного представления об устройстве механизмов. Забавно, когда люди стучат по монитору, который не имеет никакого отношения к работе компьютера, перенося принцип, известный им с детства: стуча по телевизору, можно его починить.
Этот принцип работает не как гарантия, потому что гарантия – это демонстрация того, что вы не уверены в качестве собственного произведенного товара. Когда вы выдаете гарантию на определенный |
продукт, вы демонстрируете клиенту: то, что вы продаете, на самом деле может сломаться. Эффективность модели наступает, когда вы не гарантируете работу своего товара, а утверждаете, что он будет работать тем или иным способом. Но еще важнее, чтобы вы демонстрировали не только то, что он работает, но и то, что он определенным образом трансформирует среду.
АнимизмДругой элемент, который продолжает работать – это анимизм и аниматизм. Это представление о том, что мир населен душами и духами, подобными нам. Когда человек размышляет: «Какие элементы есть внутри меня, из чего я состою? Что во мне первично, что вторично?», этот мир начинает наполняться некоторыми одушевленными объектами. Это могут быть души камня, дерева, а могут быть души предков. Аниматизм сегодня наиболее активно проявляется в движении «зеленых», и вообще в идее того, что земля представляет из себя некий живой, полноценный, сложный организм. Скажем, Земля защищается, Земля отвечает человеку, Земля думает, Земля чувствует и так далее.
Шаманизм
Следующий важный элемент, который известен как одна из элементарных форм религии – это то, что мы называем шаманизмом. На самом деле, это явление |
|
не всегда легко маркировать, отделить от сходных явлений. Речь идет о достаточно сложной религиозной системе с развитой космологией. Чаще всего эта космология трехчастна. Есть мир верхний и нижний. Это не всегда мир добрых и злых духов, это просто разделенная трехчастная структура, в которой мир людей находится в центральной области. Изнутри среды выделяется некоторое количество особей, которые должны произвести определенную сверхчеловеческую трансформацию и сами стать духами, то есть, приобщиться к иному пространству. Будучи духами, они смогут умилостивлять других духов, объяснять, как использовать их для решения человеческих нужд. Либо они смогут их изгонять, если духи наносят вред сообществу или отдельному индивиду.
Функции таких проводников и медиаторов выполняли на протяжении всей истории религии самые разные группы. Но всегда, когда формируется пространство сверхчеловеческого, внутри сообщества выделяется определенная группа людей, которая должна взять на себя функции медиатора, что чаще всего предполагает их радикальную трансформацию. Понятный для русской среды пример шаманизма – это юродивые. То, что они ведут нечеловеческий, то есть, странный, непонятный образ жизни, говорят непонятные вещи, только оправдывает и подкрепляет их статус.
Основные религиозные понятияЕсли вы хотите, чтобы среда определенным образом двигалась в нужном вам направлении, вы должны |
объяснить, что такое человеческое, что такое нечеловеческое, и что такое сверхчеловеческое.
Религия говорит в первую очередь о сверхчеловеческом и через него конструирует эту среду. Религия – это не только пространство функционирования религиозных организаций, это пространство, с которым мы имеем дело постоянно, день за днем, конструируя собственные сверхидеи сверждолжного и, по сути, сверхчеловеческого. Четкое определение границ между этими явлениями может позволить конструировать эффективные системы символического обмена и, возможно, Экономики заслуг.
|
Павел Левушкан
Главный редактор портала Baznica.Info, руководитель католической ассоциации Terra Mariana, управляющий партнер Центра Эффективных Коммуникаций
|
- Сегодня можно констатировать факт: форумы мертвы, они не работают, там осталась какая-то узкомаргинальная группа людей, которая давно общается и знакома друг с другом, - новые пользователи практически не приходят. Почему? Потому что люди ушли в социальные сети.
- Все современные церкви, постмодернистские церкви на Западе, интегрированы в существующие культурные, общественные, визуальные контексты окружающего мира.
- Духовные сообщества в Интернете – это очень хорошая форма для первоначального контакта с аудиторией, потому что человек не пойдет в здание, человек, скорее, повстречается и будет общаться в тех форматах, которые для него безопасны, и не требуют глубокой вовлеченности на начальном этапе.
- Человек живет в мегаполисе в условиях постоянного внутреннего раздрая, и он ищет какой-то стержень, за который можно зацепиться. Этот стержень он находит в традиции.
|
|
|
|
|
|
|
Александр Огородников
Богослов, политик, диссидент, правозащитник, директор приюта "Остров надежды"
|
Александр Огородников – диссидент, в советское время открыто исповедовал православное христианство, был организатором общины и просветительского Семинара, издателем христианского журнала. За это был арестован и отправлен в ссылку. Во время Перестройки был участником политических правозащитных движений. Сегодня – директор приюта «Остров надежды». Член Международного общества прав человека (МОПЧ).
- В Советском Союзе говорилось: «все во имя человека, всё для блага человека», но наш конкретный опыт убеждает нас в обратном.
- Чтобы осознать атмосферу того времени, надо сказать, что КГБ страшно поразил наш феномен. Они могли понять, когда люди становятся диссидентами, потому, что хотят жить по-западному: богаче, свободнее и так далее. А чтобы пойти в самую мракобесную религию – это у них не умещалось в сознании.
- Неожиданно проснувшееся после выборов молчаливое городское большинство вдруг осознало себя носителями прав человека и вышло на улицу. Это невозможно было представить. Это был факт, который неожиданно обрушился и на власть, и на наблюдателей.
- Нам нужна инициатива мирян. В церковь пришел средний класс. И раз он пришел, ему надо дать инициативу.
|
|
|
|
|