1  /  11  
 

Друзья!

«Элементарная форма религии как структура или принцип символического обмена»
Ивар Максутов
Религиовед и главный редактор проекта ПостНаука

 

«Духовные сообщества в интернете»
Павел Левушкан
Главный редактор портала Baznica.Info, руководитель католической ассоциации Terra Mariana, управляющий партнер Центра Эффективных Коммуникаций

 

«Христианство через ХХ век в наше время»
Александр Огородников
Богослов, политик, диссидент, правозащитник, директор приюта "Остров надежды"

 

 

Первый в 2013 году номер дайджеста Клуба «Экономика заслуг» посвящён религии и вере. В этой теме есть переплетение личной истории и общественных процессов. Мы попытались посмотреть, как это позволяет создавать общины: ведь именно в среде единоверцев появляется общность, в которой формируется религия как практика.

 

Религиовед и главный редактор проекта ПостНаука Ивар Максутов рассказал на нашей встрече о том, что принципиальные основы религии не меняются. Анимализм, фетишизм, тотемизм можно найти и в современном большом городе. Важно изучать, как формируется общность вокруг этого.

 

Чтобы расширить представление о социальной роли вероисповеданий, мы обратились к основам восточных религий, и в частности, их отношению к заслугам. В Индии и Китае заслуга – это живое понятие религии, которое актуально и в духовной, и в светской жизни.

 

Но ни в коем случае не стоит преуменьшать и российский опыт, как прошлый, так и современный. Именно ему посвящён рассказ Александра Огородникова, диссидента и общественного деятеля, который в советское время не боялся открыто исповедовать Православие и объединять

на его основе людей. Сегодня Александр продолжает создавать общины, позволяющие, в том числе, и помогать нуждающимся.

 

Об адаптации христианства к современному ритму говорил на встрече Клуба «Экономика заслуг» Павел Левушкан, главный редактор портала Baznica.info. Эпоха Интернета может давать совершенно новые возможности для объединения верующих людей. Опыт кибер-церквей и религиозных сообществ может казаться необычным. Тем интереснее разобраться в том, как он работает.

 

Важная роль заслуг прослеживается в самых разных религиозных сообществах. Не смешивая традиции и системы верований, мы пытаемся понять, что исповедуют и проповедуют в разных культурах, и определить то, каким образом можно увидеть заслуги каждого.

 

Присоединяйтесь к нашим встречам, которые проходят каждый четверг на встречах Клуба «Экономика заслуг» и беседам в социальных сетях: Facebook, Vkontakte и Twitter.

Заслуги в контексте восточного мировоззрения

Экономические категории, введенные экономической наукой для изучения капитализма, недостаточны для объяснения принципов функционирования некапиталистических хозяйственных укладов. Так утверждал социолог и исследователь русской деревни Александр Чаянов. Сегодня мы обращаемся к его работам, чтобы понять, как ещё можно объяснить, что такое экономика.

 

На Востоке общество и природа неделимы, их единство порождает приспособление человека к природе, а заслугой считается умение стать ее частью, «раствориться» в ней через совершенствование тела и души. Человек не является центром мироздания, а выступает элементом единой и неделимой системы «природа-человек». Он пытается, изучив законы природы, жить в гармонии с ними, воспринимая все в мире как единое целое.

 

Восточное мировоззрение, столь отличное от западных традиций, определяется, большей частью, религиозной спецификой: в индуизме и буддизме – понятиями кармы, реинкарнации и нирваны-освобождения, в исламе – неизбежностью наказания, в конфуцианстве – понятими правил.

 

Для восточного мироощущения образ западного Прометея, активного героя-преобразователя, защитника людей от богов, «похитителя огня»

выглядит нелепо. Его неуемная энергия по реорганизации действительности направлена, с точки зрения восточной мудрости, «не в то русло» и тратится впустую. Мир невозможно изменить, и пытаться делать это – неправильно, нужно посвятить жизнь попытке понять законы, по которым мир существует.

 

Яркой иллюстрацией этой восточной реальности является японский опыт. Здесь признание заслуг перед коллективом (обществом в целом) ценится выше личных выгод и материальных благ. Еще в VII веке одним из правителей было составлено правило, которое гласило: «В целях достижения гармонии запрещается индивидуальное принятие решений и предписывается проведение дискуссий на всех уровнях».

 

Существенно отличается в западном и восточном мировоззрении и трактовка понятия справедливости при распределении вознаграждений. Если на Западе

 

человеку необходимо понимать, за какие заслуги перед обществом зарабатывается большое состояние и высокий социальный статус, то на Востоке этим вопросом никто не задается: если что-либо приносит благо общине, то это справедливо. Оспаривать существующий порядок вещей никому не приходит в голову (в этом, в том числе, проявляется восточный фатализм).

 

Впрочем, Восток – это не совсем однородное социальное. В некоторых государствах Ближнего Востока отсутствует столь жесткая иерархия и дистанцирование власти от народа. А потому и понятие заслуг здесь несколько сродни европейским представлениям. Поскольку граждане этих государств знакомы в той или иной мере с демократическими институтами, большое значение приобретают личные заслуги представителей верховной власти.

 

В западной культуре понимание заслуг в обществе достаточно рационализировано. Их признание сегодня в основном связано с различными государственными и общественными институтами, где существуют свои системы оценки и обозначения наиболее заслуженных деятелей. В той модели Экономики заслуг, которая разрабатывается в Лаборатории социальных инноваций Cloudwatcher, интегрируется весь накопленный человечеством опыт, метафизические основания разных культур и разных мировоззрений.

 

 

 

Текст подготовлен на основе обзора А. Хановой:
"Заслуги в контексте восточного мировоззрения"

Ивар Максутов
Религиовед и главный редактор проекта ПостНаука

 

 

 

 

Иерархия и наука: нужды и помощи

– Магия, анимизм, тотемизм, фетишизм, культ предков - это разные практики, связанные с обрядами перехода. Они занимают гораздо более широкое пространство, нежели то, которое пытались очертить в конце XIX века первые религиоведы.

 

– Вся история человеческой цивилизации, история культуры – это создание буфера между собой и природой.

 

– Если вы хотите, чтобы среда определенным образом двигалась в нужном вам направлении, вы должны объяснить, что такое человеческое, что такое нечеловеческое, и еще объяснить, что такое сверхчеловеческое.

 

Тысячелетний опыт для нас

Пока человек не стал отделять внешнюю среду, не перестал её одушевлять определенным образом, он относился к ней как к условному храму, в котором он обитает. Момент отделения и обездушевления этого пространства происходил через активное освоение прошлого опыта.

 

Религиозные истоки

Изучение стоит начинать с бесписьменных культур. Минимум религии – это, например, магия, анимизм,

тотемизм, фетишизм, это культ предков, разные практики, связанные с обрядами перехода и так далее. Это уже гораздо более широкое пространство, нежели то, которое пытались очертить в конце XIX века первые религиоведы. И это пространство конструировало не только религиозную реальность, поскольку для нас - людей нового времени, живущих в мире модерна,- религия отделена, по крайней мере, в нашем сознании, от других сфер жизни и культуры. Эти ранние элементарные формы религии выстраивали определенные отношения не только со сверхчеловеческими, сверхъестественными агентами, но и конструировали плоть

 

 

 

политической, социальной и экономической среды внутри этих сообществ.

 

Тотемизм

Если перейти к более конкретным частным примерам, то самая известная и распространенная идея, которая функционировала в ранних религиозных культурах, и которую мы находим и сегодня, - это тотемизм. Он предполагает, что у некоторой общности (чаще всего это отдельное племя или род), есть некоторый первопредок, чаще всего зооморфный. То есть, это какое-то конкретное животное, условно, медведь. И этот медведь обладает особым, сакральным статусом внутри данного сообщества.

 

В этом случае конструируется очень сложное, зачаточное представление о «мы» и социуме, отношения внутри которого отличаются от отношений с внешней природой. Надо понимать, что в принципе история человеческой цивилизации, история культуры – это создание буфера между собой и природой. Человек постоянно ее отделяет и постоянно усложняет культуру - этот самый буфер.

 

Обновление времени и короля

Для тотемистской культуры характерна возможность разрыва времени. Это ее свойство впоследствии вошло и в европейскую культуру. Например, в культуру карнавала, когда меняются социальные роли, не как маски, а именно как функции, и может появиться король на день.

Оно могло происходить и через смерть и причастие к сакральному объекту, что предполагало поедание убитого животного, убитого тотема… Сейчас причастие мы понимаем как христианский термин, но дословно причастие – это получение части, получение общения с некоей полнотой, то есть приобщение к этой полноте. Эта структура отразилась в повседневной христианской практике, предполагающей возобновление единства Церкви через совершение таинства евхаристии, смерти Христа и причастия его тела и крови.

 

Протоидея как основа социальной группы

Если говорить о сегодняшних событиях, то очевидно, что принадлежность к некой сверхидее, к тому, что определяет общность социальной группы, очень четко расставляет акценты в противоборстве людей, выходящих на, скажем, Триумфальную площадь. Необходимо, чтобы у сообщества возникла протоидея, чаще всего сверхчеловеческая, которая бы объяснила и продемонстрировала трансформацию человеческого в сверхчеловеческое.

 

Магия

Вторая наиболее распространенная модель элементарных форм религии - это магия. Магия – это ситуация, в которой совершаемое действие предполагает наличие у вас возможности изменить среду путем совершения определенного рецепта. В этом смысле приготовление какого-то блюда является до определенной степени магическим действием. Единственным способом, который

 

 

отделяет магическое от немагического – это, собственно, сверхчеловеческий элемент. Но всё же граница между сверхчеловеческим и человеческим очень трудноопределима.

 

Основной принцип магии, которая работает внутри символического обмена, – её универсальность. Если вы знаете, что, втыкая нож в след, оставленный вашим врагом, вы наносите вред его ноге, то этот принцип будет работать везде и всегда. До тех пор, пока вы уверены, что совершаемое действие имеет конкретный результат. При этом такое действие необязательно предполагает логическую причинно-следственную связь. Оно предполагает, что действие и результат связаны в единое целое.

 

Магическая техника

Сегодня наиболее распространенный пример магического взаимодействия - это принцип работы с техникой. Сам по себе принцип «включил и выключил» или постукивание по телевизору – это пример бытовой магии. Многие люди, использующие этот принцип, не имеют даже элементарного представления об устройстве механизмов. Забавно, когда люди стучат по монитору, который не имеет никакого отношения к работе компьютера, перенося принцип, известный им с детства: стуча по телевизору, можно его починить.

 

Этот принцип работает не как гарантия, потому что гарантия – это демонстрация того, что вы не уверены в качестве собственного произведенного товара. Когда вы выдаете гарантию на определенный

 

 

продукт, вы демонстрируете клиенту: то, что вы продаете, на самом деле может сломаться. Эффективность модели наступает, когда вы не гарантируете работу своего товара, а утверждаете, что он будет работать тем или иным способом. Но еще важнее, чтобы вы демонстрировали не только то, что он работает, но и то, что он определенным образом трансформирует среду.

 

Анимизм

Другой элемент, который продолжает работать – это анимизм и аниматизм. Это представление о том, что мир населен душами и духами, подобными нам. Когда человек размышляет: «Какие элементы есть внутри меня, из чего я состою? Что во мне первично, что вторично?», этот мир начинает наполняться некоторыми одушевленными объектами. Это могут быть души камня, дерева, а могут быть души предков. Аниматизм сегодня наиболее активно проявляется в движении «зеленых», и вообще в идее того, что земля представляет из себя некий живой, полноценный, сложный организм. Скажем, Земля защищается, Земля отвечает человеку, Земля думает, Земля чувствует и так далее.

 

Шаманизм

 

Следующий важный элемент, который известен как одна из элементарных форм религии – это то, что мы называем шаманизмом. На самом деле, это явление

 

 

не всегда легко маркировать, отделить от сходных явлений. Речь идет о достаточно сложной религиозной системе с развитой космологией. Чаще всего эта космология трехчастна. Есть мир верхний и нижний. Это не всегда мир добрых и злых духов, это просто разделенная трехчастная структура, в которой мир людей находится в центральной области. Изнутри среды выделяется некоторое количество особей, которые должны произвести определенную сверхчеловеческую трансформацию и сами стать духами, то есть, приобщиться к иному пространству. Будучи духами, они смогут умилостивлять других духов, объяснять, как использовать их для решения человеческих нужд. Либо они смогут их изгонять, если духи наносят вред сообществу или отдельному индивиду.

 

Функции таких проводников и медиаторов выполняли на протяжении всей истории религии самые разные группы. Но всегда, когда формируется пространство сверхчеловеческого, внутри сообщества выделяется определенная группа людей, которая должна взять на себя функции медиатора, что чаще всего предполагает их радикальную трансформацию. Понятный для русской среды пример шаманизма – это юродивые. То, что они ведут нечеловеческий, то есть, странный, непонятный образ жизни, говорят непонятные вещи, только оправдывает и подкрепляет их статус.

 

Основные религиозные понятия

Если вы хотите, чтобы среда определенным образом двигалась в нужном вам направлении, вы должны

объяснить, что такое человеческое, что такое нечеловеческое, и что такое сверхчеловеческое.

 

Религия говорит в первую очередь о сверхчеловеческом и через него конструирует эту среду. Религия – это не только пространство функционирования религиозных организаций, это пространство, с которым мы имеем дело постоянно, день за днем, конструируя собственные сверхидеи сверждолжного и, по сути, сверхчеловеческого. Четкое определение границ между этими явлениями может позволить конструировать эффективные системы символического обмена и, возможно, Экономики заслуг.

 

Полный текст лекции

Видео

Павел Левушкан
Главный редактор портала Baznica.Info, руководитель католической ассоциации Terra Mariana, управляющий партнер Центра Эффективных Коммуникаций

 

 

Духовные сообщества в Интернете

- Сегодня можно констатировать факт: форумы мертвы, они не работают, там осталась какая-то узкомаргинальная группа людей, которая давно общается и знакома друг с другом, - новые пользователи практически не приходят. Почему? Потому что люди ушли в социальные сети.

 

- Все современные церкви, постмодернистские церкви на Западе, интегрированы в существующие культурные, общественные, визуальные контексты окружающего мира.

 

- Духовные сообщества в Интернете – это очень хорошая форма для первоначального контакта с аудиторией, потому что человек не пойдет в здание, человек, скорее, повстречается и будет общаться в тех форматах, которые для него безопасны, и не требуют глубокой вовлеченности на начальном этапе.

 

- Человек живет в мегаполисе в условиях постоянного внутреннего раздрая, и он ищет какой-то стержень, за который можно зацепиться. Этот стержень он находит в традиции.

 

Чем отличаются религиозные сообщества от тех, которые размещаются в Интернете?

Религиозные сообщества выделяет духовная составляющая, которую объяснить очень сложно, её можно только свидетельствовать, пережив этот опыт. Чаще всего в Интернете присутствие таких сообществ традиционно: сайты приходов, общин, информационные, новостные и тематические порталы, посвященные, например, детской работе, организации воскресных школ. Там люди собирают разные игры, методические пособия, делятся опытом. Также это форумы, сообщества, группы

в социальных церквях – и сами Интернет-церкви, которые ведут онлайн-трансляции богослужений, занятий, мероприятий.

 

Сообщества в социальных сетях

Сегодня можно констатировать факт: форумы мертвы, они не работают. Там осталась какая-то узкомаргинальная группа людей, которая давно общается и знакома друг с другом, - новые пользователи практически не приходят. Почему? Потому что люди ушли в социальные сети. В «Facebook», например, где можно найти практически

 

 

всех более-менее известных религиозных деятелей русского протестантизма. Они общаются со своими прихожанами, делятся мыслями, рассказывают о поездках, отвечают на вопросы. Во «ВКонтакте» есть достаточно развитые сообщества, которые строятся по тому же принципу, что и обычные светские: картинки-мотиваторы, картинки-демотиваторы, красивые изображения с мудрыми надписями, которые все любят «перепостить» и «лайкать» – только на религиозную тематику. В самой популярной группе - «Христиане «ВКонтакте»» - на сегодняшний день более 28 тысяч подписчиков, что неплохо для социальной сети. И данное сообщество далеко не единственное.

 

Интернет-церкви

Из Интернет-церквей на сегодня самая известная – это Life Church TV. Это первая Церковь, которая образовалась в Сети в 1996 году, когда Интернет еще только-только зарождался. Помимо этого, у неё имеется около 15 мест, где прихожане могут общаться в реальном мире в студенческих кампусах по всей Америке. Сегодня это вторая по величине религиозная община в США, насчитывающая 46 тысяч прихожан. Церковь объединяет несколько сайтов, которые посвящены трансляции служений, есть специальный детский сайт, где транслируются телевизионные передачи для детей. В принципе, все современные церкви, постмодернистские церкви на Западе, так называемые emerging churches, к которым относится, безусловно, и Life Church TV в какой-то степени, интегрированы в существующие культурные, общественные, визуальные контексты

окружающего мира. Они могут себе позволить проводить собрания по изучению катехизиса в кафе. Для них не существует разделения между сакральным пространством и профанным пространством, все пространство для них - часть сакрального. Именно поэтому они без зазрения совести и используют классический светский маркетинг, рекламные кампании.

 

Один из очень успешных проектов этой конгрегации - это проект «YouVersion». Они первые, наверное, взялись за адаптацию библейского текста для современных платформ: электронные Библии для Windows, iOS, Android, для Blackberry, для Windows Mobile и т.д. На сегодняшний день у них 69 миллионов установок. У “Life Church TV” неплохие достижения в социальных сетях, на их канал на ”YouTube” подписано 104 тысячи человек. Они не ждут, пока люди сами придут к ним, они выходят и распространяют этот message в том месте, где люди уже есть.

 

Церкви такого типа построены в постмодернистском дискурсе. Они обращаются к человеку, который живет в мегаполисе и имеет свои особенности психологии, мышления, образа жизни. Поэтому они используют клиповый формат, технику миксования... К примеру, такая Церковь может проводить свои мероприятия в ночном клубе, но при этом использовать католические свечи, православные иконы для преклонения, и все это - под современную музыку. Это микс из различных культур, духовных традиций, иногда даже вообще не христианских, такое тоже бывает. На эту тему есть несколько

 

 

хороших статей, в том числе, на сайте bogoslov.ru - православном сайте, который достаточно подробно и хорошо описывает это явление.

 

Заслуги в кибер-религиях

Первое и самое главное, что свойственно для любого Интернет-сообщества, - это генерация контента, то есть участие в обсуждениях, выкладывание уникальных роликов и так далее. Второе – это принцип служения, что, на самом деле, является большой иллюзией. Потому что, если вы придете в христианское сообщество, то увидите, что там существуют те же самые проблемы: хамство, оскорбления и т.п… Тем не менее, мы подразумеваем некий идеал бескорыстного служения, которое позволяет реализовываться индивиду как личности. Исходя из этого статус человека поднимается, основываясь на его бескорыстном служении другим людям. По мере духовного роста у человека появляются более интересные послания для тех, кто находится от него на некотором расстоянии, на более низком духовном уровне. Он становится авторитетом для этих людей. Это тот авторитет, который накапливается нематериальным образом, независимо от того, как его обладатель одевается, сколько у него денег, какие профессиональные таланты и так далее - здесь важны другие принципы.

 

Самоогранизация в Интернет-среде

Есть и иные результаты появления Интернет-среды. Например, не так давно по одному из сибирских

телеканалов показали сюжет о священнике из Томска, который жил в летнем дачном домике со своей семьёй, потому что больше ему жить было негде. После передачи внезапно появилось сообщество в «Facebook» и «ВКонтакте»: люди начали собирать деньги на дом этому священнику. За месяц была собрана сумма в полмиллиона, сейчас она выросла до миллиона рублей (там цены немосковские), чтобы купить дом лучше. Это произошло исключительно благодаря самоорганизации. Люди жертвовали деньги из Эстонии, Украины, Москвы, Петербурга и даже из дальнего зарубежья. Кто-то из них знал этого человека, кто-то впечатлился историей. В ответ священник сказал: «Мне нечем вам отплатить, но я буду за каждого из вас молиться». И попросил прислать ему имена для литургической формы. Фактически, это тоже форма объединения, потому что для верующего человека объединение в молитве более важно, чем какие-то форматы объединения за чашкой чая.

 

Аудитория и география

Конечно, стоит помнить, что аудитория таких сообществ - молодежь (даже на Западе, где Интернет более распространен) - то есть 35 и младше. По географии же в подобных проектах участвуют люди, которые не имеют возможности физически присутствовать в той или иной общине или на том или ином мероприятии. А для человека с ограниченными возможностями часто Интернет становится единственным способом участия в жизни религиозной общины.

 

 

Сложности существования

Несмотря на свою духовность и общность, в подобных группах, особенно в Рунете, очень высок процент людей, переживших травму. Они приходят в Интернет-общины не потому, что хотят реализации, а потому, что хотят компенсации. Возможно, их предали, обидели, не признали, и они приходят вымещать свои обиды и комплексы в виртуальные группы. Почему? Потому что здесь есть анонимность и шанс начать всё с чистого листа. Я видел примеры, когда большие, действительно хорошие и интересные группы в 3 тысячи человек разваливались из-за того, что костяк обсуждений начали создавать проблемные люди…

 

Особенности православия и его будущее

Христианская религиозность в России была, есть и будет связана с православной духовной традицией. С одной стороны, это хорошо. С другой стороны, она гасит проявления новых форм. Я не знаю, хорошо это или плохо, потому что мы не знаем, что будет через двадцать, пятьдесят или сто лет с этими общинами: может быть, они развалятся и оставят после себя «пшик» и кучи искалеченных судеб.

Для меня, как представителя традиционной конфессии, больше вреда будет в том случае, если это останется единственной формой их религиозного благочестия. Но как первоначальный контакт - это очень хорошая форма: человек не пойдет в здание, человек, скорее, повстречается и будет общаться в таких форматах, которые не требуют от него глубокой вовлеченности на начальном этапе, которые для него безопасны.

Сегодня мир находится в условиях глобальных изменений. Мы живем в революционную эпоху, в том числе, и в области религиозной. Я - консервативный человек. Большинство из этих вещей мне очень не нравятся, я стараюсь на своем личном уровне где-то им даже, может быть, противостоять… Понимаете, для современного сельского хозяйства нет вообще нужды в людях. Эти люди должны переезжать в города, и по мере их концентрации в городах, будут увеличиваться эти тенденции в мегаполисах. Не только в Москве, но и в Екатеринбурге, Новосибирске, Томске, Тамбове и других местах. И, соответственно, будет меняться религиозность. Человек, который живет в мегаполисе - он утром выехал, вечером приехал домой, и ему нужно все равно где-то реализовывать свои духовные потребности каким-то образом: в городе, в офисе, в транспорте, в кафе или какими-то другими способами. А с другой стороны, сегодня в России православные храмы полны. Почему? Потому, что человек живет в мегаполисе в условиях постоянного внутреннего раздрая, и он ищет какой-то стержень, за который можно зацепиться в постоянно меняющемся мире. Этот стержень он находит в традиции, цепляется за него, чтобы не разрушить себя как личность. И поэтому интерес проявляется к более консервативным приходам. Люди ищут что-то настоящее, живя в мире, где настоящее практически уже исчезло за чередой иллюзий, за обществом спектакля, в котором мы постоянно живем.

 

Полный текст лекции

Видео

Александр Огородников
Богослов, политик, диссидент, правозащитник, директор приюта "Остров надежды"

 

 

 

 

 

 

Христианство через XX век в наше время

Александр Огородников – диссидент, в советское время открыто исповедовал православное христианство, был организатором общины и просветительского Семинара, издателем христианского журнала. За это был арестован и отправлен в ссылку. Во время Перестройки был участником политических правозащитных движений. Сегодня – директор приюта «Остров надежды». Член Международного общества прав человека (МОПЧ).

 

- В Советском Союзе говорилось: «все во имя человека, всё для блага человека», но наш конкретный опыт убеждает нас в обратном.

 

- Чтобы осознать атмосферу того времени, надо сказать, что КГБ страшно поразил наш феномен. Они могли понять, когда люди становятся диссидентами, потому, что хотят жить по-западному: богаче, свободнее и так далее. А чтобы пойти в самую мракобесную религию – это у них не умещалось в сознании.

 

- Неожиданно проснувшееся после выборов молчаливое городское большинство вдруг осознало себя носителями прав человека и вышло на улицу. Это невозможно было представить. Это был факт, который неожиданно обрушился и на власть, и на наблюдателей.

 

- Нам нужна инициатива мирян. В церковь пришел средний класс. И раз он пришел, ему надо дать инициативу.

 

Вера в ХХ веке

XX век был уникальным: впервые в такой жесткой форме были поставлены под сомнение множество ценностей. Но именно тогда 20 лет страданий дали больше мучеников, чем все христианские церкви за две тысячи лет своего существования.

 

 

Вера была уделом каких-то неполноценных и ущербных людей, некой духовной слабостью. У нас не было возможности услышать о Боге и о вере. Вся христианская литература была уничтожена, как и огромный пласт верующих.

 

 

 

 

 

Протест за ценности

Нам говорилось: «всё во имя человека, всё для блага человека», но наш конкретный опыт убеждал нас, что живое государство и практика исходили из другого положения: человек глуп, туп, неспособен управлять собой и нуждается в строгой регламентации. За нас решали, как нам жить, что читать, что смотреть, что слушать, что петь и даже что есть. Нам от рождения всей социалистической культурой был дан цельный, законченный, абсолютный и, по существу, ложный образ мира. Этот мир выбрасывает из палитры жизни трагедию, сострадание и практически все христианские ценности, упорядочивает жизнь человека от рождения до смерти с неизбежностью фатума.

 

И в 70-х выросло поколение, главный тезис которого: «общественное бытие определяет общественное сознание». И именно эти люди, то есть эта молодежь, которая рекрутировалась в новую элиту, в самый ответственный момент своей жизни сделала выбор в пользу веры. Эти люди стали аутсайдерами и отщепенцами, избрали жизнь социально менее значимую, но нравственно более чистую. Мой отец просто был вне себя: он вступил в партию в окопах Великой Отечественной войны, мой дед был комиссаром, устанавливал советскую власть, его подняли на штыки белогвардейцы, он погиб как мученик за революцию. Моя семья по традиции атеистическая, и вдруг я, который должен был бы продолжить это победное шествие, ухожу в самую мракобесную религию и увожу своего брата, который стал иеромонахом, и всю оставшуюся семью.

Для моего отца это была личная трагедия. У многих наше поведение, конечно, вызывало шок. Чтобы понять атмосферу того времени, надо сказать, что КГБ страшно поразил наш феномен, они могли понять, когда люди становятся диссидентами, чтобы жить по-западному: богаче, свободнее и так далее. А чтобы пойти в самую мракобесную религию – это у них не умещалось в сознании.

 

Непубличная борьба

В тюрьме такая сложная ситуация, там постоянно идет борьба, борьба за человеческое достоинство, нельзя уступать ни в чем. Но ты платишь очень дорого – здоровьем, жизнью. У меня было очень много карцеров, я месяцам сидел в карцерах и не говорил ни слова. Если бы мне сказали до ареста, что я это вынесу, я бы не поверил. Но если меня спросят: «Что самое лучшее было в твоей жизни?» Я скажу: «Карцеры». Даже не тюрьма, а карцеры. Когда ты идешь на острие атаки, когда ты отстаиваешь право остальных, когда ты молитвенно обозреваешь всех зэков и держишь их в этом молитвенном усилии в камере один, такие благодатные энергии приливаются в сердце, что потом просто стыдно быть в мире, потому что ты постоянно плачешь. Наша роль, я думаю, весьма посредственная. Просто мы услышали зов Бога. Он обращен ко всем, но в то особое время, когда страна понимала, что марксистские идеалы были исчерпаны, уже новое поколение ощущало ложь и фальшь, оно уже понимало, что где-то идет время, надвигается ощущение смены парадигмы.

 

 

 

 

 

Современная ситуация

Я думаю, что мы сейчас находимся на дне пропасти. Но подъем неизбежен. Мы будем, обрывая ногти, выкарабкиваться из этой пропасти. И вы знаете, знаки этого есть. Например, вдруг неожиданно проснувшееся после выборов молчаливое городское большинство, или, как его называли, офисный планктон, вдруг осознал себя носителями прав человека с оскорбленным достоинством, и вышло на улицу. Это невозможно было представить. Это факт, который обрушился и на власть, и на наблюдателей, как совершенно неожиданное откровение. И сейчас это движение не затихло. Просто оно понимает, что сейчас сложно провести необходимые изменения наскоком, такими массовыми демонстрациями быстро. Видимо, люди выстраиваются на какой-то более длительной работе.

 

Как возрождать веру?

 

Нам нужна инициатива мирян. Это энергичные и умные люди. Это значит, что в церковь пришел средний класс. Раз пришел средний класс, ему надо дать инициативу. Иначе эти люди или уйдут во внутреннюю эмиграцию, или станут такими пассивными и теплохладными, что это будет самое печальное.

 

Тот процесс, который сейчас начался, предельно важен. Это говорит о том, что люди осознают свою социальную ответственность. Если они тратят собственное время бескорыстно, это говорит о том,

что именно пробуждение социальной ответственности есть самая главная идея, потому что в корне этого находится идея сострадания. А сострадание Достоевский считал наиболее христианским чувством. И поэтому процесс, когда успешный менеджер уезжает помогать детскому дому - это прекрасно. Это говорит о том, что у России есть будущее. И очень желательно, чтобы таких менеджеров было больше, чтобы они организовывали сообщества. Это сейчас и происходит. Причем происходит спонтанно: нет лидера, руководителя, люди сами осознают собственное призвание и ответственность. В нашем эгоистическом обществе они начинают ощущать боль, сострадание к ближнему, тому, кто нуждается в их помощи.

 

Это просто прекрасно!

 

Полный текст лекции

Видео