«Особенности социального бизнеса»
Московская Александра
«Эволюция: как я стал социальным предпринимателем»
Горелов Вячеслав
«Как шоколадка изменила мир?»
Бэлфор Александр
«Экономика нового мира»
Брам Лоуренс
«Социальная и ценностная отвественность бизнеса» Густавсон Йохан
|
В этом номере мы решили собрать самые интересные истории социального предпринимательства, которые знаем, и попробовать вместе понять, что это за явление. Ведь социальное предпринимательство отличается от корпоративной ответственности и хорошего бизнеса, и нужно понять, почему оно так важно для будущего.
Чтобы узнать, какие свойства объединяют социальных предпринимателей в России, Франции, США, Китае и других странах, и что имеется в виду под самим названием, мы пригласили ведущего теоретика этой темы Александру Московскую.
Практическую часть мы начинаем со встречи с социальным предпринимателем Вячеславом Гореловым. Он рассказывает о своём опыте: как стал помогать трудным подросткам, и почему благодаря нему молодые люди, освободившись из колоний, стали заниматься фермерским делом.
Один из самых известных в мире примеров социального предпринимательства – шоколадка Divine, которую производит кооператив фермеров из Ганы и компания, созданная Александром Бэлфором, который рассказал о своём деле у нас в Клубе «Экономика заслуг». |
Ещё один гость Клуба, глобальный активист Лоренс Брам, объяснил, как жители беднейших районов Тибета стали развивать предпринимательство, и почему это может привести к глобальным последствиям, в том числе, создать новую экономическую парадигму.
О корпоративной ответственности на другом конце континента рассказал гость из Швеции Йохан Густавсон. По его мнению, фирма не может одновременно производить водку с табаком и проповедовать отказ от них, а следовательно, слова и дела не должны расходиться.
Мы продолжим тему социального предпринимательства в будущем, но уже сейчас вы можете предлагать своим примеры и обсуждать тему социального предпринимательства у нас в социальных сетях: Фейсбук и Вконтакте. |
|
Умение превращать свои навыки и товар или услугу, но не превращаться в дельца, сохраняя способность создавать что-то для блага других – это редкое качество. Но развитие этого умения происходит не само собой, нередко в этом участвует внешняя среда – от местных сообществ до государства. Любое местное сообщество является средой для развития социального предпринимательства.
|
3. Появление более доступных средств производства. Технологии позволяют работать с помощью небольших устройств, всё больше людей трудится, не выходя из дома. 4. Ослабление традиционных институтов. Возникает необходимость поддерживать общественные отношения в период, когда институты (государство, школа, семья) находятся в состоянии перехода. 5. Трансформация капитализма. Рыночные отношения нашего века сделали возможным возвращение к прямым формам отношений производителя и потребителя, но в рамках городской культуры.
Социальный предприниматель как катализаторВ Великобритании социальное предпринимательство – это не новинка, а часть культуры. В качестве одного из примеров можно также обратить внимание на Женский Центр Сахели в Южном Бирмингеме. Там уже действует местная организация, и её деятельность направлена на развитие спорта и досуга для местного сообщества, состоящего из выходцев из Азии. Для помощи и развития социального предпринимательства была задействована программа Местный социальный предприниматель (Social Entrepreneur in Residence). Эти предприниматели-катализаторы узнают всё о современных |
технологиях, которые действуют в здравоохранении, туризме или другой сфере приложения сил местных предпринимателей и при необходимости могут помочь улучшить проект местных предпринимателей. Их задача - «найти, дать энергию и помощь предпринимателям, чтобы они могли развить свою идею от скромного проекта до масштабного устойчивого предприятия».
Социальное предпринимательство изменяет ДетройтЕсли говорить о более масштабных примерах, стоит обратить внимание на опыт США. Сегодня стала очень известной инициатива городских властей Детройта. Они предпринимают попытки переустроить город, являющийся одним из самых бедных и неблагополучных в США. Одна из составляющих инициативы – привлечь организацию Pay it Forward. Они, в свою очередь, организовали помощь безработным и школы для родителей. При этом используется схема Pay it Forward – каждое полезное дело требует ответной благодарности, но не исходному благодетелю, а кому-то другому. Компания-организатор, которая так и называется Pay it Forward, начинает свою деятельность в городе с того, что заключает контракты с местными волонтёрскими организациями. Участники за свою деятельность получают стипендию в 900 долларов, рекомендательные письма и помощь в дальнейшем карьерном развитии. |
Волонтёрам даются обучающие программы по работе с безработными (чтобы помочь им овладеть рабочими навыками) и программы для родителей, и волонтёры устраивают образовательные программы в неблагополучных районах.
Как государство помогает социальным предпринимателям?В разных странах существуют различные системы финансового поощрения компаний, действующих в интересах общественного блага. В первую очередь налогоплательщиков интересует, как можно уменьшить налоговые выплаты. Например, в США непосредственно социальная ориентированность бизнеса не является условием снижения сборов. Но если компания сотрудничает с организацией, непосредственно связанной с решением общественных проблем, то она получает льготы при уплате налогов.
Хотя успешные примеры развития сообществ мы находим в первую очередь в западной практике, и в России есть своя история инициатив по развитию местного предпринимательства (например, развитие городов и деревень на севере России и создание фермерских хозяйств, где могут работать «трудные подростки»). При всех сложностях у нас действуют механизмы, позволяющие развивать деятельность в сфере социального взаимодействия. |
Текст подготовлен на основе обзора П. Колозариди «Кооператив социальных предпринимателей: как помочь территориальному бизнес-сообществу»
Московская Александра
директор Центра социального предпринимательства и социальных инноваций НИУ ВШЭ
|
- Принципы социального предпринимательства слишком разнообразны, потому что они каждый раз берутся из конкретной проблемы. - Самое сложное в социальном предпринимательстве – это, то, что они берутся за решение проблем, которые не решаются в стандартных условиях, государственной социальной политикой или бизнесом. - На сегодня социальное предпринимательство я вижу в нишевой деятельности – вот есть пустоты, есть нерешенные проблемы, есть люди-энтузиасты. С одной стороны, они энтузиасты. С другой стороны, у них есть в голове модель, каким образом они, соединив вот эти ресурсы, залатают какую-то часть чёрной дыры. - Пока в 90-е годы происходило становление экономики, кризис следовал за кризисом, сложно было ожидать, что люди будут кооперироваться и затачивать свою жизнь, жизнь своих семей под помощь другим и решение социальных проблем. Но это было очень трудно, это была жизнь, где каждый сам за себя.
|
этой группе как проблема. Соответственно, продукция или услуги, которые социальное предприятие производит, должны отвечать этим запросам. Ну, искоренить всю бедность, сделать работающими всех безработных невозможно, но предложить какой-то свой особый путь для решения этой проблемы предприятие, которое говорит, что оно - социальное предпринимательство, должно.
- Второе, это предприятие экономически устойчивое. Экономическая устойчивость в любой экономике осуществляется благодаря продаже товаров и услуг и получению дохода от этой деятельности. Какие товары, какие услуги, за какую цену, каким образом – это можно обсуждать, этих моделей может быть миллион – но основной частью доходов такого предприятия должна быть продажа товаров и услуг.
- Третья черта – это то, что предприятие предлагает какое-то новое решение, мы говорим, что оно инновационное. При этом надо понимать, что может быть так, что услуга совершенно новая, когда с вот этими людьми, вот этого, для того чтобы они улучшили свою жизнь, никто раньше не делал. Ну, например, Вячеслав Горелов социализирует подростков и включает их в нормальную экономическую жизнь с помощью своей «Школы фермеров». Но, иногда, эту новизну можно не увидеть в продукте, когда люди предлагают совершенно простые вещи. Но есть иные взгляды на проблему. Например, самая большая глобальная организация поддержки социальных предпринимателей «Ашока» считает продажу товаров и услуг совершенно необязательными критерием. |
Отличие от бизнесаСамое сложное в социальном предпринимательстве – это, то, что они берутся за решение проблем, которые не решаются в стандартных условиях, государственной социальной политикой или бизнесом. Если можно просто решать проблему расширения рабочих мест за счет производства, например, парт или стульев, на которых вы сидите, и можно повышать эффективность этого производства, снижать издержки, делать это как можно лучше, научиться все это хорошо продавать, будет ли социальная польза от этого предприятия? Будет. Но она будет делаться не за счет какого-то особого социального предпринимательства с сочетанием вот этих вот черт, о которых я сказала, а стандартным экономическим путем, то есть, это просто хороший бизнес.
На сегодня социальное предпринимательство я вижу в нишевой деятельности – вот есть пустоты, есть нерешенные проблемы, есть люди-энтузиасты. Они с одной стороны, энтузиасты, а с другой стороны, у них есть в голове какая-то модель, каким образом они, соединив вот эти ресурсы, залатают какую-то часть вот этой вот черной дыры. Но рассчитывать, по крайней мере, пока, что у нас бизнес вдруг превратится в социально-предпринимательский не приходится. Насколько широким будет сегмент социального предпринимательства, сказать довольно трудно, поэтому можно было бы говорить о том, что это некоторая переходная, может быть, форма, какой-то гибрид. |
|
|
Горелов Вячеслав
социальный предприниматель, создатель проекта «Школа фермеров»
|
- Тренеры, которые получали приличные зарплаты, и готовили чемпионов, могли бы позволить два часа уделять хулиганам, трудным подросткам, которые завидовали нам. - Меня критикуют, что у меня все воспитание – через деньги, но это же экономические рычаги. Если ты хочешь иметь свой собственный сотовый телефон, не надо подходить к кому-то, попросить позвонить и быстро убежать. - Проектом «Школа фермеров» мы хотим поделиться с регионами. Он универсальный для тех же преступников из колоний, бомжей, беспризорников, для любых категорий. Система одна – в агробизнес, в предпринимательскую деятельность можно любому человеку. - У нас такое развитие: если переезжаешь в деревню, а чистой прибыли у тебя меньше миллиона – не позорься. В учебном центре можно 100 тысяч зарабатывать, а там уровень – именно миллиона. Поэтому бездомный сирота, переходя на этот уровень, должен быть именно хозяином усадьбы. - Вопрос один – государство должно тоже допустить нас к решению социальных проблем.
|
|
общественную организацию «Койва», где был создан первый проект для ребят, стоящих на учёте в милиции. Мы тоже решили заняться спортивным туризмом. Появилась удачная программа «Юниор-тур», поддержанная фондом Ролана Быкова. И когда главы районов узнали, что есть такая организация, которая берёт хулиганов за чисто символическую сумму, и организует лагеря, после которых хулиганы могут быть сняты с учёта за хорошее поведение и стремление к лучшему, естественно, 50 территорий подписали с нами договор. Это была, наверное, мечта каждого предпринимателя. Но это мы называем – «предпринимательство в социальной сфере», не надо путать с «социальным предпринимателем».
В программе «Туризм против преступности» с 1994 по 2000 годы поучаствовало более 5 тысяч ребят. Но возник парадокс: за хорошее поведение детей снимали с учёта – и родилась система повторной преступности, то есть ребята били стекла, быстренько вставали на учет, и уже на следующее лето стали активными участниками очередных путешествий. Поэтому в 2000 году мне пришлось программу эту закрыть, и мы пытались всех снятых с учета вовлечь в отдельное туристское движение. Мы для них создали школу начинающих инструкторов – это были заместители инструкторов в походах. Они были рангом пониже, но они были капитанами экипажей, катамаранов, групп, и работали уже с новичками, подсказывали. Они, пройдя этот же маршрут, по крайней мере, владели уже какими-то навыками спасательных операций. Но и тут возникли сложности, я на время ушёл в бизнес. |
Дети в семье и при делеНо одним летом на недельку приехали воспитанники одного из детских домов Пермской области. Эта неделька была фильмом ужасов. Я понял, что это люди, которые могут ночью просто разобрать дом. Действительно они за ночь у меня распилили алюминиевые столы, мебель в столовой тоже распилили. Значит, приготовили для металлолома, чтобы, видимо, свою выгоду найти. Но я задумался, чем же эти пацаны хуже, предположим, семейных? И в 2004 году – новый проект «Изменить судьбу», который проработал четыре года и принял более полутора тысяч сирот. Я решил, что все токсикоманы должны быть интеллигентными, хорошими людьми. Лучших заберу себе в приёмную семью, у меня трое своих родных уже практически подросли к тому времени. И у меня получилось, благодаря проекту, ещё 10 приёмных. Нам нравилась система этих лагерей – лагеря с социальным эффектом. И вот очень хотелось, чтобы такие лагеря были, потому что из лагерей приезжали ребята какие-то безбашенные. То, что они там сбежали – это ладно, то, что по пути ограбили несколько ларьков – это тоже ладно. Но то, что они с сентября стали ещё хуже – это не очень ладно, надо что-то менять. И мы предложили на все лето к нам сразу же группой. Значит, потом я стал выигрывать тендеры только потому, что я сбрасывал путёвки с цены максимальные суммы. Все по рублю, я не знаю, может, кто-то участвовал в этих тендерах? Выходят – раз, рубль сбросили и сидят, ждут в течение часа, на 59-й минуте – раз, ещё кто-то на рубль сбросил. Я сразу сбрасывал на 100 рублей до бесплатного, и конкурентов больше не было. |
|
|
|
Бэлфор Александр
основатель компании Divine Chocolate Ltd, один из основателей движения за справедливую торговлю (Fair trade)
|
- Я как раз тот самый человек, который пытается сделать бедных людей богаче, а богатых – толще. - Главное не то, заслужили ли эти фермеры дополнительных денег, а как наладить весь комплекс отношений в бизнесе, где люди относились бы друг к другу с честью и с уважением, и при этом всём не теряли бы своего достоинства. - В Великобритании три компании контролируют до 85% всего рынка шоколада, и у них оборот продаж составляет до 3 миллиардов фунтов в год – это «Марс», это «Нестле», это «Кэдберри». Конечно, ни «Кэдберри», ни «Нестле» никогда своими акциями с ганскими фермерами не поделятся, поэтому мы видели нашу задачу в том, чтобы заставить эти компании согласиться на то, чтобы они платили больше за сырьё, за какао-бобы. - Мы хотели, чтобы покупатели в магазине задавали себе вопрос: «Кто получит мои деньги за этот товар?». Эта идея составляет основу того, что мы в Англии называем «fair trade» - справедливая торговля.
|
|
|
|
Брам Лоуренс
глобальный активист, мировой посредник, социальный предприниматель
|
- В Тибете я нашел молодых динамичных людей, которые защищали свою культурную идентичность, защищали свою окружающую среду, и делали это с помощью бизнеса. - Мы смогли это сделать в Тибете, несмотря на все политические трудности и волнения, которые там происходят. Отсюда вывод: если такое можно сделать в Тибете, такое можно делать и в Секторе Газа, и в других регионах. - Кто научил меня новому в экономике? Женщина в Тибете, которая продавала кусочки хлеба «балип». - Есть такая притча буддийская, что когда дерево падает, но при этом в лесу никого нет, и никто не слышит, как оно падает, то можно сказать, что это дерево упало бесшумно. То есть мы, работая в направлении социального предпринимательства, должны поднимать много шума.
|
|
|
|
Густавсон Йохан
шведский эксперт
|
- Если игнорировать этику, то рано или поздно она всегда вернётся и ударит тебя рогом, причем ты к ней будешь уже повернут спиной. - Социальная ответственность компании должна окупаться. Если она окупаться не будет, то компании не будут заинтересованы. Окупаться она может в самых разных формах, и совершенно не обязательно, это будут денежные знаки. - Самое важное, что необходимо помнить тому, кто вводит в свой лексикон слова «социальная ответственность» – всегда нужно подкреплять свои слова делом. И даже не стоит пытаться говорить о социальной ответственности, если в реальных делах она отражаться не будет. - Если у вас серая история, неясно, кто вы такой, зачем вы это делаете, то вам верить не будут. Есть люди, которые считают, что социальная ответственность – это очень хороший способ себя рекламировать и пиарить. На самом деле это не так.
|
|
|
|