25.05.2011
Материалы конференции Доброкон-2010: "Развитие культуры добровольничества. Информация, как инструмент добровольческих инициатив."
О добровольчестве и признании заслуг каждого конкретного человека, возможностях самореализации и перспективах развития корпоративного волонтерства в интервью с генеральным директором НКО CLOUDWATCHER Русланом Абдикеевым.

- Сегодня много говорят о добровольчестве, о том, что люди готовы участвовать в добровольческих движениях. Тем не менее, цифры всевозможных исследований, в том числе недавнего исследования, проведенного CAF, свидетельствуют об обратном: в России ничтожно мал процент людей-добровольцев. В чем причина такого низкого уровня добровольчества, на ваш взгляд?

Руслан Абдикеев (далее Р.А.)  - Стремление быть волонтером – одно из самых светлых стремлений человека. Я считаю, что желание помогать другим есть практически у каждого из нас, независимо от сферы нашей деятельности и социальной успешности. Так как же можно сегодня реализовать это желание? У нас есть несколько возможностей – например, помочь деньгами непосредственно нуждающимся, сделать пожертвование на программы какого-нибудь фонда или самому стать волонтером. Последнее привлекательно тем, что добровольчество позволяет нам принять участие в судьбе другого человека и сразу же увидеть результат своих действий.

Переводя это на язык экономики: мы вкладываем время и получаем эмоциональную удовлетворенность. Но достаточно ли этого для развития и распространения культуры добровольчества в нашей стране? Думаю, что нет. Во-первых, волонтер должен быть профессионалом. Главный принцип врача «Не навреди!» можно с таким же успехом применить и к волонтеру. Во-вторых, труд волонтера должен быть вознагражден. Пусть не деньгами, а услугами, бонусами или скидками. Это вознаграждение является, помимо всего прочего, инструментом признания обществом заслуг конкретного человека. Принцип успеха прост: чем больше ты делаешь для других, тем больше возможностей открываются для тебя самого. Я уверен, что как только волонтерство станет профессиональным и престижным, как только появится дополнительный инструмент мотивации в виде поощрения волонтерской деятельности, это привлечет много новых сторонников.

- Одна из миссий CLOUDWATCHER – развитие культуры добровольчества в России. Не слишком ли высоко вы замахнулись? Нередко приходится слышать, что даже государство не может выполнить глобальную задачу по идеологическому продвижению добровольчества. Как может справиться с подобной задачей небольшая некоммерческая организация?

Р.А - Как утверждает древняя китайская пословица «Дорога в тысячу ли начинается с первого шага». Первый шаг мы сделали: поставили цель, разработали проект, убедились, что он работает. Только за первый год реализации этого проекта к нему присоединилось более 5 тысяч человек, а более 10 компаний стали нашими постоянными партнерами. Мы рассчитываем, что еще через год эти цифры увеличатся до 100 000 и 150 соответственно. Мы действуем сразу в двух направлениях: во-первых, создаем социальную сеть волонтеров, а во-вторых, развиваем корпоративное волонтерство. Наша идея о возможностях волонтерства – понятна, привлекательна, своевременна и, как мы убедились на практике, эффективна. Поэтому я не вижу ничего невозможного в том, что в век развития информационных технологий об этой идее узнают и ее поддержат тысячи людей.

- Расскажите о Карте волонтера. Вы считаете, что Карта может быть интересна потенциальным добровольцам, участникам волонтерских проектов?

Р.А. - Для вознаграждения труда волонтера мы придумали специальную карту, на которую начисляются баллы, или как мы их называем – лепты, в соответствии с количеством добрых дел, совершенных волонтером. Эта карта может использоваться для получения подарков или скидок при приобретении товаров и услуг у компаний, являющихся нашими партнерами. В дальнейшем мы рассчитываем сделать Карту волонтера универсальной, позволяя ее держателю использовать лепты во всех сферах своей жизни

- Как Вы считаете, не противоречит ли система поощрения волонтеров самой идеологии добровольчества?

Р.А. - Мы привыкли делить мир на мужчин и женщин, добро и зло, бизнес и некоммерческую деятельность. Считается, что если ты бизнесмен - тебя волнуют только деньги. А если ты помогаешь другим, то сам должен ходить в рубище. Но мир очень изменился... За последние несколько десятилетий появились новые возможности, новые технологии, возникло социальное предпринимательство. Люди хотят быть успешными и помогать другим одновременно, не выбирая одно в ущерб другому. То же происходит и в области волонтёрства (добровольчества). Возможно, само слово «волонтерство» - не самое удачное для определения этого нового явления, но пока у нас нет другого термина. Давайте подумаем, как обществу выразить признательность человеку, который трудится на благо этого общества?

Например, если студент хорошо учится, он получает повышенную стипендию, за успехи в работе выплачивается премия, и так далее. А как же быть с волонтером? Как показать, что его труд важен, нужен и оценен по достоинству? Вот здесь и нужна Карта волонтера, которая, во-первых, является инструментом оценки вклада человека в процветание общества и гарантией получения вознаграждения (в соответствии с величиной этого вклада), а во-вторых, становится инструментом признания обществом заслуг конкретного человека.

- Считаете ли Вы перспективным развитие корпоративного волонтерства?

Р.А. - Сегодня многие крупные компании тратят большие средства на улучшение взаимодействия между сотрудниками, сплочение команды вокруг целей организации и так далее. Обычно такие мероприятия проводятся в виде тимбилдингов или стандартных корпоративов. Мы же предлагаем другое решение – совместное участие в социальных акциях, приносящих реальную пользу! Например, для компании Amway мы разработали программу корпоративного волонтерства, участниками которой стало более 300 человек.

Сначала определили вид будущей деятельности – работа с детскими домами. Затем наши специалисты провели тренинги «Осознанное волонтерство», где рассказали, как общаться с особыми категориями детей, как правильно оказывать им помощь, какие варианты помощи возможны. Потом мы организовали фестивали ремесел в детских домах. Волонтеры учили детей лепить, рисовать, шить мягкие игрушки. И, самое главное, это была не разовая акция – многие волонтеры продолжают эту деятельность, сами придумывают и проводят различные мероприятия. Только благодаря нашему сотрудничеству с Amway в 11 городах России возникли новые волонтерские движения (добровольчество). Поэтому я уверен, что за корпоративным волонтерством (добровольчеством) – большое будущее.

Комментарии:0
Только авторизированные пользователи могут оставлять комментарии.
Войти используя:                    
 

Все публикации

Следите за нами Вконтакте Facebook LiveJournal RuTube YouTube
© Учреждение культуры
«Клаудвочер»
При перепечатке следует указывать источник
Программирование — «Potapov studio»