27.05.2011
Интервью Руслана Абдикеева, генерального директора УК «Клаудвочер» журналу «Бизнес и общество».
О социальном предпринимательстве, тенденциях его развития в России и в мире, барьера.

- Что для Вас означает социальное предпринимательство? Кого, с Вашей точки зрения, можно назвать социальным предпринимателем?

Руслан Абдикеев (далее Р.А.) - Сегодня существуют различные определения этого явления. Возникают они из-за того, что мы пытаемся отнести социальное предпринимательство к коммерческой, либо к некоммерческой сфере. На самом деле СП, хотя и имеет элементы profit и non-profit сектора, существует и развивается по своим собственным законам, отличных от привычных нам формулировок, использующихся в сфере бизнеса или благотворительности.

Поэтому я бы не спешил давать единое определение этому понятию. Думаю, что сначала нужно разобраться в причинах его появления и развития, в его местоположении в социально-экономическом пространстве и т.д. Сегодня мы видим формирование этого нового пространства. Здесь те же действующие лица, что и в зоне коммерческой и некоммерческой деятельности, но у них свои роли, задачи, цели, система ценностей, взаимосвязи, логика поведения и мотивация. В этом пространстве формируется и новая система взаимоотношений, новая экономика, которую мы называем «Экономика заслуг», понимая под заслугами вклад в решение общественно-значимых проблем.

В контексте деятельности «Клаудвочер» мы, прежде всего, обращаем ваше внимание на ту социальную пользу, принося которую компания не получает никакой прибыли. И здесь на первый план выходит именно социальная деятельность (ее процент в общей деятельности компании), которая в разных формах может существовать в рамках любого бизнеса. Мы хотим построить инфраструктуру, при которой эта социальная деятельность станет преимуществом, а не нагрузкой. Для этого мы, как общество, должны поощрять тех предпринимателей, которые способствуют решению наших общих проблем. Поощрять – значит покупать их продукцию или услуги, будь то батон хлеба или автомобиль. Только так мы создадим условия для развития социального предпринимательства.

- Есть ли у государства четкое понимание сущности социального предпринимательства и механизмов взаимодействия с ним?

Р.А. – Сегодня мы видим, что мир уже не такой, как был сто, пятьдесят или даже 15 лет назад. Мир изменился. Он стал слишком сложным. Соответственно, появился и новый способ мышления. Социальные предприниматели – первые ласточки таких перемен. Они воспринимают окружающую их действительность иначе, у них другая логика и другая мотивация. Поэтому прежние подходы, использовавшиеся еще совсем недавно, в этом случае уже не работают. Существующая модель взаимодействия государства, НКО и бизнес-сектора не может обеспечить системное решение всех социальных проблем в комплексе и, главное, на регулярной основе.

На сегодня не существует ни единого для всех определения, ни «свода законов» социального предпринимательства. Я думаю, что это хорошо. Главное сейчас – не пытаясь «подогнать» социальное предпринимательство под рамки четких формулировок и механизмов, что может только замедлить или ограничить его развитие, а изучить среду, в которой оно возникло, научиться взаимодействовать с ней и использовать ее преимущества для нашего общества во блага.

- Какие тенденции в мире в России существуют в области социального предпринимательства.

Р.А. – Во всем мире интерес к вовлечению бизнеса в решении социальных проблем неуклонно растет. Партнерство бизнеса, государства и гражданского общества активно обсуждается на самом высоком уровне – например, на ежегодном экономическом форуме в Давосе.

Если до финансового кризиса это явление больше воспринималось как некая новая форма, социальной ответственности, то в разгар кризиса к социальному предпринимательству обращаются как к инструменту для решения социальных проблем и ускорения восстановления экономики.

Россия тоже уделяет большое внимание этому явлению. Проводятся семинары и конференции, тема социального предпринимательства становится объектом различных исследований. Самое главное, сегодня появляются молодые предприниматели, которые хотят внести свой вклад в решение наших общих задач. Сам факт появления этих людей - людей, которые, с одной стороны, хотят быть успешными, а с другой – приносить пользу обществу, говорит о необходимости изменения всей общественной структуры. И я думаю, что такое изменение возможно – при условии создания общества, где работал бы основной принцип «Экономики заслуг»: чем больше делаешь добрых дел, тем больше ресурсов приобретаешь. Над построением модели такого общества, как в теории, так и на практике, сегодня и работает «Клаудвочер»

- Почему Ваша организация занимается развитием социального предпринимательства?

Р.А. – Мы считаем, что на сегодня это единственный шанс для нашей страны, да и для мира в целом, изменить тот негативный багаж, который мы накапливали поколениями. Как я уже говорил, за развитием социального предпринимательства мы видим формирование новой территории, существующей и изменяющейся по своим собственным законам. Иными словами, если в лесу появилось новое неизведанное существо, новый зверь, нужно посмотреть, что произошло с лесом. Ведь зверь не мог возникнуть сам по себе, его появление – это результат изменения всей экосистемы. «Клаудвочер» исследует это явление в целом, учиться взаимодействовать с ним. Мы создаем «think tank» - мозговой центр – и привлекаем к обсуждению этого вопроса деятелей политической, экономической и интеллектуальной элиты. Мы создаем «лабораторию социальных проектов», через реализацию которых разрабатываем прообраз инфраструктуры «Экономики заслуг»

- Какие барьеры для развития социального предпринимательства существуют в России, и как их преодолеть?

Р.А. – Преодолеть их можно только совместными усилиями, создавая инфраструктуру, которая бы поддерживала людей, приносящих пользу обществу. Представьте себе двух предпринимателей – один выпускает полиэтиленовые сумки, а другой – экологичные. Экологичные – всегда дороже, поэтому на существующем рынке второй всегда проигрывает. И никакие инвестиции тут не помогут. Нужно менять рынок – создавать общество социально ответственных покупателей, социально ответственных производителей и социально ответственных продавцов.

Если говорить о нашей стране, то здесь мы также столкнемся и со спецификой российского менталитета. При том, что сегодня все более число людей чувствует потребность помогать другим, деятельность на благо общества не является у нас ни популярной, ни престижной. Считается, что если ты бизнесмен – тебя волнуют только деньги, а если помогаешь другим – сам ходишь в рубище. Как только мы изменим это убеждение и создадим модель, которая позволит быть успешным самому и одновременно помогать другим, у нас появятся миллионы социальных предпринимателей.

- Приведите примеры социального предпринимательства.

Р.А. – Вы, возможно, слышали о шоколаде Divine, что в переводе с английского означает «божественный». Он продается практически в каждом британском супермаркете, правда в России этот шоколад известен гораздо меньше. Производящая его компания (Divine Chocolate), находящаяся в Гане, возникла из ассоциации местных производителей какао. Компания работает по принципам «справедливой торговли» - на сегодняшний день 45% ее акций принадлежат местным фермерам. Помимо сотен рабочих мест для жителей этой африканской республики, компания обеспечивает бесплатное образование, медицинские услуги и чистую питьевую воду, заботится об окружающей среде.

- Что Ваша организация может предложить другим, желающим попробовать себя в социальном предпринимательстве?

Р.А. – Считаю, что будущее – за социальным предпринимательством. Пока эта территория свободна, нужно обязательно пробовать себя в этой сфере. Сейчас мы разрабатываем Инициативу, адресованную всем участникам процесса. Ее основной лейтмотив: «Социальная полезность влечет за собой экономическую выгоду. Давайте строить нашу деятельность по этому принципу!» Поддержать инициативу может каждый:

• покупатель – выбирая продукцию социально ответственных производителей;

• сотрудник корпорации – контрактуя социально ответственные компании;

• чиновник – выбирая социально ответственные предприятия для выполнения госзаказов.

А мы, как «Клуадвочер», будем защищать права социальных предпринимателей, продвигать их продукцию корпорациям, помогать с получением инвестирования, создавать ассоциации и способствовать максимальному расширению этого поля. Мы открыты для партнерства с любой организацией, занимающейся социальной и общественной деятельностью.

Человечность - это то, что отличает нас от всех других существ. При нынешнем порядке вещей проявление этого качества ведет, в большинстве случаев, к уменьшению собственного благосостояния. Сегодня у нас, пожалуй, впервые появилась возможность построить инфраструктуру, при который каждый может приумножать свое собственное благо только (или в основном) за счет проявления человечности – инфраструктуру, которая бы не посягала на нашу свободу быть Человеком!

Комментарии:0
Только авторизированные пользователи могут оставлять комментарии.
Войти используя:                    
 

Все публикации

Следите за нами Вконтакте Facebook LiveJournal RuTube YouTube
© Учреждение культуры
«Клаудвочер»
При перепечатке следует указывать источник
Программирование — «Potapov studio»