Призванные решать общественно-значимые задачи, дополнительные денежные системы в первую очередь отличаются, однако, именно типами задач, для решения которых они были спроектированы и внедрены. Сегодня можно выделить три основные типа  таких задач  и три типа дополнительных денежных систем (ДДС) им соответствующих:

1. Наращивающие экономическое благосостояние людей

2. Формирующие социальные связи между людьми

3. Используемые в рамках реализации социальных и экологических программ

  1. 1.     ДДС, наращивающие экономическое благосостояние людей.

            Возникшие в контексте кризисов доминирующих финансовых систем и макроэкономических дисфункций, провоцирующих снижение качества жизни населения, многие из существующих на сегодняшний день дополнительных денежных систем были созданы людьми с целью обеспечения собственного экономического благосостояния в рамках взаимодействия внутри местных сообществ. Такие дополнительные денежные системы представляют собой гражданские инициативы, направленные на стимулирование экономических обменов, торможение которых способствует падению уровня благосостояния населения. Важной особенностью таких дополнительных денежных систем  является их опора на рыночные механизмы ценообразования, в отличие, например, от банков времени, создающих экономические пространства альтернативные рыночным. В их задачи входит, таким образом, не отход от рынка, а создание защитного механизма против деструктивных проявлений безграничного рынка. Яркими примерами дополнительных денежных систем, наращивающих экономическое благосостояние людей являются LETS, Итакские часы и Кимгауэр.

LETS.

Первая LETS (Торговая Система Местного Обмена) была создана в 1982-1983 годах безработным программистом Майклом Линтоном в канадском городе Кортни (Courtenay)[1]. Затем модель этой дополнительной денежной системы была взята за основу гражданскими активистами для организации экономического обменов в рамках местных сообществ в других регионах Канады, а потом и в других странах мира. В 2000 году исследователи насчитывали около 2000 LETS в Европе, Канаде, Австралии, Новой Зеландии, Азии и Африке. Сегодня LETS оценивается как дополнительная денежная система, получившая наибольшее распространение в мире. 

Идея создания LETS возникла у Майкла Линтона в контексте массовой безработицы в регионе, вызванной закрытием крупного местного предприятия по разработке месторождений[2].  Неслучайно первоначальным вариантом расшифровки LETS было Local Employment and Trading Systems – Система Местной Занятости и Торговли. В контексте нехватки рабочих мест и невозможности заработать канадские доллары замысел Линтона сводился к созданию альтернативной системы занятости и экономического обмена между людьми.  Создание LETS было направлено на структурирование и стимулирование неинституционализированных неформальных обменов товарами и услугами между жителями на местном уровне. После двух лет функционирования LETS количество участников системы было равно 500, а торговый оборот достиг $300000[3]. Достаточно быстро успехи созданной в Кортни LETS получили известность в Канаде и в других странах мира.  Этот успех стал не только катализатором распространения самих LETS, но также вдохновителем создания других во многом схожих дополнительных денежных систем, таких, например как французская SELidaire (Système d’Echange Local solidaire или Система Местного Солидарного Обмена),  аргентинская RGT (Red Global de Trueque или Глобальная Сеть Обмена) или немецкая Tauschring (Кольцо Обмена). Знакомство гражданских активистов в различных регионах мира с опытом создания LETS легло также в основу проектирования дополнительных денежных систем, организованных на других принципах, таких, например, как рассмотренные ниже Итакские Часы.

Устройство LETS перекликается с принципами организации классического бартера. Однако, представляя собой систему обменов, в основе которой лежит принцип взаимного безналичного[4] кредитования группы участников, LETS отличается тем, что подразумевает не двусторонний, а многосторонний обмен. Все участники системы являются членами общественной некоммерческой организации, обеспечивающей информационную и транзакционную поддержку обменов. Организация обменов на основе принципа взаимного кредитования означает, что эмиссия валюты  происходит на децентрализованной основе: каждый покупатель того или иного товара или услуги, не имеющий на своем счету необходимой для покупки суммы, эмитирует соответствующее количество денежных единиц. Счет покупателя дебетуется, а счет продавца кредитуется на сумму сделки, в начале работы системы все сделки совершаются обладателями нулевых счетов. Общая сумма единиц со знаком минус и со знаком плюс на счетах всех участников системы, таким образом, постоянно равна нулю. Валюта денежной системы эмитируется автоматически, что во многом снимает вопрос регулирования денежной массы. Многие LETS фиксируют, однако, максимальный уровень кредитования человека для предотвращения возможных злоупотреблений системой в рамках неограниченного безвозмездного кредитования  одних членов системы в ущерб интересам других. При этом важной основой работы любой LETS является определенный уровень доверия между участниками, в этом смысле LETS можно сравнить с клубом, с общественной организацией, члены которой объединяются для совместного решения поставленных задач, в данном случае – обеспечения своего  эконмического благосостояния. LETS можно также сравнить с банком, предоставляющим своим клиентам беспроцентные кредиты для оплаты товаров и услуг друг друга.

Важно отметить, что обмены товарами и услугами между участниками системы могут производиться с использованием не только дополнительной, но и национальной валюты. Так, стоимость товара или услуги может быть оплачена с помощью валюты системы как полностью, так и частично. При этом стоимость дополнительной денежной валюты, используемой в рамках LETS, обычно приравнивается к стоимости национальной валюты. Так, один  зеленый доллар (green dollar) LETS приравнивается к одному канадскому доллару. Такой выбор обусловлен желанием упростить процесс оценки стоимости товаров и услуг в валюте системы при заключении сделок между участниками. Он также делает более удобным комбинированное использование дополнительной и национальной валюты для оплаты товаров и услуг[5]. Обозначая стоимость дополнительной валюты как равную стоимости национальной, LETS, однако, в отличие от многих других денежных систем, таких как, например, рассмотренные ниже Итакские Часы или Кимгауэр,  фиксирует неконвертируемость валюты системы. Эта особенность делает систему менее проницаемой для влияния доминирующей денежной системы, делает ее более автономной, но при этом также более закрытой и менее гибкой.

Обеспечением функционирования LETS обычно занимаются члены организации на общественных началах[6]. Каждый участник предоставляет информацию о том, какие товары и услуги он предлагает. Такая, поступающая на регулярной основе информация формирует общую базу данных, доступную каждому участнику. Член системы, заинтересовавшийся тем или иным предложением, связывается с потенциальным продавцом. Стоимость соответствующего товара или услуги определяется в результате договоренности заинтересованных сторон.

Обмены в рамках системы LETS, в отличие, например, от банков времени часто подвержены налогообложению. Так, например, в Великобритании и Австралии, где LETS получили широкое распространение, такие обмены подразделяются государственными структурами на облагаемые и не облагаемые налогом. В том случае если предлагаемый товар или услуга, связаны с профессиональной деятельностью человека, их предоставление другому участнику будет расцениваться как осуществление коммерческой деятельности и будет облагаться налогами. Тогда же, когда LETS не обеспечивает профессиональную занятость человека, его участие в обмене в рамках LETS не определяется как налогооблагаемая деятельность. LETS, таким образом, сохраняет автономию по отношению к внешней экономической системе, если выступает как дополнительная, но не альтернативная денежная система.

Важно отметить, что альтернативная философия при этом остается важной идейной основой LETS. Среди участников LETS присутствует большое число активистов альтернативных движений, и в особенности «зеленых». В этой связи не удивительным является тот факт, что валюта при ее создании Майклом Линтоном получила именно название «зеленых долларов»[7].

Итакские Часы (Ithaca Hours).

            Значительным было влияние альтернативной культуры также на Пола Гловера - создателя Итакских Часов - валюты, признанной одним из наиболее успешных в мире экспериментов по внедрению дополнительных денежных систем. Еще до создания в Итаке[8] Часов в 1991 Гловер не раз смог проявить свой  альтернативный взгляд на вещи, а также активную гражданскую позицию.

Закончив колледж и получив диплом маркетолога Пол Гловер временно покидает Итаку. Постоянно продолжая заниматься активистской деятельностью и участвуя в создании различных сообществ[9], он проводит небольшие промежутки времени в Луизиане, Флориде, Массачусетсе, останавливается на несколько лет Калифорнии, и затем окончательно оседает в родной Итаке. Одним из ярких проявлений неординарного подхода Гловера к взаимодействию с окружающей его реальностью стал выбранный им способ передвижения в Калифорнию. За полгода в 1978 году он проходит пешком путь от Бостона (западное побережье США) до Сан-Диего (восточное побережье). «В последнюю ночь пути я был в 18 милях от побережья и мог видеть огни Сан-Диего. За время всего пути, 199 дней, я потратил только 503 доллара. Около месяца от всего времени я больше останавливался у людей, работая на разных работах, чем проводил в пути. В нескольких кварталах от Империал Бич, я услышал волны и стал смеяться и плакать. Я сделал это! … То есть вы и в самом деле способны пройти пешком от одного океана до другого. Это стало реальностью для меня, раньше это оставалось теорией»[10], - рассказывал потом Гловер. Делать реальностью то, что может казаться лишь фантазией, не имеющей перспектив воплощения, – жизненная позиция Пола Гловера. Опираясь на эту жизненную позицию, он участвует в общественной и политической деятельности.  Так, в начале 70-х он принимает участие в выборах в Совет Итаки, выступая как представитель анархистской идеологии[11]. Результатом его активной кампании становятся 22 % голосов полученных на выборах – он занимает второе место, сумев обогнать представителя Демократической Партии. Будучи активистом зеленого движения, в 2003 году Пол  Гловер выступает в качестве кандидата в мэры от Зеленой Партии.

Большую роль в самоопределении Гловера сыграла его приверженность низовым формам самоорганизации людей. Гловер определяет себя как «социального предпринимателя», занимающегося продвижением систем взаимопомощи («mutual enterprise systems»). Важно отметить, что Итакские Часы не стали первым опытом Гловера в деле создания альтернативной системы экономического взаимодействия между людьми. В конце 80-х в Итаку приезжал Майкл Линтон для оказания Гловеру и его друзьям помощи в создании LETS. Итакская LETS просуществовала только 10 месяцев, сумев привлечь не более 60 членов. Неудачный эксперимент по созданию LETS не заставил, однако, Гловера оставить идею создания локальной дополнительной денежной системы. Он думал, однако, над созданием более подвижной и инклюзивной валюты. Решающим  моментом оказалось знакомство Гловера с историей успеха валюты Deli dollars, запущенной владельцем популярного гастрономического ресторана Deli в Нью Берингтоне (штат Массачусетс).

Deli dollars выступили по сути как инструмент кредитования ресторана его клиентами. Владелец Deli, не получив банковский кредит на расширение ресторана, обратился к своим постоянным клиентам с предложением купить купюры Deli dollars за 8 долларов, и получить возможность обменять их в течение года на обслуживание в ресторане стоимостью 10 долларов. За 30 дней, владелец ресторана смог продать созданных им дополнительных денежных единиц на сумму в 5 тысяч долларов.

Гловер услышал об этой истории в 1991 году по Общественному Национальному Радио. Ему понравилась идея бумажных денежных единиц, находящихся в свободном хождении (то есть не привязанных к конкретному счету как это происходит в LETS), и способных поддерживать местный бизнес, испытывающий нехватку национальной валюты.  Итакские Часы должны были, однако, не только стать дополнительным инструментом финансирования бизнеса, но также и повышения покупательной способности жителей города, через предоставление им возможности зарабатывать Часы, в рамках взаимного обмена товарами и услугами. 

Исследователи отмечают два важных фактора, обеспечивших успех Итакских Часов. Это, во-первых, объективно низкий уровень жизни большой части населения Итаки в контексте оттока капитала в южные штаты, а также заграницу. Люди с низким уровнем доходов, стремившиеся к повышению своего экономического благосостояния, получили необходимый им инструмент, способный защитить их от жесткой конкуренции с внешними рынками труда. Вторым фактором, обеспечившим успех Итакских Часов, стала готовность людей воспользоваться этим инструментом, обусловленная достаточно широким распространением альтернативной культуры в Итаке.

Важно отметить, что еще до внедрения Итакских Часов в качестве дополнительной денежной системы, профессиональная деятельность самого Пола Гловера плохо вписывалась в стандартные рамки. По возвращении в Итаку он работает в качестве массажиста, посудомойщика, работника фермы, писателя фрилансера, игрока в шахматы, графического художника, работника библиотеки, а также на многих других временных работах. Его доход при этом остается очень низким. «У меня не хватало денег, и мне пришла в голову идея напечатать немного», -  объясняет создание Часов сам Гловер.

Все началось с того, что Гловер нашел сторонников своей идеи создания локальной альтернативной валюты и, напечатав первые Часы, запустил их в пользование. Стоимость одного Часа была приравнена к 10 долларам, что примерно равно стоимости минимальной оплаты труда за один час работы в регионе – отсюда и название валюты - Часы. Гловер напечатал купюры с изображениями местных достопримечательностей, пейзажей, детей, известных людей. Купюры содержали также надпись «In Ithaca We Trust»,  по аналогии с  «In God We Trust» ( «На Бога уповаем») на федеральных долларах. Были созданы в дальнейшем банкноты номиналом два, один, полтора и четверть Часа. Важной особенностью Часов является их конвертируемость в национальные доллары. Основой функционирования новой дополнительной денежной системы стала выходящая на регулярной основе газета[12], предоставляющая информацию о товарах и услугах частных лиц и фирм, принимающих Итакские Часы. Также как в LETS  оплата товаров и услуг может происходить на комбинированной основе, то есть может производиться частично в Часах, частично в федеральных долларах.

В начале эксперимента каждый участник эксперимента получил локальную валюту стоимостью в 40 долларов.  Достаточно быстро Гловер смог привлечь к участию в системе представителей недокапитализированного малого бизнеса, заинтересованных в создании стабильного канала сбыта своих товаров и услуг в рамках их конкуренции с крупными национальными или транснациональными сетевыми структурами.  К концу 90-х количество Итакских Часов, находившихся в обращении, было на сумму в 65 000 долларов, а торговый оборот в Итакских Часах был равен нескольким миллионам долларов. Часы принимались магазинами, ресторанами, кинотеатрами, спортклубами, автосервисами и т.д. Некоторые предприятия даже стали выплачивать в этой валюте часть зарплаты своим сотрудникам. Доход в Часах является налогооблагаемым.

Успех  Итакских Часов вдохновил активистов в различных регионах США на создание около 100 подобных локальных дополнительных денежных систем, основанных на использовании бумажных денег. История большинства из них, однако, окончилась провалом. Успех же  Итакских Часов может быть во многом объяснен, как уже упоминалось выше, особенностями социально-экономического контекста города, но также и незаурядными способностями Пола Гловера по развитию низовых инициатив и той энергией, которую вложил этот неординарный человек в дело внедрения в Итаке дополнительной локальной денежной системы.  

Кимгауэр (Chiemgauer).

            Успех баварской валюты Кимгауэр  также сложно рассматривать в отрыве от личности ее создателя. Кимгауэр была спроектирована Кристианом Гелери в рамках его работы в Вальдорфской школе[13] в городе  Прин-ам-Кимзее[14]. Представляя собой изначально в большой степени образовательный проект, запущенный Кристианом Гелери  в 2003 году совместно со своими учениками, Кимгауэр за несколько лет выросла до одной из наиболее успешных и известных в мире дополнительных денежных систем.

            Идея Гелери и его учеников заключалась в том, чтобы создать инновационный инструмент экономического взаимодействия между школой (учениками, родителями, учителями) и представителями местного бизнеса. Внедрением, доработкой, регулированием созданной в итоге дополнительной денежной системы должна была заниматься созданная для этого ассоциация. Задачей Гелери было, в соответствии с вальдорфской педагогикой, вовлечь учеников в разработку и воплощение в жизнь инновационного проекта, который позволил бы им стать активными участниками развития общества.  

«Мои ученики не руководствовались догмами, они знали очень мало о теории денег, но на уровне интуиции они четко понимали, что существующая [доминирующая] денежная система не работает на пользу альтернативных подходов и малого бизнеса. Первой задачей было привязать деньги [на локальном уровне] и обеспечить их свободное хождение внутри местного сообщества… Другими задачами было создание атмосферы кооперации, укрепление местной экономики, увеличение спонсорства некоммерческих организаций… увеличение региональных инвестиций».[15]

            В 2005 году проект был отделен от школы, а Кристиан Гелери полностью посвятил себя деятельности по дальнейшему развитию дополнительной денежной системы Кимгауэр. Тогда были созданы 5 региональных офисов, обеспечивающих работу системы, в дальнейшем их число еще увеличилось. Валюта Кимгауэр стала важным инструментом поддержки локального бизнеса, наращивания экономического благосостояния местного населения, а также финансирования локальных некоммерческих организаций.

            Кимгауэр представляет собой бумажные деньги. Стоимость кимгауэр приравнивается к евро. Существуют банкноты номиналом 2, 5, 10, 50 Кимгауэр. Один из главных принципов работы денежной системы – конвертируемость Кимгауэр в евро. Кимгауэр вводятся в оборот только в обмен на евро по курсу 1 Кимгуэр  = 1 евро. Человек может произвести такой обмен в одном из 50 офисов системы, занимающихся выпуском валюты в обращение.

« У нас было много обсуждений, стоит ли обменивать [Кимгауэр] на национальную валюту. Это в значительной степени тот фундаментальный вопрос, с которого нужно начать.  Когда вы думаете об идеалах альтернативной валюты, вы склоняетесь к закрытой системе. Очень сложно создать открытую систему и при этом остаться свободными от правил существующей денежной системы. Очень маленькими шажками вы стараетесь изменить правила и таким образом изменить поведение людей. Закрытая система же стремится быть последовательной и сделать [сразу] большой шаг к воплощению идеала, [к которому стремится]. Открытая система начинает с очень маленького шага и затем формирует идеал. Если вы добиваетесь успеха, то в итоге нет большой разницы [в результатах]  »[16]. (Кристиан Гелери)

Человек поощряется к обмену евро на Кимгауэр не только возможностью участвовать в динамичной локальной сети обмена товарами и услугами.  Он получает также возможность выбрать некоммерческую организацию, которая получит от ассоциации сумму равную 3% от объема приобретенной человеком Кимгауэр. Эти расходы ассоциации на практике оплачиваются местным бизнесом - тогда, когда он обменивает Кимгауэр обратно на евро. У представителей бизнеса есть 2 варианта, как использовать полученные от потребителей Кимгауэр. Первый – потратить их, что освободит предпринимателя от выплаты стоимости обмена Кимгауэр обратно в евро, а также позволит поддержать спрос на товары и услуги других локальных предприятий. Второй вариант – обменять Кимгауэр на евро, при это выплатив стоимость обратного обмена равную 5 % от  суммы. Так за 21 Кимгауэр предприниматель получает 20 евро, и 1 Кимгауэр идет на обеспечение финансирования ассоциацией некоммерческих организаций, о котором говорилось выше.  Получив Кимгауэр обратно от представителей бизнеса, офисы, выпускающие валюту в обращение, снова продают ее потребителям, обменивая ее на евро. В 2009 году 2500 потребителей каждый месяц обменивали 100 000 евро на Кимгауэр. Это означало 3 000 Кимгауэр в месяц и 36 000 в год направлялось на поддержку некоммерческих организаций.  Таким образом, в механизм конвертации евро/Кимгауэр заложена система финансирования  некоммерческих организаций.

            Важной особенностью функционирования дополнительной денежной системы является также применение к ней системы демереджа. Человек, не использующий валюту, тормозящий ее обращение в локальной экономике должен выплатить «плату за простой» Кимгауэр. Отрицательный процент, применяемый к валюте, направлен на увеличение скорости ее обращения, то есть на увеличение количества обменов между участниками локальной экономики и соответственно увеличение уровня их благосостояния. Каждый квартал человек, не пустивший в обращение валюту, должен выплатить отрицательный процент равный 2% от номинала купюры (8 % в год). На практике это означает, что для того, чтобы иметь возможность потратить «просроченную» купюру (на купюре указывается момент ее запуска в обращение), человек должен оплатить в одном из офисов системы «марку» определенной стоимости, возвращающую валидность банкноте. В результате скорость обращения Кимгауэр в регионе в три раза больше скорости обращения евро.  

            В 2006 году оборот Кимгуаэр был равен 3,6  миллионов евро. К 2009 году около 600 локальных коммерческих организаций принимали Кимгауэр в оплату своих товаров и услуг.

            Важно отметить, что в управлении дополнительной денежной системой Кимгауэр ее создатель Кристиан Гелери опирается на демократические принципы. Валюта является инструментом выстраивания отношений кооперации на локальном уровне, и местное сообщество поощряется к участию в определении правил функционирования системы.  

2. ДДС, формирующие социальные связи между людьми.

Наряду с дополнительными денежными системами, позволяющими наращивать экономическое благосостояние населения, широкое распространение получили также дополнительные денежные системы, позволяющие формировать социальные связи между людьми.  В контексте урбанизации, распада традиционных связей, распространения индивидуализма, доминирования материальных ценностей и атомизации общества, такие денежные системы выступили в качестве эффективного инструмента восстановления социальных связей и интеграции людей в социальные сети в рамках противодействия социальной изоляции, а также построения солидарного и горизонтального общества.

Наибольшее распространение среди таких денежных систем получили банки времени, позволяющие генерировать социальные связи между людьми на локальном уровне. Знаковым стало также появление дополнительных денежных систем, таких как VEN, опирающихся на информационные технологии и способствующих формированию социальных связей между людьми на глобальном уровне, то есть способствующих социальной интеграции, принимающей в современном постиндустриальном обществе экстратерриториальную форму.

Банки времени.

            Первые банки времени стали возникать еще в 70-ые годы в Японии. Так, одним из первых экспериментов создания банка времени стала Сеть Волонтерского Труда организованная Теруко Мизушима. В первой половине 80-ых идея создания банка времени, безотносительно японских прецедентов, тогда еще не получивших в мире известности, возникла у Эдгара Кана. Именно благодаря деятельности этого известного американского юриста и правозащитника банки времени получили в дальнейшем широкое распространение по миру.  Период их расцвета пришелся на 90-ые годы, сегодня банки времени существуют в большинстве стран мира и приближаются по масштабам своего распространения  к LETS[17].

            Банк времени представляет собой дополнительную денежную систему, организующую экономические обмены между людьми, взяв за основу время. А именно, эта дополнительная денежная система позволяет вести учет времени, потраченного ее пользователями, на оказание волонтерской помощи друг другу. За каждый час волонтерской помощи человек получает на свой счет в банке времени валюту системы. Наиболее распространенным вариантом является формула 1 час волонтерского труда = 1 денежная единица системы. Таков подход банков времени, созданных на основе идеи Эдгара Кана. В Японии же, например, в некоторых банках времени количество денежных единиц, полученных за 1 час труда, может варьироваться в зависимости от вида волонтерской помощи, оказываемой участником системы. В США валюта, используемая банками времени получила название time dollars, во многих других странах мира, перенявших американский опыт,  используемые денежные единицы были названы кредитами времени. В Японии, где широкое распространение получили банки времени, специализирующиеся на организации обмена волонтерской помощью в сфере ухода за пожилыми людьми и инвалидами, название валюты, используемое различными банками времени может варьироваться.  Наиболее популярной и распространенной стала, однако, валюта фуреаи киппу (или «билеты заботливого отношения»)[18], созданная известным общественным деятелем Тсутома Хотта.

Киппу на японском языке - билет. Фуреаи - термин, обозначающий эмоциональную связь между людьми разных поколений и/или разных профессий. Использование термина фуреаи возможно в японском языке, если речь идет: об общественно полезной деятельности; об эмоциональной стороне отношений между людьми, а не об обоюдном интересе и деловых договоренностях; о контакте между людьми лицом к лицу, а не через интернет, телефон и другие средства связи.   

Такое название валюты было выбрано не случайно.  В основе создания фуреаи киппу, лежало стремление Тсутому Хотта создать новые общественные отношения и противодействовать распаду традиционных связей, в японском обществе, атомизации его членов, распространению индивидуализма и доминированию материальных ценностей. Особенно болезненно Хотта воспринимал растущий разрыв связей между различными поколениями японцев и негативные перемены в общественных настроениях людей в области отношения к пожилым людям. Целью Хотта было создать новые социальные сети через развитие волонтерства и укрепление институтов взаимопомощи в японском обществе.

            Создание новой валюты, основанной на учете времени, потраченного человеком на оказание волонтерской помощи, для продуцирования в обществе отношений взаимопомощи, а также для борьбы с социальной изолированностью незащищенных групп граждан было, впрочем, задачей не только Тсутому Хотта, но и наиболее влиятельного идеолога создания банков времени - Эдгара Кана.

Так, дополнительная валюта, используемая в рамках функционирования различных банков времени, будь то в Японии, Австралии или США, позволяет не только улучшать материальное качество жизни людей (что также входит в задачи банков времени)[19], но и выступает в качестве инструмента интеграции людей в социальную сеть. При этом отношения взаимопомощи в рамках банка времени не являются закрытыми, они связывают не двух людей: оказывающего и получающего помощь, а всех членов организации. Каждое действие по оказанию волонтерской помощи одного человека порождает ответное действие получателя помощи в пользу какого-то третьего лица-члена банка времени. Механизм, на котором построена работа банка времени, делает, таким образом, отношения взаимопомощи между участниками самовоспроизводящимися.

Способность формировать социальные связи между людьми делает банки времени эффективным инструментом создания местных сообществ. Будучи сугубо локальным явлением, объединяющим людей, проживающих на одной территории и на небольшом расстоянии друг от друга, банки времени позволяют налаживать связи между людьми, разобщенными городским образом жизни. Банки времени генерируют так называемые слабые социальные связи[20], объединяя в социальные сети представителей различных социальных групп и поколений. Из разъединенных, но проживающих на одной территории людей, банки времени помогают формировать местные сообщества, объединяя людей. Следует отметить, что многие банки времени не только организуют обмен волонтерской помощью между людьми, но также проводят совместные мероприятия, организуют совместные вечера для своих членов, способствуя созданию более сильных связей между представителями местных сообществ. Важной особенностью банков времени является их способность связывать разные поколения. Зачастую они позволяют также бороться с разобщенностью людей по расовому признаку, способствуют налаживанию контактов между людьми, обычно не имеющими точек соприкосновения. Формирование местных сообществ на основе построения отношений взаимопомощи в рамках банка времени, приводит к зарождению и укреплению доверия, взаимного уважения между людьми на локальном уровне.

Огромную роль в успешном развитии банка времени играет координатор. Зачастую это человек, хорошо интегрированный в местные социальные сети, имеющий определенный авторитет и пользующийся доверием на локальном уровне. Координатор является ключевой фигурой банка времени: именно он ведет базу данных участников. Координатор отвечает за регистрацию новых членов банка времени. Он  также связывает членов банка времени между собой. Получая запрос о волонтерской помощи от одного из участников, координатор находит другого участника, готового оказать необходимую помощь.

Важным следствием вступления людей в банк времени является создание у них ощущения большей стабильности и защищенности. За человеком появляется большая группа людей, на помощь которых он может рассчитывать. При этом накопление кредитов времени делает обращение за помощью неболезненным: использование для организации взаимного обмена помощью дополнительной денежной системы решает проблему долга. В отличие от классического волонтерства, банк времени предполагает двусторонние отношения: человек как получает, так и дает взамен. «В прошлом казалось естественным не оплачивать труд волонтеров, потому как они рассматривались, как благословенные люди, помогавшие тем, кто не был в равной степени благославлен. Однако, сегодня отношения между людьми не вертикальны, а горизонтальны. Для всех могут наставать времена, когда они нуждаются в помощи. Люди получают и отдают взамен. Система банков времени – инструмент горизонтального общества»[21], объясняет идейную основу создания банков времени создатель японской валюты фуреаи киппу Тсутома Хотта.

VEN (Hub Culture).

Построение горизонтальных связей между людьми свойственно и другой, совершенно отличной от банков времени дополнительной денежной системе – VEN. VEN на санскрите означает «обмениваться, отдавая [другому]», в английском переводе - «sharing from giving.»

Дополнительная валюта VEN выступила в качестве финансового инструмента, структурирующего обмены между участниками международного сообщества Hub Culture[22]. Hub Culture представляет собой социальную сеть успешных в своей области людей, носителей современной глобальной урбанистической культуры, постоянно  перемещающихся по миру в рамках своей профессиональной деятельности в сегодняшнем глобальном мире. Идея Hub Culture была впервые представлена создателем сети Стеном Сталнекером ( Stan Stalnaker) в 2002 году.  Она заключалась в формирование площадки коммуникации для наиболее прогрессивных людей, выступающих в качестве двигателя развития  общества. Членство в сообществе не является общедоступным, для того чтобы стать членом Hub Culture необходимо получить приглашение.  Среди членов Hub Culture есть представители крупных компаний (таких как Goldman Sachs, BT, Apple, Cisco) наряду с представителями небольших зеленых брендов (таких как Method, Korres), а также только создаваемых стартапов. Объединяя представителей таких разных бизнес структур, формируя устойчивые социальные связи между ними, организаторы Hub Colture стремятся создать площадку генерации инноваций. Важной задачей создателей Hub Culture было также формирование коммуникационной инфраструктуры для продвижения тематики устойчивого развития.

      Сообщество Hub Culture, изначально созданное как виртуальная социальная сеть, опирающаяся в своей работе только на информационные технологии, стала первой сетью подобного типа, вышедшей из Интернета в реальный offline мир. Так параллельно с online площадкой, со временем были также созданы площадки offline коммуникации между членами сообщества. В концы 2000-х в ряде городов мира (Лондоне, Копенгагене, Амстердаме, Гон-Конге, Лос-Анжелесе, Каннах и  многих других) появились Hub Culture Павильоны (Pavilion)[23] предлагающие для участников системы пространства для проведения встреч, личного коммуникационного обмена и работы над совместными проектами. Hub Culture предлагает, таким образом, уникальное слияния цифрового информационного и физического пространств для организации коммуникации между своими членами.

Дополнительная валюта VEN была изначально внедрена организаторами сообщества в качестве средства оплаты в рамках обмена полезной информацией между членами online сообщества. Она, в том числе, использовалась для организации обмена информацией в социальной сети Facebook. Так, человек мог оплачивать доступ к статьям того или иного участника в VEN. VEN, таким образом, как мера стоимости отражает систему ценностей сообщества: именно качественная актуальная информация была определена как главная ценность членов Hub Culture – ярких носителей современной культуры информационного постиндустриального общества. Стен Сталнекер определяет VEN как социальную валюту, направленную на «монетизацию серого рынка знаний». Придавая стоимость обмену знаниями, утверждает создатель Hub Culture, такая система будет способствовать формированию более ответственного подхода к запросам информации.  Становясь членами сообщества, люди создают на его интернет странице свой профайл, указывая сферы своей компетенции, в рамках которых они могут делиться знаниями. Участники создают рабочие группы для совместной работы над проектами,  используют wikis и системы обмена файлами, назначают коллективные дискуссии и т.д.

В дальнейшем в рамках развития Сообщества, его прихода в реальный off-line мир, VEN также стала использоваться в качестве средства обращения для покупки  различных товаров и услуг. Так, например, именно в VEN производится оплата товаров и услуг, предоставляемых членам сообщества в Павильонах Hub Culture. К концу 2009 в Павильонах Сообщества его членам предлагался широкий спектр товаров и услуг - от частного самолета до стакана сока.

Получить VEN член сообщества может, делясь информацией, своими знаниями с другими участниками Hub Culture. Он может получить валюту, пригласив друзей присоединиться к сети. Он также может купить VEN на национальную валюту. Стоимость VEN  относительно национальных валют определяется по плавающему курсу. Стоимость VEN определяется также относительно карбоновых фьючерсов, что делает ее зеленой валютой.

В 2011 году членами Hub Culture были около 20 000 человек. Сегодня число членов Hub Culture, и соответственно людей, использующих в рамках взаимодействий друг с другом  дополнительную валюту VEN, продолжает расти.

3. ДДС, используемые в рамках реализации социальных и экологических программ

В 2000-ые годы все более распространенным стало использование дополнительных денежных систем в рамках реализации социальных и экологических программ. Как упоминалось выше, это стало результатом профессионализации использования дополнительных денежных систем в рамках поиска решений общественно значимых задач. В качестве создателей таких денежных систем выступили уже не столько гражданские активисты, сколько представители государственной власти, международных организаций, а также некоммерческих и коммерческих структур. Организация таких систем держится уже не на энтузиазме и энергии отдельных людей, работающих на общественных началах, а на работе институционализированных структур, получивших целевое финансирование под реализацию той или иной программы. Использование в рамках реализации таких программ дополнительных денежных систем говорит об  их признании в качестве эффективного инструмента социальной инженерии. Яркими примерами использования дополнительных валют для реализации экологических и социальных программ стали голландский проект NU и бразильский проект Фоменто.

Проект NU

Экспериментальная программа NU, реализованная на основе использования дополнительной валюты для поощрения устойчивого потребления, была запущена в голландском Роттердаме[24] в 2002 году. Инициаторами реализации проекта NU выступили городской Департамент по охране окружающей среды, муниципальная транспортная организация RET, а также муниципальное предприятие по переработке отходов Roteb.  Финансирование проекта было обеспечено Европейской Комиссией (программа LIFE), а также провинцией Южная Голландия, в которой и расположен Роттердам. Важную роль в реализации проекта сыграло также агентство по развитию Barataria.

Тема устойчивого развития оказалась в центре внимания мирового сообщества в 2000-ые годы. Ряд конференций и программ, посвященных этой теме, публично обозначили разумное использование природных ресурсов в рамках устойчивого потребления в качестве залога устойчивого развития. Именно в этот контекст вписывается реализация NU программы в Роттердаме. «Европейская Комиссия приняла участие в финансировании проекта в связи с необходимостью в инновационных подходах и хороших примерах, которые могли бы привести к изменению поведения в отношении устойчивого потребления и производства»[25], - объясняют участие Европейской Комиссии в реализации проекта ее представители.

Реализация проекта NU была осуществлена в период с февраля 2001 по сентябрь 2003 года. Проект был задуман как экспериментальный, в отсутствии долгосрочного финансирования его реализация была на определенном этапе приостановлена.

Главная задача программы - изменение поведения жителей Роттердама в области потребления. При этом идейной основой программы является признание большей эффективности  методов позитивного воздействия на людей через систему поощрения, чем методов негативного воздействия, опирающихся на запреты и санкции. Поощряя устойчивое потребление, то есть поощряя спрос на товары, произведенных с опорой на принципы бережного отношения к окружающей среде и солидарности,  программа должна была также способствовать развитию социально и экологически ответственного производства. Важной задачей организаторов программы было привлечение внимания жителей города к тематике устойчивого потребления.

Программа NU представляет собой, по сути, программу лояльности, поощряющую практику социально и экологически ответственного потребления через вознаграждение соответствующего поведения жителей города в дополнительной валюте, зачисляемой на NU карты участников программы.  Дополнительная валюта получила название NU-баллы (NU-points). Организации, зачисляющие NU-баллы физическим лицам, участвующим в программе, получают эту валюту в обмен на евро по курсу 1 NU-балл = 0, 7 евро. Они также выплачивают небольшой взнос организаторам системы для покрытия административных расходов. NU-баллы, таким образом, представляют собой валюту, обеспеченную евро. NU-баллы, потраченные держателями NU карт в организациях-участниках могут быть этими организациями конвертированы в евро по тому же курсу - 1 NU-балл = 0, 7 евро. Те организации, которые осуществляют как начисление, так и прием NU-баллов могут организовывать внутренний оборот этих денежных единиц и таким образом не прибегать к конвертации.

Житель города становится участником, получая NU-карту. Каждый картхолдер приобретая товар или услугу в организации, участвующей в программе NU получает NU-баллы. Эти  дополнительные денежные единицы автоматически зачисляются на карты с помощью терминалов, находящихся в распоряжении юридических лиц – участников программы. NU-карты оснащены как чипом, так и штрих-кодом, что делает более гибкой техническую систему зачисления NU-баллов. 

Покупки, произведенные в коммерческих организациях-участниках программы, вознаграждаются количеством баллов, соответствующим 1% от суммы платежа. Приобретение товаров, отвечающих стандартам устойчивого развития, вознаграждается количеством балов, соответствующим 4 % от суммы. Среди таких товаров – «зеленые» товары, товары секонд-хенд, товары представителей движения Справедливой Торговли и т.д. Еще одним способом заработать NU-баллы является передача разделенного мусора, а также секонд-хенд вещей в точках приема Roteb представителям этой компании по переработке отходов. Потратить заработанную валюту жители могут как в коммерческих организациях участниках, покупая «зеленые товары» в рамках специальных акций, так и в ряде муниципальных учреждений. Так, на NU-баллы человек может купить проездные билеты на общественный транспорт[26], взять на прокат велосипед, оплатить запись в библиотеку искусства или посещение местных достопримечательностей и музеев.

Для организаторов проекта было важно привлечь достаточно большое количество картхолдеров, для того, чтобы сделать участие в программе интересным для коммерческих организаций. NU-программа выступила в качестве достаточно эффективного маркетингового инструмента для компаний-партнеров, так как одной из основ реализации программы было информирование жителей о товарах и услугах коммерческих организаций, отвечающих стандартам устойчивого развития и участвующих в проекте. Для организаторов проекта было также важным достаточно быстро привлечь к участию  в программе весомое количество организаций, предоставляющих соответствующие товары и услуги для того, чтобы создать критическую массу точек накопления NU-баллов, способную  заинтересовать жителей в участии в программе. В этой связи была выбрана маркетинговая стратегия, ориентированная на работу с целыми кварталами – была проведена работа с целыми улицами: с расположенными на них магазинами, а также проживающими на них жителями. Среди организаций, ставших участниками программы, были магазины по продаже велосипедов, магазины здоровой пищи, кофейные и чайные магазины, булочные, цветочные магазины, мясные лавки и т.д.

В разгар кампании на реализацию проекта работало более 20 человек, в основном специалисты в области коммуникации, маркетинга и продаж. Большая часть работы была проделана консалтинговым агентством по развитию Barataria. К концу периода реализации проекта около 10 000 роттердамцев были обладателями NU карт, было эмитировано 1 577 905 NU-баллов, 140 084 из них были использованы жителями для приобретения товаров и услуг. Более 100 магазинов приняли участие в программе. Экспериментальная часть проекта, получившая финансирование от Европейской Комиссии и властей провинции Южная Голландия, была завершена в сентябре 2003 года. Несмотря на свой несомненный успех, к этому времени программа не достигла самоокупаемости, и в отсутствии дальнейших источников финансирования, была прекращена с октября 2003 года[27].  Несмотря на закрытие программы, проект NU признан на сегодняшний день в качестве одного из наиболее успешных экспериментов такого плана. Он также стал предметом изучения представителями власти ряда других европейских городов с целью возможного использования опыта NU проекта для реализации схожих программ на управляемых ими территориями.

Проект Фоменто (Fomento)

Другим ярким примером использования дополнительной валюты, на это раз, для реализации социальной программы в сфере развития стал проект Фоменто. В январе 2002 года голландским Фондом Strohalm и бразильским Банком Palmas была принята договоренность о реализации совместного проекта строительства школы солидарной экономики Пальматек (Palmatech) с помощью внедрения дополнительной валюты в квартале  Пальмейра (Conjunto Palmeira)  в бразильском городе Форталеса[28]. Место реализации проекта было выбрано не случайно. Банк Пальмас представляет собой локальную финансовую структуру, созданную жителями Пальмейра в рамках  борьбы с бедностью.

Пальмейра является одним из наиболее бедных районов Форталесы. Он был создан в 1973 году, в рамках переселения жителей бидонвиля с места их проживания на побережье. Квартал получил название Пальмейра в честь пальмы одиноко растущей на территории заселения. В момент переселения в Пальмейре не было электричества, воды и канализации. Решив взять свою судьбу в свои руки и преодолеть царящие в квартале неустройство и нищету, в 1981 году жители создают Ассоциацию Жителей Территории Пальмейра (l’Associação dos Moradores do Conjunto Palmeira или  ASMOCONP) для урбанизации своей территории проживания. На протяжении 80-х и 90-х годов они проводят электричество, воду, канализацию и выстраивают около сотни домов, опираясь на финансирование, полученное в рамках различных программ развития. Эта работа по благоустройству района дает им умение управлять деньгами и подводит членов ассоциации к идее использования системы микрокредитования для борьбы с бедностью. Получив 2000 реалов финансовой помощи от двух неправительственных организаций, члены ассоциации создают в 1998 году Банк Пальмас. Банк Пальмас управляется группой людей, избираемых внутри ассоциации ASMOCONP и затем проходящих обучение техникам необходимым для управления деятельностью банка. Банк занимается выдачей микрокредитов под минимальный процент от  0% до 3%. Низкая ставка по кредитам обуславливает низкую окупаемость деятельности банка. Однако часть расходов на обеспечение его работы компенсируется муниципалитетом, при этом большинство административных функций выполняется волонтерами ассоциации на общественных началах. Это обеспечивает стабильность работы банка, вне зависимости от уровня его дохода. На исходе двух лет работы банка, ассоциация насчитывала  около 1300 членов, банк – 870 клиентов и около 400 семей стали пользователями кредитных карт Palma Card.

Идея реализации проекта Фоменто по строительству в Пальмейре школы солидарной экономики с помощью внедрения локальной валюты и использования методики Фоменто родилась в рамках встречи представителей Банка Пальмас  и представителей делегации голландского Stohalm в 2001 году в Сантьяго (Чили) на международном форуме, посвященном теме социальных валют.

Проект Фоменто – первый опыт практического применения методики Фоменто, продвигаемой в рамках движения Movimento Monetário Mosaico, созданного под эгидой голландского фонда Strohalm.  Movimento Monetário Mosaico (или MoMoMo)  - общественное движение, миссия которого заключается в привлечении внимания к проблемам и недостаткам рыночной экономики, а также к потенциалу альтернативных форм экономической организации в рамках формирования солидарной экономики. Инициаторами создания MoMoMo выступают структуры, сформированные при голландском фонде Strohalm (а именно Институт Интегрального Развития Strohalm и НКО Strohalm).

Цель применения методики Фоменто – повысить экономический эффект от  средств, полученных для реализации того или иного локального социального проекта, через использование этих средств для решения сразу двух не связанных между собой социально значимых задач. Так, в рамках проекта Фоменто в Пальмейре, денежные средства[29], полученные  для реализации проекта, были использованы как для строительства школы солидарной экономики Пальматек, так и для реализации программы микрокредитования населения. Двойное использование средств становится возможно благодаря внедрению в рамках проекта дополнительной денежной системы.

Использование дополнительной валюты является основой методики Фоменто. Полученные средства используются в качестве обеспечения дополнительной локальной валюты, с помощью которой в большой степени и реализуется финансирование проекта развития – в данном случае строительства школы. Так, большое количество работ, а также некоторые материалы, необходимые для строительства школы оплачивались с помощью дополнительной валюты пальма (palma)[30].  В то же время полученная национальная валюта не только обеспечивает дополнительную валюту, но и используется для предоставления микрокредитов населению. При этом, возвращать такие кредиты жители могут в дополнительной валюте. Так, средства, полученные в рамках реализации проекта Фоменто были использованы для выдачи населению[31]  микрокредитов в реалах, возвращать же эти кредиты заемщики могли в пальма, что поощряло людей зарабатывать пальма в рамках участия в локальной экономической деятельности. В дополнение к такому двойному эффекту от использования полученных в национальной валюте средств немаловажными остаются также классические преимущества внедрения локальных денежных систем, рассмотренные выше - их способность защищать локальную экономику от оттока капитала, а также активизировать экономическую деятельность в регионе и тем самым наращивать экономическое благосостояние населения[32].  Важным следствием применения методики Фоменто должна также быть консолидация отношений взаимопомощи внутри местного сообщества, объединенного вокруг проекта развития, способного не только усовершенствовать инфраструктуру территории, но также стать катализатором роста экономического благосостояния проживающего на ней населения.

Реализацию проекта предваряла подготовительная фаза, в рамках которой организаторы проекта исследовали особенности локальной экономики и местного сообщества, а также подготавливали население к участию в нем. Необходимо было донести до жителей цели проекта, заинтересовать их, убедить в пользе проекта, привлечь к участию. Немаловажным было также объяснить принципы работы методики Фоменто, а также систему использования дополнительной валюты пальма. Особенно важным было привлечь к участию в проекте представителей местного малого бизнеса. В рамках решения этих задач, а также для проведения тестового эксперимента, был реализован демонстрационный мини-проект по созданию предприятия по разведению кур[33]. Также как в дальнейшем при строительстве школы Пальматек, строительство предприятия частично финансировалось в пальма, частично – в реалах. Реалы, выделенные на реализацию мини-проекта, выдавались в виде мини-кредитов представителям малого бизнеса, поставлявшим свои товары и услуги в рамках строительства предприятия. Помимо реализации мини-проекта организаторами проекта были предприняты и другие действия, направленные на привлечение внимание жителей к дополнительной валюте пальма и к проекту в целом.

Фаза приготовления закончилась в октябре 2002 года. Основная часть реализации проекта пришлась на период с ноября 2002 по февраль 2003 года.  15 человек напрямую занимались его организацией, 10 из них были волонтерами. Более 1500 человек приняло участие в том или ином виде, в той или иной мере в реализации проекта, около 40 локальных предприятий согласились принимать пальма в оплату своих товаров и услуг.  88% стоимости строительства школы было оплачено в конечном итоге с помощью пальма, что превзошло ожидания организаторов проекта[34].  Доверие к Банку Palmas обеспечило доверие к внедренной дополнительной валюте.  Без этого доверия реализация проекта была бы невозможной. Важно отметить также, что данные исследования, проведенного для оценки результатов проекта по завершении его реализации, показали возросший уровень солидарности между представителями местного сообщества.

Основой успешной реализации проекта, безусловно,  стало тесное сотрудничество фонда Stolham и Банка Palmas. Так, наработки многих лет исследований Strolham, а также большое доверие населения Пальмейры к Банку Palmas легли в основу создания благоприятных условий для успешной реализации проекта.

-----

По прошествии 30 лет распространения по миру дополнительных денежных систем интерес к альтернативным валютам сегодня не только не ослабел, но продолжает возрастать. Все больше людей говорит о несовершенстве существующей мировой финансовой системы и видит решение ее структурных проблем в дальнейшем распространении дополнительных валют.

Именно распространение дополнительных валют должно сделать возможной в развитых странах демократизацию финансовых систем, отстающих в этом отношении от политических. Оно должно позволить людям взять контроль над используемыми ими финансовыми инструментами и освободить их от зависимости от воли национальных банков или биржевых игроков[35].  В этом контексте создатель валюты VEN говорит, например,  вероятности появления в будущем миллионов различных дополнительных денежных систем, способных организовывать обмены между людьми в рамках различных многочисленных сообществ[36]. Похожие идеи лежат в основе таких проектов как Open Money, объединяющего людей для разработки программного обеспечения, способного генерировать дополнительные денежные системы в соответствии с теми или иными  задачами и ценностями тех или иных сообществ[37].

Распространение различных дополнительных денежных систем должно решить также проблему устаревания доминирующей финансовой системы, мало способной адаптироваться к изменяющимся ценностям общества. Национальные деньги, созданные для определения стоимости материальных ценностей,  не справляются с оценкой других, получающих все большее распространение в современном постиндустриальном мире ценностей. Так, все больше активистов, философов, экспертов, исследователей говорит о необходимости создания новых финансовых инструментов для учета таких приобретающих все большую ценность в глазах общества богатств как доверие, внимание или репутация. В современном информационном обществе, с практически неограниченным объемом разнообразной информации, привлечение внимания людей, завоевание их доверия, завоевание репутации приобрели особую актуальность. Эксперты стали говорить о рынках доверия, внимания, репутации, об экономике внимания или об экономике признания. В этом контексте дополнительные денежные системы могут выступить в качестве эффективных инструментов структурирования новых рынков, опирающихся на новые ценности  и функционирующих в рамках новых типов экономик.

(Обзор подготовлен под руководством и при участии Дмитрия Шеймана)

Источники:

  1. Aldridge Theresa J., Patterson Alan, « LETS Get Real: Constraints on the Development of Local Exchange Trading Schemes»,  Area, vol. 34, No. 4 (Dec., 2002), pp. 370-381.
  2. Jérôme Blanc, «Free Money for Social Progress: Theory and Practice of Gesell's Accelerated Money»,  American  Journal of Economics and Sociology, Vol. 57, No. 4 (Oct., 1998), pp. 469-483.
  3. Jérôme Blanc, «Local currencies in European history: an analytical framework», Communication for « Monetary Regionalisation. Local currency systems as catalysts for endogenous regional development », International Scientific Conference, September 28-29, 2006, Weimar Universität, Deutschland
  4. Blanc Jérôme, «Contraintes et choix organisationnels dans les dispositifs de monnaies sociales », Annals of Public and Cooperative Economics,  80-4, 2009, pp. 547–577 .
  5. Blanc Jérôme, «Classifying “CCs” : Community, complementary and local currencies types and generations», International Journal of Community Currency Research, vol. 15,  2011, pp. 4-10.
  6. Boyle David, «The New Mutualism and the Meaning of Time Banks», Local Economy, August 2003, vol.18, no. 3, 253–257.
  7. 7.      Cahn Edgar, No More Throw Away People, Washington, DC: Essential Books, 2004.
  8. Cahn Edgar, «On LETS and Time Dollars», International Journal of Community Currency Research, vol. 5, 2001, 4 p.
  9. Callison Stuart, «‘‘All You Need is Love’’? Assessing Time Banks as a Tool for Sustainable Economic Development», Local Economy, 2003, vol. 18, 3, pp. 264-267
  10. Campbell J.C., Ikegami N., «Long-term care insurance comes to Japan», Health Affais, 19, no.3, 2000, pp.26-39.
  11. Cohen Benjamin J., «Electronic Money: New Day or False Dawn?»,  Review of International Political Economy, Vol. 8, No. 2 (Summer, 2001), pp. 197-225.
  12. Colin C. Williams, «The New Barter Economy: An Appraisal of Local Exchange and Trading Systems (LETS)», Journal of Public Policy, Vol. 16, No. 1 (Jan. - Apr., 1996), pp. 85-101.
  13. Collom E, «Community currency in the United States: the social environments in which it emerges and survives», Environment and Planning,  A 37, 9,  2005,  pp.1565 – 1587.
  14. Collom Ed, «The Motivations, Engagement, Satisfaction, Outcomes, and Demographics of Time Bank Participants: Survey Findings from a U.S. System», International Journal of Community Currency Research, vol. 11, 2007,  pp. 36-83.
  15. Croall Jonathan, LETS Act Locall. The Growth of Local Exchange Systems, Calouste Gulbenkian Foundation, London, 1997, p.14.
  16. Ferreira Ana, Moers Peter, «Le projet Fomento à Fortaleza», in Jérôme Blanc (dir.), Exclusion et liens financiers : Monnaies sociales, Rapport 2005-2006, Paris : Économica, 547 p.
  17. Gelleri Christian, «Сhiemgauer regiomoney: theory and practice of a local currency», International Journal of Community Currency Research, vol.13, 2009, pp. 61-75.
  18. Jacob Jeffrey, Brinkerhoff Merlin, Jovic Emily and Wheatley Gerald, «HOUR Town.Paul Glover and the Genesis and Evolution of Ithaca HOURS», International Journal of Community Currency Research, vol.8, p.33
  19. Jeffrey Jacob, Brinkerhoff Merlin, Jovic Emily, Wheatley Gerald, «The Social and Cultural Capital of Community Currency. An Ithaca HOURS Case Study Survey», International Journal of Community Currency Research, Vol.8, pp. 43-55.
  20. Kaplan M., Kusano A., Tsuji I., Hisamichi S., Intergenerational programs: support for children, youth, and elders in Japan, New York, State University of New York Press, 1998
  21. Lee Gregory, «Spending Time Locally: The Benefit of Time Banks for Local Economies», Local Economy, vol. 24, no. 4, June 2009, pp. 323–333
  22. Lietaer B., Kennedy M., Monnaies régionales: De nouvelles voies vers une prospérité durable, Paris, Éditions Charles Léopold, 2008
  23. Lietaer B., «Complementary Currencies in Japan Today : History, Originality and Relevance», International Journal of Community Currency Research, Vol.8, 2004, pp.1-23
  24. Miller E.J., Both borrowers and lenders : time banks and the aged in Japan, thesis submitted for the degree of Doctor of Philosophy of the Australian National University, 2008, 315 p.
  25. Molnar Stefan, «Time is of the essence: the challenges and achievements of a swedish time banking initiative», International Journal of Community Currency Research, vol., 15, 2011, pp. 13-22.
  26. Nakano L.Y., Community volunteers in Japan: everyday stories of social change, Oxon, Routledge Curzon, 2005
  27. North Peter, «Time Banks –Learning the Lessons from LETS?», Local Economy, 2003, vol. 18, 3, pp. 267-270
  28. Seyfang Gill, «Tackling social exclusion with community currencies: learning from LETS to Time Banks», International Journal of Community Currency Research, vol 6, 3, 2002, pp.1-11.
  29. Seyfang Gill, «Time Banks and the Social Economy: Exploring the UK Policy Context», Centre for Social and Economic Research on the Global Environment, School of Environmental Sciences, University of East Anglia, Norwich, UK pp. 1-14.
  30. Soumaya Mediouni, «Les monnaies sociales en Argentine : Une pratique alternative face а la crise internationale», ISH conference platform, International Conference on Community and Complementary Currencies 2011, 17 p.
  31. Van Sambeek Paul, Kampers Edgar, «NU-spaarpas, the sustainable incentive card scheme», Amsterdam, Points/Stuurgroep NU-spaarpas,  January 2004, http://www.nuspaarpas.nl/www_en/html/spaarpas_def.htm
  32. Vasconcelos Freire Marusa, «Social economy and central banks: legal and regulatory issues on social currencies (social money) as a public policy instrument consistent with monetary policy», International Journal of Community Currency Research, vol. 13, 2009, pp. 76-94.
  33. Whitaker Celina, Delille Pascale « Le projet Sol : pour retrouver le sens des valeurs», dans  Jérôme Blanc (dir.), Exclusion et liens financiers : Monnaies sociales, Rapport 2005-2006, Paris : Économica, 547 p
  34. Interview with Bernard Lietaer, «Beyond Greed and Scarcity», http://www.lietaer.com/2010/05/beyond-greed-and-scarcity
  35. Interview with Bernard Lietaer, «Money, Community & Social Change»,  http://uazu.net/money/lietaer.html
  36. Hub Culture: http://www.hubculture.com/
  37. Hub Culture: http://www.treehugger.com/files/2009/05/hub-culture-london.php
  38. The Wall Street Journal blog about Hub Culture and Ven http://blogs.wsj.com/economics/2009/09/09/the-currency-revolution/
  39. Dryza Kristina, Hub Culture: For those who see the world on a global basis, David Report,  June 3, 2009, http://davidreport.com/200906/hub-culture-for-those-who-see-the-world-on-a-global-basis/
  40. NU project – сайт Европейской Коммиссии http://ec.europa.eu/environment/life/project/Projects/index.cfm?fuseaction=home.createPage&s_ref=LIFE00%20ENV/NL/000809&area=2&yr=2000&n_proj_id=1915&cfid=39106&cftoken=14a1f1192a0885a3-3C8C0208-E881-A908-531E7EA81843A194&mode=print&menu=false')
  41. Проект Фоменто: http://economiedistributive.free.fr/spip.php?article884


[1] Город Кортни находится в регионе Комокс Вэлли (Commox Valley), расположенном в Британской Колумбии (Канада).

[2]Разработка месторождений долгое время оставалась одним из основных видов экономической деятельности жителей города.

[3]Jonathan Croall, LETS Act Locall. The Growth of Local Exchange Systems, Calouste Gulbenkian Foundation, London, 1997, p.14.

[4]В редких исключениях организаторы LETS в разных странах также прибегали к использованию бумажной валюты. Такое использование было, однако, непродолжительным по времени. 

[5] Сегодня существуют также LETS, не приравнивающие стоимость своих денежных единиц к стоимости национальных валют. Курс в таком случае обычно является плавающим. Иногда одна денежная единица системы приравнивается к стоимости одного часа работы.

[6]Иногда организаторы LETS обращаются также к профессиональному администрированию системы. В этом случае зачастую оплата работы человека может производиться полностью или частично  в валюте системы.

[7]В дальнейшем в других странах создателями LETS использовались и другие названия.

[8]Итака – город, расположенный в американском штате Нью-Йорк, насчитывающий около 30 тысяч жителей. Около 20 тысяч человек проживает также в окружающей его агломерации и около 20 тысяч проживает на непостоянной основе в кампусе находящегося в городе Корнельского университета (Cornell University).

[9] Одним из примеров сообществ, созданных при активном участии Пола Гловера, стала группа Гражданских планировщиков Лос-Анжелеса, объединившаяся вокруг идеологии экологического городского устройства (ecological urban design).

[10]Цитата из: Jeffrey Jacob, Merlin Brinkerhoff, Emily Jovic and Gerald Wheatley, «HOUR Town.Paul Glover and the Genesis and Evolution of Ithaca HOURS», International Journal of Community Currency Research, vol.8, p.33

[11] В его задачи входило при этом  инициировать ряд реформ, опираясь на мнение населения.

[12] Изначально газета получила название Ithaca Money, но затем была переименована в Hour Town.

[13]Вальдорфская школа  - тип образовательного учреждения, берущего за основу альтернативную педагогическую систему, основанную на антропософском учении Рудольфа Штайнера. Антропософия говорит о существовании объективного духовного мира, интеллектуально познаваемого в рамках внутреннего развития человека, а именно через развитие навыков духовного созерцания, образного мышления, перцептивного воображения, интуиции.  Вальдорфская педагогика представляет собой междисциплинарный подход, уделяющий особое внимание роли воображения в процессе научения, а также развитию креативного и аналитического мышления.  На сегодняшний день в мире существует около 1000 независимых вальдорфских школ и около 2000 детских садов.

[14]Город Прин-ам-Кимзее расположен в Верхней Баварии (Германия) в регионе Кимгау, в честь которого и была названа валюта.

[15]Christian Gelleri, « Chiemgauer regiomoney: theory and practice of a local currency », International Journal of Community Currency Research, vol 13, 2009,  p.66.

 

[16] Там же, стр. 67.

[17]Важно отметить, что в отличие от LETS обмены, производимые в рамках банков времени, обычно не подвержены налогообложению. Признание банков времени государством в качестве общественно полезных структур создает особенно благоприятные условия для их успешного развития.

[18] Известные в английском переводе как caring relationship tickets.

[19]Получение помощи от других членов банка времени приводит к улучшению материального качества жизни человека. Производя уход  за пожилыми людьми или инвалидами, человек накапливает фуреаи киппу, в обмен на которые он или его близкий смогут, достигнув пожилого возраста, также получить необходимый им уход. В рамках функционирования западных банков времени  малообеспеченные люди, например,  получают благодаря участию в банках времени доступ к услугам, ранее для них финансово недоступным. Особенно важным является эффект от использования кредитов времени для оценки тех видов труда, которые не вписываются в рамки рыночных отношений и не связаны с профессиональной компетенцией человека. Так, например,  высококвалифицированный юрист может получить кредиты времени, выгуливая собаку преподавателя английского.

[20]Сильные и слабые социальные связи представляют собой два типа межличностных отношений, различаемых в социологии по критерию частоты и длительности контактов. Примерами сильных связей являются отношения с близкими родственниками и друзьями, слабых - с соседями, знакомыми, знакомыми знакомых и т.д.

 

[21]Цитата из: Miller E.J., Both borrowers and lenders : time banks and the aged in Japan, thesis submitted for the degree of Doctor of Philosophy of the Australian Natioanl University, 2008, p.199.

[22]Слово hub можно перевести как центр деятельности, центр событий.  

[23] Первый Павильон был создан в марте 2009 года в Лондоне. При этом задачей организаторов Hub Culture является создание сотни павильонов в течение последующих 5-7 лет.

[24] Роттердам – второй по величине город Нидерландов  (в нем проживает около 600  000 человек) и самый крупный порт мира.  

[25]http://ec.europa.eu/environment/life/project/Projects/index.cfm?fuseaction=home.createPage&s_ref=LIFE00%20ENV/NL/000809&area=2&yr=2000&n_proj_id=1915&cfid=39106&cftoken=14a1f1192a0885a3-3C8C0208-E881-A908-531E7EA81843A194&mode=print&menu=false')

[26]Одной из задач, которую поставили перед собой организаторы проекта, было стимулирование жителей к использованию общественного транспорта в рамках решения городскими властями проблемы транспортных пробок.

[27]Картхолдеры получили  1 июля уведомление о прекращении работы программы с октября 2003 года в связи с нехваткой фондов для ее дальнейшего финансирования.

[28] Город Форталеса расположен на севере Бразилии, является столицей региона Сеара. Численность населения города – около 30 тысяч человек.

[29]Речь идет о средствах в размере 60 000 евро, полученных от голландской Межцерковной Организации Кооперации [в сфере] Развития (Interkerkelijke Organisatie voor Ontwikkelingssamenwerking) через посредничество фонда Strohalm.

[30] При создании пальма в эту валюту был заложен принцип ее конвертируемости в бразильские реалы.

[31]В основном речь идет о представителях бизнеса (малые и  микропредприятия). Для того, чтобы получить кредит они должны были быть членами ассоциации  ASMOCONP или клиентами Банка Пальмас, получить хорошие рекомендации от соседей (как ответственных людей, достойных доверия),  а также подписать обязательство покупать товары, произведенные предприятиями, сотрудничающими с Банком Пальмас.  Процент по кредитам, выданным в рамках реализации проекта Фоменто, был равен 1 %. Не все кредиты были выданы одновременно. Некоторые предприятия смогли взять кредит несколько раз.

[32] Методика Фоменто предполагает возможное продолжение использования дополнительной валюты, созданной под конкретный проект, и после его реализации как зарекомендовавшего себя среди населения эффективного средства обращения, а также, возможно и кредитования.

[33] Создание именно этого типа предприятия было выбрано для максимального привлечения внимания жителей.

[34]В пальма было оплачено 77% стоимости общего объема работ  и  97 % стоимости использованных материалов.

[35]Ярким примером денежной системы созданной с целью эмансипации ее пользователей от контроля не только национальных банков, но государства в целом является сиcтема Bitcoin. Эта электронная валюта,  действующая по принципу Интернет-торрента, отличается полной децентрализацией, а также независимостью от каких-либо внешних контролирующих структур. Наиболее распространенным товаром, купить, который можно на валюту системы, является программное обеспечение, однако круг обмениваемых товаров и услуг постоянно растет, как, впрочем, и популярность Bitcoin.

[36]Вне зависимости от того привязаны ли они к определенной территории или принимают экстратерриториальную виртуальную форму.

[37] Интересно, что одним из разработчиков Open Money является Майкл Линтон, создатель первой LETS.

 

Комментарии:0
Только авторизированные пользователи могут оставлять комментарии.
Войти используя:                    
Следите за нами Вконтакте Facebook LiveJournal RuTube YouTube
© Учреждение культуры
«Клаудвочер»
При перепечатке следует указывать источник
Программирование — «Potapov studio»