Аналитик Лаборатории социальных инноваций

Одной из главных задач проекта было вернуть деньгам их функцию обмена (в связи с тем, что деньги в существующей сегодня экономической системе являются не столько инструментом обмена ценностями, сколько ценностью сами по себе). Задачей SOL является при этом способствовать развитию определенного вида обменов между людьми — тех, в основе которых лежат солидарность и социальная ответственность.

Участниками системы оборота SOL являются:

1) физические лица

2) коммерческие организации

3) общественные, некоммерческие организации

4) местные органы власти

Участники системы оборота SOL являются членами Ассоциации SOL. Основные решения, касающиеся системы SOL принимаются Генеральной Ассамблеей членов ассоциации (собираемой, как минимум, раз в год). Все члены ассоциации, участники Генеральной Ассамблеи, делятся на три коллегии (collèges):

1. Коллегия членов-основателей (в нее входят как физические, так и юридические лица) — она является гарантом следования философии и этики проекта. Новые члены этой коллегии должны быть одобрены Административным Советом, а затем Генеральной Ассамблеей.  Эта коллегия обладает 40 % голосов на Генеральной Ассамблее.

2. Коллегия исполнителей проекта (в нее входят юридические лица участники: коммерческие и некоммерческие организации, а также органы государственной власти). Эта коллегия обладает 30 % голосов.

3. Коллегия « Солистов» (SOLISTES)  - физические лица, держатели карт SOL. Эта коллегия обладает 30 % голосов.

Все члены Ассоциации вносят ежегодные членские взносы. Задача Ассоциации - объединить людей, приверженных общим ценностям, и наладить между ними прочные связи в рамках системы кооперативного обмена, результатом которого должен быть полезный экономический, экологический и социальный эффект.  

В цели Ассоциации входит:

- примирить экономическую составляющую общественного устройства с человеческой (гуманистической), этической, экологической и общественной.

- сделать более видимой и заметной совокупность структур относящихся в Социальной и Солидарной Экономике.

- способствовать укреплению социальной сплоченности и бороться против социальной маргинализации.

- стимулировать кооперацию между различными участниками системы обмена.

Ассоциация управляется Административным Советом (АС), состоящим из 20 членов, избираемых на 4 года. Половина членов АС обновляется каждые 2 года. В АС есть представители всех 3-х Коллегий членов [4]. Работа членов АС не оплачивается, им могут быть, однако, возмещены расходы, связанные с их деятельностью в рамках Ассоциации.

АС ежегодно предоставляет отчет о деятельности и развитии системы. Согласовывает управление бюджетом ассоциации. Техническое обеспечение управлением деятельностью Ассоциации осуществляется Бюро Ассоциации. Официальным представителем Ассоциации, обладающим соответствующими юридическими полномочиями, является президент Ассоциации

Налаживание связей между участниками системы в рамках работы Ассоциации дополняет, таким образом, эффект от использования социальной валюты SOL.

SOL являются по сути электронными деньгами, не имеющими физического носителя — их учет производится с помощью электронных счетов (для зачисления и учета оборота SOL используются: интернет, карты с чипами — смарт-карты (их держателями являются  физические лица), платежные терминалы для зачисления/списания SOL на карты (держателями терминалов, соответственно, являются юридические лица). Каждое физическое лицо, участвующее тем или иным образом в системе оборота SOL получает именную смарт-карту. Существует три типа SOL, у каждого физического лица есть три счета SOL. Чип карты сохраняет информацию о трех типах SOL.

Физические лица могут получать SOL по трем каналам: от трех выше перечисленных  типов юридических лиц. Что соответствует трем типам SOL:

1) SOL - Кооперация (SOL Сoopération) — используется в основном в рамках взаимодействия между физическими лицами и коммерческими структурами, а также взаимодействия между коммерческими структурами. 

SOL – Кооперация - инструмент формирования стабильных долгосрочных взаимоотношений  между социально ориентированным бизнесом и социально-ответственными потребителями, программа схожая, но не тождественная обычным программам лояльности. Физические лица, покупающие товары и услуги во входящих в систему SOL коммерческих организациях, получают на свой счет определенное количество SOL – кооперация. Они могут потратить полученную валюту в любой коммерческой организации-участнике системы для оплаты части, а иногда и полной стоимости товара/услуги. SOL могут также использоваться в рамках обмена товарами и услугами между коммерческими структурами.

SOL-Кооперация  жестко привязана к евро, точнее, евро являются обеспечением SOL-кооперация. Для получения SOL для их дальнейшего использования в рамках взаимодействия с потребителями коммерческие организации получают SOL в обмен на евро: по курсу 1 SOL = 0,10 €. Обменом евро на SOL и хранением евро, взятых под обеспечение SOL, занимается банк системы (Crédit Coopératif). Банк занимается управлением капитала, полученного при обмене  евро на SOL,  и может делать его объектом финансовых вложений, не противоречащих целям системы и не идущих вразрез с принципами этики Ассоциации. Коммерческие структуры могут произвести обратный обмен валют —  SOL на евро с потерей 5 % стоимости. При этом физические лица не обладают правом производить обмен SOL на евро.

Важным свойством SOL-кооперация, делающим ее именно инструментом обмена, а не накопления, является применение системы демереджа к SOL, находящимся в руках физических лиц. Полученные SOL сохраняют свою стоимость в течение первых 3 месяцев после зачисления. В дальнейшем человек теряет 2 % SOL в месяц в течение последующих 9 месяцев и 3% в месяц — на протяжении 2ого года. Такая система «тающих денег» направлена на стимулирование интенсивности обмена. SOL, потерянные физическими лицами, однако, не уходят в никуда: они формируют коллективный фонд Ассоциации, целью которого является финансирование различных проектов (в рамках формирования культуры социальной ответственности и солидарности). Соответствующие проекты, предлагаемые к реализации Административным Советом или другими участниками системы, должны быть одобрены участниками в рамках Генеральной Ассамблеи участников. Ограниченным является также общий срок действия SOL – он равен 3 годам. К валюте, находящейся в руках коммерческих организаций демередж не применяется, ее срок действия, однако, также ограничен 3 годами [5].

В том случае если одна из организаций участников (коммерческая или некоммерческая) получает SOL для реализации коллективно одобренного проекта, она может использовать полученную валюту для оплаты товаров и услуг или передать полученную валюту своим волонтерам, участвующим в реализации проекта.

Для того чтобы стать участником системы оборота SOL, коммерческая организация должна являться структурой, в основе работы которой лежат принципы социальной и солидарной экономики. Изъявляя желание вступить в Ассоциацию SOL, коммерческая организация предоставляет административным структурам Ассоциации информацию (в формате досье) о своих практиках,  основанных на принципах социальной и солидарной экономики. Они могут включать в себя: социально ответственное поведение, экологически ответственное поведение (например, выбор соответствующих поставщиков), применение демократических и кооперационных практик (таких, например, как привлечение сотрудников к управлению предприятием, поощрение инициативы, прозрачность информационных потоков внутри предприятия и др.). Решение о принятии организации в систему принимается региональным комитетом SOL. Эти комитеты включают в себя представителей 3-х  коллегий  членов Ассоциации SOL. Коммерческая организация, ставшая членом Ассоциации должна предоставить информацию о своих товарах и услугах и возможности их частичной или полной оплаты в SOL для внесения этой информации в общий каталог коммерческих организаций, принимающих и начисляющих SOL. Коммерческие организации обеспечивают также предоставление смарт-карты SOL заинтересованным физическим лицам при покупке товаров или услуг в их заведении

Вторым видом валюты SOL является SOL-участие.  Оборот этого вида SOL происходит в рамках другой системы обмена между участниками. SOL-участие не могут быть использованы как SOL-кооперация для покупки товаров или услуг в коммерческих организациях. SOL-кооперация и SOL-участие используются в параллельных, не пересекающихся системах обмена, объединенных общими ценностями, а также общей организацией в рамках Ассоциации SOL.

2) SOL – участие (SOL Engagement[6]) – используется в рамках взаимодействия между физическими лицами и общественными некоммерческими организациями.

В отличие от SOL-кооперация, SOL-участие привязаны не к евро, а ко времени: 1 SOL = 10 минутам. SOL-участие зачисляются на счета физических лиц  некоммерческими/общественными организациями в обмен на участие в тех или иных солидарных проектах и социально ориентированной деятельности. Зачисление SOL-участие на карты активистов-волонтеров позволяет, во-первых, вести количественный учет их участию в солидарной деятельности. Оно позволяет также соответствующим некоммерческим общественным структурам организовывать обмен помощью между активистами-волонтерами. Обмен с использованием SOL-участие, перекликается, таким образом, с классическими банками времени. При этом особенность обмена временем в рамках SOL заключается в возможности получения SOL-участие не только от другого волонтера, но и от некоммерческих организаций за участие в солидарных проектах.

Важно отметить, что в рамках программы SOL-участие, активисты-волонтеры получают также доступ к определенным ресурсам, выделяемым органами власти для поощрения общественно-полезной деятельности. Так активистам-волонтерам, может, например, предоставляться бесплатное пользование услугами муниципальных учреждений (бассейна и т.д).

Обладатели SOL-участие могут также рассчитывать на скидки  при покупке товаров и услуг в коммерческих организация-участниках системы SOL.

3) SOL – предназначенные (SOL Affecté) – используется в рамках взаимодействия между  физическими лицами и органами власти.

Создание третьего вида SOL: SOL-предназначенные – выполняет функцию интеграции достаточно распространенной во Франции практики в единую SOL систему. Речь идет о предоставлении органами власти малообеспеченным и/или социально неинтегрированным гражданам сертификатов на получение определенного вида товаров и услуг (доступ в спортивные учреждения и т.д.). Зачисление SOL-предназначенных на SOL-карту нуждающихся в помощи граждан, позволяет последним получить в дальнейшем заранее обозначенный вид товара или услуги. Интеграция подобной практики властей в систему SOL направлена на формирование единого пространства социальной и солидарной экономики, объединяющего в рамках единой системы SOL различные виды социально ориентированной и солидарной деятельности различных лиц и организаций.

Именно такой комбинированный подход к использованию социальной валюты SOL отличает ее от многих других дополнительных валют, введение которых обычно направлено на структурирование обменов в рамках какого-то одного вида деятельности. Проект SOL, совсем недавно вышедший из стадии эксперимента и находящийся сегодня на стадии развития, отличается амбициозностью поставленных целей. Главной среди них является формирование единого пространства социальной и солидарной экономики, объединяющего ресурсы и деятельность людей, исповедующих принципы социальной ответственности и солидарности. SOL, несомненно, является одним и наиболее ярких примеров  использования дополнительных денежных систем для построения новых структур взаимодействия между людьми.

Важно отметить, что система SOL является демократической структурой открытой к реорганизации, к введению новых механизмов и трансформации тех элементов Системы, которые были зафиксированы на первом этапе ее практического построения. Развитие Системы определяют ее участники как на национально уровне (через Генеральную Ассамблею членов  национальной Ассоциации SOL), так и на региональном уровне через локальные структуры (среди них локальные ассоциации и региональные комитеты). 
При этом, система  является достаточно децентрализованной и развивающейся в своем темпе в каждом из регионов, где она получила распространение (сегодня таких регионов 9). Так, в некоторых регионах получила реальное практическое воплощение пока только SOL-кооперация, а SOL-участие на сегодняшний день получила очень ограниченное распространение.  В этой связи, сам механизм практического налаживания солидарных обменов временем остался не до конца проработанным.

Встречающиеся несоответствия между изначально прописанной концепцией проекта и его практической реализацией могут быть объяснены не только демократичностью и децентрализованностью Системы SOL, но также и ограниченностью финансовых средств, необходимых для качественного продвижения Системы и организации ее работы. Этот вопрос особенно остро встал после выхода проекта из стадии эксперимента и, соответственно, прекращения его финансирования Европейским Социальным Фондом.

Вопрос обеспечения стабильного финансирования деятельности Ассоциации SOL не раз обсуждался ее членами. Так, например, в 2009 году Генеральная Ассамблея SOL рассматривала вопрос введения 2-х схем финансирования национальной Ассоциации:

1)получение Ассоциацией процента от прибыли коммерческих организаций-участников системы.
2)получение Ассоциацией доли средств из финансирования, полученного локальными структурами Системы от государственных органов или частных фондов для реализации того или иного проекта.

На сегодняшний день, насколько можно судить из открытых источников, проблема финансирования деятельности Ассоциации SOL, а также технического обеспечения более активного продвижения проекта остается нерешенной.

Можно предположить, что комбинированный характер валюты SOL и  многоплановость Системы обменов с ее использованием обуславливают сложности в реализации проекта, с которыми столкнулись сегодня его участники-организаторы. Проект SOL, запущенный, однако, в не столь далеком прошлом, продолжает находиться на стадии развития, и можно надеяться на будущие успехи в его реализации, а также на формирование стабильно функционирующей и широко распространенной многоплановой системы солидарных и социально ориентированных обменов на базе SOL.

(Обзор подготовлен под руководством и при участии Дмитрия Шеймана)

ИСТОЧНИКИ:

1. Blanc Jérôme, « Contraintes et choix organisationnels dans les dispositifs de monnaies sociales », Annals of Public and Cooperative Economics,  80-4, 2009, pp. 547–577 .

2. Whitaker Celina, Delille Pascale « Le projet Sol : pour retrouver le sens des valeurs», dans  Jérôme Blanc (dir.), Exclusion et liens financiers : Monnaies sociales, Rapport 2005-2006, Paris : Économica, 547 p.

3. Сайт SOL: http://www.sol-reseau.org/


[1]    SOL является сокращением от французского Solidaire – солидарный.

[2]    Европейский Социальный Фонд (European Social Fund)  является одним из структурных фондов Евросоюза.

[3]    На первом этапе реализации проекта речь шла о 3-х регионах Бретань, Северный Па-де-Кале и Иль-де-Франс.

[4]    Представителей 1-ой Коллегии должно быть не менее 2 и не более 8; представителей 2-ой и 3-ей Коллегий должно быть не менее 2 и не более 6.

[5]    В течение первого года функционирования SOL (2007) на стадии эксперимента с января по октябрь оборот SOL был равен 36 500 ( или 3650 евро).

[6]    Engagement можно также перевести как вовлеченность (речь обычно идет об общественной или политической деятельности)

Комментарии:0
Только авторизированные пользователи могут оставлять комментарии.
Войти используя:                    
Следите за нами Вконтакте Facebook LiveJournal RuTube YouTube
© Учреждение культуры
«Клаудвочер»
При перепечатке следует указывать источник
Программирование — «Potapov studio»