Социальное предпринимательство – недавно возникший сектор экономики. Многое здесь дискуссионно. Социальное предпринимательство пытаются отнести либо к коммерческой либо к некоммерческой сфере. Мы же полагаем, что СП, хотя и имеет элементы и профитного и нон-профитного секторов, существует и развивается по своим собственным законам.
Если схематически представить бизнес в виде треугольника, а социальную деятельность в виде круга, то в результате их совмещения возникает новая трехмерная фигура – конус, которым мы и обозначаем социальное предпринимательство. У этой фигуры свои характеристики и свое расположение в социально-экономическом пространстве.
Рассматривая территорию бизнеса, мы видим, что главная цель здесь — получение прибыли. Эта цель и определяет мотивацию и логику поведения участников рынка.
Основная задача некоммерческого сектора — достижение максимального социального эффекта, решение общественно-значимых проблем. Следовательно, логика поведения, механизмы принятия решений, критерии успешности и пр. в этой среде выстраиваются в соответствии с обозначенной мотивацией.
То же самое происходит и в новом пространстве, лежащем отдельно и от сферы коммерческой, и от сферы некоммерческой деятельности. Здесь те же действующие лица, что и в профитном и нон-профитном секторах, но у них свои цели, система ценностей, взаимосвязи, логика поведения и мотивация. Своя система взаимоотношений, ориентированная на общественную пользу и решение общественно-значимых проблем. Мы предполагаем, что социальное предпринимательство – продукт именно этой среды. В этом новом пространстве формируется новая система взаимоотношений, которую мы называем Экономикой заслуг. Здесь происходит оценка не только экономической эффективности, но и социального вклада каждого участника в общественное благо. Поощрение, получаемое этим участником, зависит от достигнутого им социального эффекта. То есть, чем больше физическое или юридическое лицо делает для пользы общества, тем больше ресурсов, инвестиций и заказов оно получает. Выгодоприобретателем при этом оказывается не только сам человек или компания, чьи доходы возрастают, но и общество в целом, поскольку социально ориентированная деятельность идет в общую копилку.
Таким образом, в Лаборатории социальным предпринимателем принято считать любого предпринимателя, имеющего оформленные обязательства регулярно осуществлять определенный набор социальных действий для решения общественно-значимых задач.
Подробнее эти и другие аспекты рассматриваются экономикой заслуг.