Япония — одна из стран, в которых альтернативные валюты получили наибольшее распространение. В 2003 году в Японии существовало около 600 альтернативных валютных систем. Сегодня, в контексте быстрого старения населения страны, большая часть из них задействована волонтерскими структурами в сфере ухода за пожилыми людьми.

Особенной популярностью среди волонтерских организаций в этой сфере пользуются так называемые банки времени. Единицами капитала, учет которым ведут банки времени, являются часы, посвященные волонтером предоставлению ухода за пожилыми людьми или инвалидами. Накопленные часы могут быть использованы волонтером в дальнейшем для получения ухода за собой или за своими родственниками. Обмен такими единицами капитала, между членами волонтерской структуры происходит с помощью альтернативной валюты. На сегодняшний день в Японии не существует единой альтернативной валюты, используемой всеми банками времени, работающими в сфере ухода за пожилыми людьми и инвалидами. Это связано с тем, что большинство таких волонтерских организаций являются результатом локальных инициатив, они функционируют независимо друг от друга и от государственных органов. На этом фоне выделяется валюта фуреаи киппу или «билеты заботливого отношения» (известные в английском переводе как caring relationship tickets), которая используется не одним, а многими банками времени.

Фуреаи киппу является на сегодняшний день самой известной и, по некоторым оценкам, самой распространенной валютой, используемой в сфере ухода за пожилыми людьми в Японии. Волонтерские структуры, использующие фуреаи киппу, популярны среди людей, нуждающихся в уходе, они также заручились государственной поддержкой. К успеху фуреаи киппу в Японии довольно быстро прибавилась известность этой валюты за пределами страны. Так, например, в 2010 году о заинтересованности в том, чтобы перенять опыт фуреаи киппу заговорили в британском правительстве. Министр социального обеспечения Департамента здоровья Великобритании Пол Берстоу(Paul Burstow) заявил в октябре 2010 года, что развитие волонтерства по примеру японской фуреаи киппу может стать решением проблемы роста бюджетных расходов в сфере ухода за пожилыми людьми в Великобритании.

В отличие от западных стран в Японии альтернативные валюты были широко распространены до середины 19 века (а именно до централизации государства и абсолютизации центральной власти, связанных с формированием империи во второй половине 19 века). Традиция активного использования альтернативных валют была возобновлена в Японии после Второй мировой войны. Особенно бурным стал рост числа альтернативных валют в 80-ые и 90-ые годы.

Конец 20 века был также ознаменован активным развитием в Японии волонтерства. Первые волонтерские структуры, работающие в сфере ухода за пожилыми людьми и инвалидами, стали появляться в 70-ые годы.

Одной из первых волонтерских структур в этой сфере стала Сеть Волонтерского Труда, организованная Теруко Мизушима по принципу банка времени. Мизушима объясняла свой выбор часа в качестве единицы расчета между волонтерами тем, что высокая инфляция создала в стране ощущение нестабильности стоимости национальной валюты. Час человеческой жизни, как неподверженная инфляции единица, не может потерять изначальную стоимость с течением времени. Таким образом, накопление капитала для того, чтобы обеспечить для себя уход в старости, в часах, а не в йенах рассматривался Мизушима, как более надежный вариант, а также как инструмент, альтернативный тем, которые используются в рамках капиталистической и коммунистической экономических систем.

Важной особенностью таких волонтерских структур по уходу за пожилыми людьми и инвалидами, созданных в 80ые и в первой половине 90-х годов, было отсутствие у большинства из них формального юридического статуса, что в значительной степени затрудняло их деятельность. Отсутствие официальной аккредитации тормозило стабильное развитие банков времени и расширение их сетей, сильно затрудняло их финансирование. Оно также не позволяло достигнуть социального статуса, необходимого для налаживания связей с государственными структурами и с представителями бизнеса, важных для успешного развития волонтерских групп.

Так, например, глава волонтерской структуры Замечательный Клуб Пожилых Людей, Наоки Танака, рассказывал в своих воспоминаниях о трудностях, с которыми ему пришлось столкнуться в работе по расширению влияния Клуба. Отсутствие официального статуса зачастую не позволяло ему получить доступ к людям, занимающим высокое социальное положение. При этом даже тогда, когда Танаке удавалось, например, организовать встречу с представителями Министерства Здравоохранения и Социального обеспечения Японии, он не воспринимался государственными служащими как лицо, заслуживающее внимание. Одной из предметных форм проявления такого отношения являлся отказ представителей министерства от обмена визитками (в обмен на свою визитную карту Танака не получал карты представителя министерства). Что означало, что знакомство не рассматривалось министерскими сотрудниками как важное, и за ним не должно было последовать развитие отношений. Отсутствие признания и социального статуса не позволяло также более эффективно работать по привлечению волонтеров в организацию, а также искать источники финансирования организации.

Отношение государства к волонтерским структурам значительно изменилось в середине 90-х годов. Событием, способствовавшим переоценке деятельности волонтерских структур, стало землетрясение, произошедшее в районе города Кобе в 1995 году. Масштабы бедствия (более 6 тысяч людей погибло) не позволили государственным структурам самостоятельно эффективно справиться с работой по ликвидации последствий землетрясения. Огромную роль в ликвидации последствий землетрясения и оказании помощи пострадавшим сыграли волонтерские группы. Мобилизация волонтерских структур показала потенциальную силу японского гражданского общества. В середине 90-х годов волонтерство стало восприниматься обществом, а также и государственными органами, как инструмент решения существующих в Японии социальных проблем в некоторых аспектах более эффективный, чем усилия, принимаемые сверху государством. В 1993 году правящая Либерально-Демократическая партия Японии, находившаяся до этого у власти на протяжении 38 лет, была отстранена от управления страной. Что по оценке многих было связано с нарастающим недовольством населения страны по поводу неспособности правительства найти эффективные решения для ряда социальных проблем. Среди них большую обеспокоенность вызывало будущее пенсионного обеспечения и медицинского ухода для растущего числа пожилых людей.

Именно в этом контексте в 1998 году был принят закон о некоммерческих организациях, до введения которого получение статуса некоммерческой организации в Японии было недоступно огромному количеству волонтерских организаций. Более 6000 некоммерческих организаций было зарегистрировано в Японии со времени принятия этого закона. При этом многие из некоммерческих организаций, занимающихся организацией волонтерской деятельности по уходу за пожилыми людьми, были освобождены государством от налогов.

На этой же волне в 2000 году был также принят закон о введении на национальном уровне Системы страхования долгосрочного ухода. Революционность системы заключалась в переходе от выборочного государственного обеспечения ухода за пожилыми людьми, доступ к которому могли получить только самые финансово необеспеченные представители японского общества, к системе повсеместного обеспечения ухода, за всеми нуждающимися в уходе пожилыми людьми.

Японская Система страхования долгосрочного ухода гарантирует уход всем нуждающимся в нем людям старше 65 лет, а также людям старше 45 лет при заболевании болезнями, связанными со старением организма (такими, например, как болезнь Альцгеймера). Запущенная на национальном уровне, эта программа реализуется на уровне муниципалитетов, ответственных за организацию ухода и соответствующего распределения финансирования. 90 % финансирования программы обеспечивается государством (50 % выделяются из общих государственных фондов + введены дополнительные обязательные взносы на систему долгосрочного ухода для работающих людей старше 45 лет). 10 % стоимости ухода человек оплачивает сам.

К обеспечению ухода в рамках Системы могут привлекаться как коммерческие, так и государственные или некоммерческие структуры. Представители волонтерских некоммерческих структур, при этом должны получить сертификаты соответствующего уровня о квалификации, необходимой для ухода за пожилыми людьми. Большим спросом пользуется минимальный уровень ухода (например, обеспечение покупок необходимых товаров для пожилых людей и т.д.), требующий сертификата минимального уровня. (Для участия в программе человек должен подать заявку в государственные органы и пройти проверку для определения уровня необходимого ему ухода). За обеспечением минимального ухода пожилые люди зачастую обращаются именно к волонтерским структурам, в том числе использующим альтернативную валюту фуреаи киппу. Выбирая между уходом, предоставляемым банками времени или коммерческими/государственными структурами, многие пожилые люди предпочитают первых. Они отмечают значимость для них возникающих с волонтерами более тесных связей, теплых отношений. Вместе с уходом пожилые люди получают необходимое им человеческое внимание и заботу.

Одним из тех, кто активно лоббировал принятие нового закона о некоммерческих организациях, а также закона о введении Системы страхования долгосрочного ухода, был Тсутому Хотта, создатель альтернативной валютной системы фуреаи киппу.

Альтернативная валютная система фуреаи киппу возникла благодаря деятельности Фонда социального обеспечения Саваяка (далее Фонд) и инициативе ее руководителя Тсутому Хотта. Фонд был создан в 1991 году и, по некоторым данным, использование альтернативной валюты фуреаи киппу, в качестве единицы расчета за труд волонтеров, было введено в 1995 году. Бывший крупный чиновник Министерства Юстиции (по окончании его карьеры он был третьим по иерархии человеком в министерстве), Тсутому Хотта посвятил себя развитию волонтерской деятельности после своего ухода на пенсию в возрасте 58 лет. Одной из идей, легших в основу создания Фонда, стало вовлечение в волонтерскую деятельность таких людей как Хотта - вышедших на пенсию, но продолжающих занимать активную жизненную позицию и готовых направить свою энергию на общественно-полезную деятельность. При этом, занимаясь сегодня уходом за нуждающимися в нем пожилыми людьми, такие волонтеры-пенсионеры, смогут рассчитывать на такой же уход в ближайшем будущем со стороны других волонтеров организации. Волонтерами Фонда являются также студенты и представители других социальных групп.

Фонд и продвигаемая им валюта фуреаи киппу пользуются публичной поддержкой государства. При этом Фонд остается независимой структурой. Поддержка государства проявляется в признании Фонда в качестве наиболее яркой и развитой волонтерской структуры по уходу за пожилыми людьми в Японии. Государственные органы также оказывают содействие Фонду в области создания и развития его новых локальных отделений (например, оказывая финансовую поддержку).

Фонд на сегодняшний день является одной из наиболее крупных волонтерских сетей, занимающихся обеспечением ухода за пожилыми людьми. В различных регионах страны у Фонда около 2 000 локальных структур и около 150 представителей, которые занимаются консультациями и поддержкой тех, кто хочет создать новые локальные ответвления Фонда. Задачей Фонда является привлечь к волонтерской деятельности 12 миллионов человек (10 миллионов работающих людей и 2 миллиона представителей молодежи). Как уже упоминалось выше, главной особенностью альтернативной валюты фуреаи киппу является ее использование также другими волонтерскими организациями, согласившимися сотрудничать с Фондом. К таким волонтерским организациям – партнерам Фонда относятся, например, Ассоциация Жизненного Ухода города Кобе и Ассоциация Японской Системы Ухода.

Одной из главных задач Тсутому Хотта при создании фуреаи киппу было объединить многочисленные локальные независимые волонтерские организации, занимающиеся уходом за пожилыми людьми, разбросанные по всей стране, в некую единую структуру для создания децентрализованного, но при этом единого банка времени. Хотта стремился реализовать такую схему сотрудничества между разрозненными волонтерскими группами, которая позволила бы людям, использовать накопленные часы не только через организацию, членами которой они являются, но и через другие родственные организации, что ранее было невозможно. Именно с этой целью Хотта начал работу по организации сотрудничества между своим Фондом и другими волонтерскими организациями. Одной из форм и в то же время инструментов такого сотрудничества стало использование организациями-партнерами в своей деятельности валюты фуреаи киппу. Для учета накопленных волонтером фуреаи киппу используются электронные базы данных. Также были созданы два клиринговых центра при поддержке национальных и региональных властей, которые позволяют производить перерасчеты межу различными организациями и использовать валюту, накопленную в одной локальной структуре через другую волонтерскую организацию, находящуюся в другой префектуре.

При этом, несмотря на то, что кто-то откликнулся на призыв Хотта и Фонда Саваяки к присоединению к системе фуреаи киппу, многие волонтерские структуры отказались от предложения Хотта. Особенностью японских волонтерских групп, является стремление подчеркнуть свою уникальность, что противоречит продвигаемой Хотта идее необходимости унификации системы учета часов и тесного сотрудничества в этой области между различными банками времени. Нетипичное для многих других руководителей банков времени желание Тсутому Хотта объединить усилия и ресурсы возможно является результатом влияния на главу Фонда американской культуры. Известно, что проживший некоторое время в США Хотта был вдохновлен на создание Фонда примерами американских банков времени.

Таким образом, сегодня в Японии наряду с организациями, использующими фуреаи киппу, существует большое число других альтернативных валют, такие как, например, L-карты, используемые Сетью Волонтерского Труда (упоминавшейся выше).

1 фуреаи киппу зачастую приравнивается к 1 часу ухода. Однако курс фуреаи киппу/час может варьироваться в зависимости от типа выполняемой работы. Время, потраченное на некоторые виды ухода за пожилыми людьми или инвалидами, такие как помощь в осуществлении личной гигиены, могут, например, оцениваться по курсу 2 билета за час.

Фуреаи киппу могут быть использованы волонтером не только при достижении им пожилого возраста. Накопленная валюта может быть также использована волонтерами для обеспечения ухода за своими родственниками, проживающими в других регионах страны. При этом операция по зачету накопленной валюты, как упоминалось выше, происходит через посредничество клиринговых центров, созданных Фондом.

Наряду с фуреаи киппу труд волонтеров, объединенных деятельностью организаций, использующих валюту фуреаи киппу, может также оплачиваться йенами.

Оплата труда волонтеров (будь то йены или фуреаи киппу) не раз критиковалась представителями западных стран, обсуждавших идею перенять опыт фуреаи киппу для решения проблемы обеспечения ухода стареющему населению. Философия же, легшая в основу создания фуреаи киппу, опирается на идею необходимости оплаты труда волонтеров. Тсутому Хотта является активным защитником поощрения волонтерства :

«В прошлом казалось естественным не оплачивать труд волонтеров, потому как они рассматривались, как благословенные люди, помогавшие тем, кто не был в равной степени благословлен. Однако, сегодня отношения между людьми не вертикальны, а горизонтальны. Для всех могут наставать времена, когда они нуждаются в помощи. Люди получают и отдают взамен. Система банков времени – инструмент горизонтального общества» [1] (Тсутому Хотта).

Киппу на японском языке - билет. Фуреаи - термин, обозначающий эмоциональную связь между людьми разных поколений и/или разных профессий. Использование термина фуреаи возможно в японском языке, если речь идет: об общественно полезной деятельности; об эмоциональной стороне отношений между людьми, а не об обоюдном интересе и деловых договоренностях; о контакте между людьми лицом к лицу, а не через интернет, телефон и другие средства связи.

В основе создания Фонда и выбора названия, используемой им альтернативной валюты, лежит стремление Тсутому Хотта создать новые общественные отношения и противодействовать распаду традиционных связей, в японском обществе, атомизации его членов, распространению индивидуализма и доминированию материальных ценностей. Особенно болезненно Хотта воспринимал растущий разрыв связей между различными поколениями японцев и негативные перемены в общественных настроениях людей в области отношения к пожилым людям. Целью Хотта было создать новые социальные сети через развитие волонтерства и укрепление институтов взаимопомощи в японском обществе.

Тсутому Хотта призывает японцев к переходу от корпоратизма ( в центре всего стоит корпорация и деловые отношения) к волонтерству. «В период высокого экономического роста людьми полностью завладели материальные устремления, и они были готовы сделать все необходимое для достижения успеха в рамках соответствующей системы ценностей: поступали в наиболее престижные университеты, искали работу в наиболее успешных корпорациях, и стремились получить наибольшую зарплату. Но мы стали понимать, что настоящее счастье не может быть достигнуто таким путем, и мы вступили в эру стремления к реализации желаний сердца… Государство или корпорации не могут дать нам счастья. Но тогда, когда мы сформируем гражданское общество через участие граждан, волонтеров и некоммерческих организаций,… мы получим общество, в котором люди будут жить на протяжении всей своей жизни, обладая духовным богатством» [2]. (Тсутому Хотта).

Идея необходимости построения горизонтального общества, а также развития волонтерства как инструмента восстановления социальных связей между людьми может быть востребованной сегодня в России. Как и в Японии в период высокого экономического роста, в постсоветской России доминирование материальных ценностей, наряду с другими последствиями политической и экономической трансформации, привели сегодня к атомизации членов общества и распространению индивидуализма. Результатом распада социальных связей стало нежелание большинства российских граждан участвовать в развитии общества и государства, нежелание участвовать в формулировании правил общежития на долгосрочную перспективу. Распространенной стала идея о том, что у России нет будущего, прямыми последствиями чего стали фрустрация и апатия, завладевшие одними членами общества и рост эмиграции других. Построение новых социальных сетей через развитие волонтерства может стать одним из эффективных инструментов восстановления общественных связей в России. В данном контексте, опыт представителей японского гражданского общества в этой области является, безусловно, заслуживающим внимания.

Обзор подготовлен под руководством и при участии Дмитрия Шеймана.


Примечания

[1] Цитата из: Miller E.J., Both borrowers and lenders : time banks and the aged in Japan, thesis submitted for the degree of Doctor of Philosophy of the Australian Natioanl University, 2008, p.199.

[2] Цитата из: Lynne Y. Nakano, Community volunteers in Japan: everyday stories of social change, Oxon, Routledge Curzon, 2005, p.54

Источники

  1. Campbell J.C., Ikegami N., «Long-term care insurance comes to Japan», Health Affais, 19, no.3, 2000, pp.26-39.
  2. Kaplan M., Kusano A., Tsuji I., Hisamichi S., Intergenerational programs: support for children, youth, and elders in Japan, New York, State University of New York Press, 1998
  3. Lietaer B., Kennedy M., Monnaies régionales: De nouvelles voies vers une prospérité durable, Paris, Éditions Charles Léopold, 2008
  4. Lietaer B., «Complementary Currencies in Japan Today : History, Originality and Relevance», International Journal of Community Currency Research, Vol.8, 2004, pp.1-23
  5. Miller E.J., Both borrowers and lenders : time banks and the aged in Japan, thesis submitted for the degree of Doctor of Philosophy of the Australian Natioanl University, 2008.
  6. Nakano L.Y., Community volunteers in Japan: everyday stories of social change, Oxon, Routledge Curzon, 2005
Комментарии:0
Только авторизированные пользователи могут оставлять комментарии.
Войти используя:                    
Следите за нами Вконтакте Facebook LiveJournal RuTube YouTube
© Учреждение культуры
«Клаудвочер»
При перепечатке следует указывать источник
Программирование — «Potapov studio»