ТРЕТИЙ ПУТЬ

На сегодняшний день можно выделить два основных направления развития сельского хозяйства - промышленное и традиционное.

Наиболее распространенным является промышленное направление. Оно  подразумевает использование химических удобрений и пестицидов, различных кормовых добавок, генетически модифицированных организмов и семян, а также тяжёлой сельскохозяйственной  техники. Для аграриев это наиболее прибыльный способ ведения дел, однако, при этом окружающей среде наносится непоправимый ущерб. Прежде всего, происходит разрушение почвы. В природе при хорошем и постоянном достаточном растительном покрове для естественной регенерации  слоя почвы в 2,5 см  требуется до тысячи лет, и зависит это от климатической зоны. Однако при глубокой вспашке и внесении высоких доз минеральных удобрений его можно потерять уже за год. По оценкам исследователей, количество территорий, непригодных для выращивания культурных растений, ежегодно увеличивается на 1,5 млн. гектаров. (1) Кроме того,  комплексное разрушение почв и растительного покрова ведет к уничтожению  природных мест обитания многих видов животных. Непродуманное осушение или орошение земель может привести к нарушению водного режима на значительных территориях. В целом в результате хозяйственной деятельности человека происходит загрязнение вод (как поверхностных, так и грунтовых), исчезновение лесов, деградация экосистем.

Второй путь - это так называемое традиционное, или органическое сельское хозяйство. Для него характерно активно применение севооборота и полный отказ от химических удобрений. Главное преимущество этого метода - получение здоровых, экологически чистых продуктов, однако у него есть и серьезные недостатки. Прежде всего, это высокие трудозатраты, а кроме того, урожайность органического земледелия обычно на 20-50 %  меньше, чем промышленного, что ощутимо сказывается на стоимости продукции. (2)

Пермакультура предлагает третий путь развития. Сам этот термин образован из двух английских слов -  permanent (постоянный) и agriculture (сельское хозяйство). Это система ведения аграрного бизнеса, основанная на взаимосвязях, существующих в естественных экосистемах, а также в целом подход к проектированию пространства, окружающего человека. Ее основной принцип заключается в создании устойчивых систем, которые обеспечивают собственные нужды и перерабатывают свои отходы.

Пермакультура удовлетворяет основным принципам органического земледелия, однако главное отличие состоит в том, что после создания такой экосистемы для её функционирования уже не требуются ни интенсивный физический труд, ни дополнительные вложения. В пермакультуре используются как традиционные сельскохозяйственные методы, так и современные технологии.

ПЕРМАКУЛЬТУРА – ЧТО ЖЕ ЭТО ТАКОЕ?

Что же представляет собой пермакультура на практике?

Ее основным инструментом  является пермадизайн, где все элементы системы находятся в тесной взаимосвязи.  Жилой дом, ограда, огород, плодовые деревья, домашние животные должны быть размещены в правильных местах, чтобы весь сельскохозяйственный комплекс функционировал с максимальной эффективностью.

Главная задача – остановить утечку энергии и питательных веществ за его пределы  и вместо этого придать процессу циклический характер, чтобы, например, кухонные отходы перерабатывались для компоста, навоз служил бы удобрением, а вода, которая была уже использована в доме, употреблялась для поливки.  (3)

Запруду или резервуары для воды желательно расположить выше, чем дом, чтобы для подачи воды вместо насоса можно было использовать силу  гравитации. Ветроломы надо размещать таким образом, чтобы они отклоняли ветер, но при этом в зимнее время  не заслоняли дом от солнца. Огород лучше всего расположить между домом и загоном для кур так, чтобы можно было собрать огородный мусор по дороге в загон, а куриный помет легко перебросить в огород, и так далее. (4)

Для повышения энергетической эффективности зданий могут быть использованы вьющиеся растения: при правильном подходе они не разрушают стены, а защищают от перепадов температур, тем самым увеличивая срок их службы.

Еще на этапе планирования участок желательно разделить на зоны и разместить его элементы в зависимости от того, насколько часто они используются. Те объекты хозяйства, которые необходимо посещать ежедневно (теплица, курятник, огород) должны быть расположены рядом с домом, тогда как места, которые не нуждаются в постоянном внимании (сад, пастбище, участок леса), можно разместить на некотором расстоянии.

Вместо традиционной монокультурности пермакультура предлагает смешанные посадки: если специально подобранные  разные виды растений живут рядом, между ними возникает не конкуренция, а симбиоз. Представителям разных видов требуются разные питательные вещества, более того, они даже помогают друг другу - например, опавшие листья удобряют почву.

Еще одна характерная особенность пермакультуры - ярусность, когда деревья, кустарники, овощи и травы растут вместе, друг над другом, как в лесу. Такая структура помогает повысить продуктивность, поскольку позволяет выращивать сразу несколько культур на одном участке. Отличительная черта пермакультуры - так называемые земельные гряды и кратерные сады, когда разные растения высаживают друг над другом ступенями. Благодаря такому методу увеличивается посевная площадь, а также возникают различные зоны микроклимата.

Пермакультура предлагает создание самофункционирующей замкнутой системы производства сельскохозяйственной продукции, где использование законов природы сочетается с определенными эстетическими принципами, выражаемыми в ландшафтном дизайне участка.

По мнению Билла Моллисона, теоретика пермакультуры, у нее есть этическая основа, и она может быть выражена тремя понятиями: забота о Земле, забота о человеке, а также вложение собственного свободного времени, денег и материалов для осуществления первых двух целей наилучшим образом. Забота о Земле включает в себя действия, которые бы не наносили вреда природе, восстановительную работу, оправданное и умеренное расходование ресурсов, а также работу над созданием полезных или безвредных для окружающей среды систем. Забота о людях подразумевает удовлетворение наших потребностей в еде, крыше над головой, образовании, достойной работе, а также в человеческом общении. Хотя люди составляют лишь малую часть природы, они оказывают  на нее решающее воздействие. Если мы сами сможем обеспечить свои основные потребности, то тогда у нас отпадает необходимость разрушать окружающую среду. Системе пермакультуры свойственна этика жизни, которая признает ценность, присущую всему живому, даже если оно и не имеет никакой коммерческой ценности для нас. Таким образом, этика пермакультуры распространяется на все аспекты экологии, а также экономической и общественной жизни. Сотрудничество, а не соревнование - вот ключ ко всему. (5)

Пути практической реализации этих принципов могут быть следующими:

- Принятие в расчет долговременных последствий своих действий. Выполнение всего возможного для обеспечения стабильности.

- Использование местных видов или тех видов, о которых заранее известно, что они приживутся в данных условиях. Бездумное использование потенциально агрессивных видов может привести к нарушению баланса в окружающей среде.

- Возделывание, по возможности, наименьшего  участка земли. Разработка малоразмерных, энергоэффективных  интенсивных систем вместо больших по размеру экстенсивных и энергоемких систем.

- Использование поликультуры вместо монокультур, что обеспечивает стабильность и позволяет быть готовым к переменам, как экологическим, так и социальным.

- Увеличение разнообразия производимых продуктов; учет общей суммы продуктов, производимых системой, куда входят однолетние и многолетние растения, зерновые культуры, деревья и животные. Сэкономленная энергия рассматривается также в качестве произведенного продукта.

- Использование  естественных (солнце, ветер и вода) и биологических (растения и животные) систем  для сохранения и производства энергии.

- Возрождение  практики производства продуктов питания в городах.

- Помощь людям в обретении независимости и содействие в развитии групповой ответственности.

- Восстановление плодородия почвы.

- Использование всего на оптимальном уровне и утилизация отходов.

- Поиск путей  решения проблем, а не самих проблем.

- Работа должна вестись там, где это имеет смысл (надо сажать дерево там, где оно приживется, и помогать тем людям, которые действительно хотят чему-нибудь научиться). (5)

НЕМНОГО ИСТОРИИ

Люди издавна использовали отдельные элементы пермакультуры, делая это интуитивно или взяв за образец природные экосистемы. Такие примеры высокоэффективного ведения хозяйства можно встретить и сегодня - например, на Филиппинах. Очень часто участок земли, прилегающий к дому, составляет всего 10-12 квадратных метров, и, тем не менее, он способен обеспечить основную часть пропитания для всей семьи. Многие дома там строят на сваях, а под ними устраивают место для домашнего скота. Все отбросы скармливают животным, а навоз используется для огорода, окружающего дом. Вьющиеся растения, такие, как бобы, тыквы и другие, защищают дом от жары и обеспечивают его жителей  пищей, а быстрорастущие деревья идут на топливо. (6)

Таких примеров эффективного использования принципов пермакультуры можно найти немало, однако сама эта теория была сформулирована сравнительно недавно. Сам термин «перманентная агрокультура» появился в начале ХХ века — его предложил американский ученый, физик-почвовед Франклин Хирам Кинг в своей работе «Фермеры  четырех тысячелетий, или Перманентная Агрокультура в Китае, Корее и Японии», изданной в 1911 году.  

Позднее эту тему разрабатывал американец  Джозеф Рассел Смит в книге «Лесозаготовки: Перманентная агрокультура». По его словам, «когда мы развиваем агрокультуру подходящим образом, мы получаем почти вечную плодоносящую землю».(7) Смит утверждал, что глубокая вспашка - одна из основных причин разрушения плодородных почв и опустынивания, она приводит к регрессирующему циклу  «Лес – поле – плуг – пустыня».

Особо стоит отметить работы  Масанобу Фукуока, который пропагандировал  методы пермакультуры в Японии. В своей  книге «Революция одной соломинки» Фукуока, пожалуй, наилучшим образом сформулировал суть пермакультуры - это философия сотрудничества с природой, а не борьбы с ней. (8)

Пермакультура в нашем современном понимании сформировалась во второй половине ХХ века, когда в сельском хозяйстве началось широкое применение химических удобрений, ядов для борьбы с вредителями и других методов, наносящих непоправимый урон окружающей среде. Именно пермакультура  была предложена в качестве альтернативы промышленному сельскому хозяйству, которое приводит к истощению земельных и водных ресурсов. Сама эта концепция была подробно разработана двумя австралийскими учеными - Биллом Моллисоном и Дэвидом Холмгреном. В 1978 году они издали книгу под названием «Пермакультура-1», в которой изложили  свои идеи о стабильных системах агрокультуры.

Если первоначально исследователи рассматривали пермакультуру в узком смысле - например, использование ее практических принципов в садоводстве, то позднее эта идея расширилась до создания экопоселений и даже  возникновения новой философии.

Одним из основоположников практической пермакультуры считается австрийский фермер Зепп Хольцер. Его знаменитое поместье «Краметерхоф» в австрийских Альпах, где он регулярно проводит свои семинары, является образцом применения методов пермакультуры.  Площадь поместья, расположенного на склоне горы,  составляет 50 гектаров. Перепад высот достигает 400 метров, а климат достаточно суровый – среднегодовая температура составляет всего 4,5 градуса по Цельсию (это соответствует показателям северо-западной части России). Казалось бы, не самые лучшие условия, однако всё это обширное хозяйство успешно обрабатывают всего 3 человека, и при этом проект «Краметерхоф» экономически выгоден. Кроме того, здесь прекрасно прижились растения, которые теоретически не могут расти на такой высоте (1500 метров над уровнем моря). У Хольцера вызревают абрикосы и сливы, плодоносят киви и виноград.

Выступая против европейской аграрной политики,  принципов монокультурности и активного применения химии в сельском хозяйстве, Хольцер своими главными противниками считает чиновников, а также химические и фармацевтические компании.  Зепп Хольцер пишет книги, проводит консультации для сторонников пермакультуры по всему миру, а также принимает участие в различных проектах по преобразованию ландшафтов. (9)

Хольцер регулярно бывает в России и странах бывшего СССР,   где организованы двухгодичные курсы для желающих познакомиться с методами пермакультуры. С 2010 года в нашей стране действует  Центр пермакультуры Зеппа Хольцера, организующий семинары и консультации.

ПЛЮСЫ И МИНУСЫ

Пермакультура не является жестко регламентированным сборником готовых рецептов, она дает большой простор для творчества. Способы и методы  достижения ее принципов в каждом конкретном случае выбирает тот, кто создает свою пермакультурную систему, будь то сад, огород, парк или поселение.

Пермакультура  позволяет использовать организующую силу человеческого разума вместо мускульной силы или энергии природного топлива. Возникнув, как разновидность агрокультуры, пермакультура сегодня включает в себя строительство, очистку воды, системы финансов, социальные отношения – то есть разумную организацию устойчивой среды обитания человека.

По мнению Зеппа Хольцера, сама попытка гармоничного сосуществования с природой дает бесценный опыт,  мотивирует человека поступать как мыслящая личность, перед которой стоит задача управления, а не борьбы.  «Не опекать людей, а дать им возможность проявить свои способности», - вот один из постулатов философии пермакультуры.  Практическим примером можно считать проект  «Берта», реализованный при участии Хольцера в австрийском городе Бад-Аусзее. Это территория, специально приспособленная  для людей в инвалидных колясках. Здесь организованы участки для выращивания разнообразных сортов овощей и фруктов, созданы уютные уголки для развития восприятия и осязания, «сад моторики» для тренировки опорно-двигательного аппарата, «водный сад» и «каменная арена» — место для общих собраний всех участников проекта. (10) Эффект от реализации этого проекта оказался потрясающим. Кардинальным образом улучшилось психологическое состояние людей, которые ощутили интерес к жизни и почувствовали свою значимость, самостоятельно обеспечивая себя многими продуктами питания.

Пермакультура удовлетворяет основным принципам органического земледелия, поскольку  старается создать естественную экосистему и отказывается от использования химических удобрений, пестицидов, регуляторов роста растений  и генетически модифицированных организмов и семян. Органическое земледелие на сегодняшний день приобретает особое значение – люди стали все чаще задумываться о том, что именно они едят. По данным статистики, пятьдесят шесть процентов американских потребителей говорят, что предпочитают натуральные продукты, приводя при этом самые разнообразные причины, связанные  со здоровьем, экологией и этикой. Сегодня все больше потребителей готовы переплачивать за подлинное качество. Неудивительно, что на самых дорогих французских сырах должен значиться точный адрес двора–производителя, а на некоторых даже печатают портреты крестьян. Чем более локальным является продукт, тем выше его ценность. В наши дни наиболее состоятельная и культурная часть общества начинает переосмысливать  свое отношения к брэндам. Людей интересуют уже не упаковка и слоган, а прежде всего качество и происхождение товара. Продавцы экологически чистой продукции гораздо менее зависимы от прямой рекламы, а вот известные, раскрученные супербрэнды могут вызывать недоверие. Это и неудивительно:  если компания изначально специализировалась на дешевых  и массовых продуктах питания, а затем вдруг стала призывать к здоровому  образу жизни, в искренность подобных заявлений верится с трудом.(11)

В то же время новые марки и небольшие компании в такой ситуации  пользуются большим доверием. Именно такими и могут стать сельхозпредприятия, действующие на принципах пермакультуры.

Из чисто практических преимуществ пермакультуры достаточно упомянуть  отсутствие узкой специализации. В сельском хозяйстве монокультурность может быть слишком рискованной. Например, Зепп Хольцер первоначально старался найти свою определенную нишу и занялся разведением грибов. Дело шло весьма успешно, но однажды продажи грибов резко упали, и Хольцер едва не разорился. В таких ситуациях производство сразу нескольких видов продукции придает уверенность в завтрашнем дне.(9)

При всех своих достоинствах пермакультура в ближайшее время вряд ли сможет стать основой для сельского хозяйства или составить реальную конкуренцию промышленному земледелию. Прежде всего, это связано с тем, что аграрный бизнес сам по себе достаточно рисковый, поскольку во многом зависит от капризов природы, и прогнозировать точные экономические результаты сельскохозяйственной деятельности весьма сложно. А реализация инновационных проектов по пермакультуре может быть весьма дорогостоящей – по крайней мере, на первом этапе.

Кроме того, многое зависит здесь и от человеческого фактора. Глава хозяйства, построенного на принципах пермакультуры, должен быть первоклассным специалистом своего дела,  прекрасно разбираться в законах природы и обладать профессиональной интуицией.  Не менее важно мотивировать наемный персонал, который будет трудиться на крупном сельхозпредприятии. Здесь необходимы высокая самоорганизация, увлеченность и терпение. Пермакультура - это высшая ступень развития сельского хозяйства, к которой можно прийти лишь самостоятельно и осознанно.

Многие эксперты сходятся во мнении, что пермакультура — скорее образ жизни, а не бизнес. Она никогда не станет дешевле, чем индустриальное производство, и хотя при грамотном подходе пермакультура может быть высокорентабельной, она все равно останется «штучным товаром». По словам Сергея Нефедова, руководителя крестьянского хозяйства «Глазово», «пермакультуру можно назвать золотой серединой между бизнесом и хобби». Если же для человека сельское хозяйство – основной или единственный источник существования, он будет стараться «получить максимальный доход за минимальный промежуток времени и с наименьшими затратами». Александр Бродовский, владелец экофермы «Горчичная поляна», также считает, что идеи Хольцера хороши только для небольших участков. (12)

Поэтому неудивительно, что наиболее успешные примеры построения сельского хозяйства на принципах пермакультуры сегодня можно наблюдать на приусадебных участках, небольших фермах и в экопоселениях.  

ПЕРМАКУЛЬТУРА В ЭКОПОСЕЛЕНИЯХ

Первые экопоселения в современном понимании этого слова возникли в США и Европе в 60-е годы ХХ века. Это было время активизации движения хиппи, роста интереса к внутреннему миру человека и осознания экологических проблем, нависших над человечеством. Как правило, экопоселения строились (и строятся) на основе какой-либо основополагающей идеи.  Обычно в них объединяются не случайные люди, а  единомышленники, готовые при необходимости поддерживать друг друга как экономически, так и морально. Такое поселение может существовать как в форме общины, так и виде сотрудничающих между собой отдельных хозяйств. В настоящее время в мире насчитываются десятки тысяч экопоселений, объединяющих самых разных людей, стремящихся к решению личных и глобальных экологических проблем. Как правило, в таких поселениях  реализуется идея бережного природопользования,  их жители  активно используют альтернативную энергетику (солнечные батареи и ветряные двигатели) и природосберегающие технологии. Многие из таких  экодеревень основаны на принципах пермакультуры.

Прежде всего,  это, конечно, «Кристальные Воды» - самая известная  в мире пермакультурная деревня, созданная в 1985 году в Австралии и занимающая более 250 гектаров. Сегодня здесь проживают приблизительно 150 человек - постоянные жители плюс гости. В уставе поселения выдвигается только одно требование - содержать "Кристальные Воды" как тихую, культурную и экологически устойчивую общину. Для этого необходимо гармоничное сочетание сделанного людьми с природной средой, экономия энергопотребления, использование передовых методов землепользования и строительства, вторичная переработка отходов, поощрение и стимулирование взаимопомощи.

Сегодня в «Кристальных Водах» действует  консультационный бизнес, два питомника, печатная и секретарская служба, здесь работают художники и ремесленники, травники, оказываются строительные и туристические услуги. Кроме того, предлагаются различные курсы.

В «Кристальных Водах» имеется два древесных питомника (один из них специализируется на бамбуке). Многие жители поселения на принципах пермакультуры выращивают продукцию для рынка, однако, ее производство — не самоцель. Основная задача заключается в том, чтобы достичь высокой степени самообеспеченности.

По словам вдохновителя и основателя общины Макса Линдеггера,

«устойчивое сельское хозяйство есть нечто большее, чем просто система обеспечения продовольствием. Это краеугольный камень, чье влияние проникает во все потребности нашей жизни в деревне». По его мнению, главная задача заключается в «развитии сельского сообщества, ставящего своей целью разнообразие пищевых продуктов и источников энергии, экономических предприятий и общественной активности, которые приведут к большей стабильности и устойчивости к суровым изменениям, будь то экологические, политические, экономические или социальные». (13)

Еще одно известное экопоселение, в котором используются принципы пермакультуры, расположено в Португалии и носит название «Тамера». В его создании и организации лично принимал участие известный дизайнер пермакультуры Зепп Хольцер. На территории «Тамеры» находится семь озер, вокруг каждого озера расположены несколько уровней террас, на которых возделываются огородные культуры, а по краям террас посажены тысячи диких и фруктовых деревьев. Между деревьями растут плодовые кустарники и многолетние травянистые растения. Таким образом, реализуются основные идеи пермакультуры - максимальное биоразнообразие, продуманная планировка местности, достаточное количество воды, саморегуляция, минимум усилий для получения сельскохозяйственной продукции и эстетическая красота. За посадками ухаживает небольшая группа жителей, не более 10 человек, при необходимости привлекая участников семинаров или гостей, которых сюда приезжает немало. Помимо земледелия, жители поселения занимаются строительством, работой в образовательном центре, ухаживают за животными, обслуживают технику. Работа на благо поселения является одним из основополагающих принципов сообщества. Сами жители называют «Тамеру» центром исследования будущего, где отрабатываются новые социальные, экологические и экономические модели, и утверждают, что община — наилучшая форма организации человеческого сообщества. (14)

В России сегодня также существует немало экопоселений, многие из которых используют принципы и методы пермакультуры.

«Поселенцев» можно условно разделить на две группы. Одни уезжают из города, стремясь приблизиться к природе, жить с ней в гармонии, и по возможности  основать родовые поселения. Вторая группа - это предприниматели, которых волнует прежде всего материальная сторона вопроса, рентабельность хозяйства.

Стоит отметить, что в отличие от агропромышленности, которая делает ставку на интенсивное земледелие, экологическое сельское хозяйство достаточно архаично, ему требуется минимум технологий (в том числе химии и генной инженерии). И  здесь запущенность российской земли неожиданно обернулась выгодной стороной. На большей части территорий, предназначенных для сельского хозяйства, аграрные технологии давно не использовались, многие поля заброшены. Конечно, для развития промышленного сельского хозяйства это очень плохо, зато для органического земледелия и пермакультуры - именно то, что надо. По мнению многих европейских консультантов, в России сложились идеальные условия для развития экологического производства.(15)

Среди наиболее известных российских экопоселений, использующих принципы пермакультуры, стоит отметить «Миродолье», расположенное в Московской области, которое уже на протяжении нескольких лет активно сотрудничает с Зеппом Хольцером. Совместный проект поселения родовых поместий «Миродолье» и Учебно-практического Центра Пермакультуры Хольцера в России неоднократно проводил различные семинары и консультации.

«Миродолье» позиционирует себя как поселение на основе принципов самоорганизации и самообеспечения, одна из основных задач которого -  установление гармоничных отношений с природой и осуществление на этой основе природосберегающей и эффективной хозяйственной деятельности. Его главная цель -  «создание условий для восстановления экологии земли и обустройства родовых поместий, согласно концепции гармоничного сосуществования человека и природы и их совершенствования».

В проекте участвуют около 110 семей, общая территория поселения -  250 гектаров. Жизнь в «Миродолье» строится в соответствии с рядом правил: не загрязнять почву, недра, воздух и воду, использовать только органические удобрения и технологии щадящего землепользования, стремиться к обустройству насаждений таким образом, чтобы земля могла самовосстанавливать свое плодородие, по возможности применять возобновляемые источники энергии. (16)

Еще один интересный пример — социально-экономический проект «поселение пермакультуры «Ладное» в Пермском крае. Главная его задача - «создание Родовых Поместий как механизма ведения долговременного сельского хозяйства, т.е. создание гармоничных взаимосвязей человека и природы». (17)

Основными принципами развития сообщества являются:

1. Взаимное уважение и братская помощь;

2. Доверие, сотрудничество и взаимовыручка;

3. Ответственность каждого за всё происходящее в поселении;

4. Гармоничное и бережное отношение к окружающей природе;

5. Уважение права на личное пространство.

В поселении имеется питомник плодово-ягодных культур, агрокомплекс, инкубатор, пасека. Помимо работы на земле, участники социально-экономического проекта «Ладное» проводят семинары и лекции, организуют праздничные мероприятия, занимаются реализацией своей экологически чистой продукции.

На принципах пермакультуры действует и экопоселение «Серенити» в Тверской области. Строительство и работы здесь ведутся без ущерба для природы, с автономными системами очистки вод и энергоэффективными конструкциями домов. Практикуется земледелие без использования химикатов. В поселении было создано несколько холмистых гряд, на которых успешно выращиваются овощи и зелень. (18)

Принципы и методы пермакультуры с успехом применяют небольшие фермерские хозяйства, занимающиеся производством и реализацией аграрной продукции. В  качестве примера можно привести фермерский проект «Эко-зелень», основанный в 2010 году и занимающийся выращиванием и доставкой овощей и зелени из Липецкой области  в Москву и Подмосковье. На ферме не используются гербициды, стимуляторы роста, генномодифицированые семена и подкормки - только органические и минеральные удобрения (навоз, перегной, зола и мел). В хозяйстве применяется практика чередования  и возделываемых участков, и сельскохозяйственных культур. (19)

Принципы пермакультуры применимы в любом масштабе - в саду, на огороде, приусадебном участке... Поскольку пермакультура – это, прежде всего, рациональный дизайн, некоторые ее элементы можно использовать даже в квартире. Многие считают, что пермакультуру надо активнее применять в городах. В парках декоративные деревья можно заменить фруктовыми, традиционные кустарники - боярышником, шиповником, барбарисом и смородиной, газоны -  посадками чеснока, лука, щавеля, лаванды и черемши. (20)

Конечно, в городских условиях все эти эксперименты возможны только при хорошем состоянии экологии. Вредные выбросы производств и транспорта, загрязняющие воздух и воду, могут перечеркнуть все усилия. Кроме того, здесь необходим комплексный подход. Без поддержки государства и местных властей попытки создания пермакультуры в городской среде обречены на провал. Опять же не следует недооценивать человеческий фактор, ведь без активной помощи и заинтересованности местных жителей вряд ли стоит рассчитывать на успех.

По мнению английской писательницы Эммы Чепман, сегодня пермакультура «превратилась в целую дизайн-философию, а для некоторых людей в философию жизни вообще. Её центральной темой является создание систем, которые обеспечивают человеческие нужды, используя множество натуральных компонентов и черпая вдохновение у природных экосфер. Цели и приоритеты пермакультуры совпадают с тем, что многие люди видят в качестве основных требований для устойчивого развития».(21)

Изучение принципов пермакультуры может оказаться полезным не только для тех людей, которые планируют связать свою жизнь с сельским хозяйством. Мы привыкли считать, что в природе, где выживает сильнейший,  борьба и конкуренция – естественный способ взаимодействия, однако пермакультура является наглядным примером того, что гораздо более результативным может стать взаимовыгодное сосуществование.  «Сотрудничество вместо соперничества», - вот, пожалуй, самая краткая формулировка законов пермакультуры.

 

1. Левшунов Г. Родовое Поместье: почему один гектар?// http://www.poselenia.ru/articles/261

2. Ильин И. Три пути сельского хозяйства. // Центр пермакультуры Зеппа Хольцера в России // http://plodorodie.su/chto-takoe-permakultura/

3. Моллисон Билл, Слей Рени. Введение в пермакультуру.- М., 2004 - стр. 23

4. Моллисон Билл, указ. соч., стр. 9

5. Там же, стр.6-7

6. Там же, стр.25

7. Цит. по  http://www.eco-nomos.ru/2012/06/birger

8. Моллисон Билл, указ соч., стр.4

9. Блог пермакультуры Зеппа Хольцера в России // http://permacultura-blog.ru/

10. Хольцер Зепп. Пермакультура Зеппа Хольцера  ч .2 - Орел, 2010, стр.155

11. Ляпоров Владимир. Green Papa, Бизнес-журнал  №24  6.12.2005 г.

12. Что думают о пермакультуре российские аграрии.  Журнал «Эксперт» №33 (766) / 22.08.2011 г.

13. Гилман Роберт. Экодеревни и устойчивые поселения // http://rudocs.exdat.com/docs/index-66512.html?page=5

14. Лазутин Федор. Окно в будущее, или "Исцеляющее Пространство" Тамера //

http://eco-kovcheg.ru/think15.html

15. Ляпоров В., указ соч.

16. Сайт экопоселения Миродолье // http://www.mirodolie.ru

17. http://www.ecoring.ru/settlement/ladnoe/4ddd433c2542647f75000004.html

18. Сайт Экопоселение Серенити // http://eco-serenity.ru/about

19. Сайт фермерского проекта «ЭкоЗелень» // http://www.eco-greens.ru

20. Моллисон Билл, указ. соч., стр. 182

21. Цит. по Тушкин А. Пермакультура: перманентный рай // http://www.ecology.md/section.php?section=ecoset&id=2403

 

 

Комментарии:0
Только авторизированные пользователи могут оставлять комментарии.
Войти используя:                    
Следите за нами Вконтакте Facebook LiveJournal RuTube YouTube
© Учреждение культуры
«Клаудвочер»
При перепечатке следует указывать источник
Программирование — «Potapov studio»