Одним из наиболее авторитетных исследований в этой области является опубликованный в 1990 году фундаментальный труд «Управляя общим: эволюция институтов коллективных действий» («Governing the Commons: The Evolution of Institutions for Collective Action»). Книга принесла ее автору Элинор Остром (Elinor Ostrom) Нобелевскую премию в области экономики 2009 года[1] с формулировкой «за исследование экономической организации, особенно в части коллективной собственности».

Примечателен тот факт, что исследование Э.Остром выходит за рамки экономической теории, синтезируя знания из области других наук – политологии, социологии, биологии. Это отражает современный тренд, демонстрирующий увеличение количества и качества исследований на стыке различных областей знаний, на что после присуждения высокой награды Остром указал профессор экономики (Robert Shiller) Йельского университета Роберт Шиллер:  «Экономику пора перестать рассматривать как изолированную науку. Пора мыслить шире. Мы слишком зациклились на проблемах повышения эффективности рынков, и из-за этого наше мышление заходит в неверное русло» [2].

Изучив на протяжении трех десятилетий многочисленные примеры управления общей собственностью различными объединениями ее пользователей по всему миру, Элинор Остром продемонстрировала эффективные механизмы управления благами общего пользования. В заявлении Нобелевского комитета отмечалось, что Остром развенчала широко распространенное мнение о том, что коллективное управление собственностью неэффективно,  и что она должна либо приватизироваться, либо национализироваться.  «Исследовав многочисленные примеры общественного регулирования рыболовства, пользования пастбищами, лесами, озерами и подземными водами, Остром показала, что во многих случаях результаты оказываются существенно лучше предсказаний стандартных моделей. Она раскрыла законы формирования сложных практик принятия решений и обеспечения взаимоотношений, направленных на успешное урегулирование конфликтов интересов»[3], —  гласило сообщение.

В своей книге Элинор Остром  полемизирует с известным американским ученым Гарреттом Хардином (Garrett Hardin), который в конце 60-х годов высказал убеждение о неизбежности «трагедии общин» в ситуациях, когда множество людей совместно используют какой-то ограниченный природный ресурс. Эту же мысль еще задолго до Г. Хардина, отмечает Остром, высказывал Аристотель в своем христоматийном труде «Политика» («К тому, что составляет предмет владения очень большого числа людей, прилагается наименьшая забота. Люди заботятся всего более о том, что принадлежит лично им и менее заботятся они о том, что является общим»)[4]. Не отрицая самого факта небрежного и рачительного использования общих ресурсов, Остром указывает, что главная проблема состоит в том, чтобы понять, как именно можно наилучшим образом ограничить использование природных ресурсов, чтобы в долгосрочной перспективе обеспечить возможность их сохранения[5]. Таким образом, одной из основных целей исследования ученого является разработка и внедрение принципов экологического равновесия. А задачей современной экономики является не только обеспечение хозяйственной эффективности, но и сохранение окружающей среды – самого главного ресурса общего пользования.

Однако, отмечает автор, пока в мире наблюдается ситуация, когда ни государство, ни рынок не демонстрируют каких-либо значимых успехов в деле предоставления индивидам возможности устойчивого экономического развития на базе производительного использования систем природных ресурсов. «Вместе с тем, - отмечает Остром, - многие сообщества уже задействовали институты, позволяющие достаточно успешно управлять некоторыми ресурсными системами в долгосрочном периоде, и при этом не похожие ни на государство, ни на рынок»[6]. Остром доказывает, что управлять общими ресурсами успешно могут те, кто ими пользуется.

В процессе создания и управления собственными институтами, некими кооперативами, люди придумывают такие механизмы хозяйствования, которые позволяют, с одной стороны, не исчерпать используемый ими ресурс, а, с другой - эффективно решать возникающие в процессе эксплуатации ресурса споры и конфликты.

Рассмотрим один из примеров, которые описывает Остром. В испанской Валенсии еще в 1435 году жители организовали автономные ирригационные общины, целью которых стало управление общими землями. Базовые правила не изменились и по сей день. Распределение воды зависит от решений официальных лиц ирригационного сообщества в зависимости от того, что именно имеет место – изобилие воды, ее сезонный спад или экстраординарная засуха. В годы водного изобилия (такое бывает достаточно редко), фермерам разрешено брать столько воды, сколько им нужно, как только вода поступает в канал, обслуживающий их земли. Наиболее типичная ситуация, в которой функционирует система оросительных каналов, — сезонный спад воды. Когда эта ситуация имеет место, вода поступает конкретным фермерам через сложную, работающую в соответствии с многочисленными правилами гидравлическую систему. Без использования системы ирригации развитие сельского хозяйства в этом районе Испании, где количество осадков колеблется год от года, было бы невозможным.

Основное правило распределения воды заключается в том, что собственник земли получает ее количество, пропорциональное площади своего участка. При этом каждый фермер может пользоваться водным ресурсом только в свою очередь, пропустив которую он сможет воспользоваться водой только, когда будет пройден полный круг, и очередь снова дойдет до него.

Главные управляющие общин принимают участие в двух трибуналах, заседающих каждую неделю. В случае конфликта председательствующий опрашивает его стороны, а члены суда, за исключением той общины, канал которой фигурирует в деле, немедленно выносят решение в отношении фактов дела, руководствуясь специфическими правилами, действующими в отношении данного конкретного канала. Налагаемые штрафы и суммы компенсации ущерба также согласованы с правилами данного канала[7]. Данная форма распределения общего ресурса показала свою эффективность на протяжении многих столетий.

Почему это стало возможным? По мнению Э. Остром, объясняется это наличием следующих факторов. Во всех подобных местах действуют обширные наборы норм, определяющие границы (которые весьма узки) «должного» поведения. Многие из этих норм позволяют людям жить в состоянии сильной взаимозависимости самой разной природы, избегая при этом лишних конфликтов. Более того, «репутация человека, держащего слово, человека честного и надежного, которую он имеет в рамках своей площадки, представляет собой ценный актив»[8]. Стремление следовать нормам «должного» поведения усиливается желанием следовать своим собственным долгосрочным интересам.

В процессе использования общих ресурсов индивиды постоянно общаются и взаимодействуют друг с другом в локализованной природной среде. Таким образом, для них вполне возможным становится обнаружение тех, кому можно доверять, понимание последствий, которые их действия имеют для них самих и для общей ресурсной системы. Важна также и самоорганизация, которая позволяет учиться получать совместную выгоду, избегая общего ущерба. «Когда люди живут в таких условиях достаточно долго, и если они выработали разделяемые всеми нормы поведения, основанные на принципе взаимной ответственности, у них появляется социальный капитал, с помощью которого они могут создать институциональные установления, позволяющие решить дилеммы общего ресурса», -  отмечает Остром[9]. Там, где индивиды следуют правилам и осуществляют взаимный надзор, стабильные институциональные договоренности и индивидуальные стратегии поддерживают друг друга[10].

Универсальных правил, пишет Элинор Остром, не существует. Каждая ситуация уникальна. Важно понимание того, есть ли между участниками договора доверие и готовы ли они к сотрудничеству. Практика показывает, что люди могут в определенных условиях создать оригинальные, не поддающиеся однозначной классификации схемы, которые, тем не менее, жизнеспособны и эффективны.

По мнению Остром, будущее мировой экономики не в глобализации и экспансии частного капитала, а в создании и развитии разного рода малых коллективных сообществ. Именно они являются наиболее эффективными субъектами хозяйствования в современных условиях.

Источник:

Элинор Остром. Управляя общим: эволюция институтов коллективных действий. М.: ИРИСЭН, Мысль, 2010. 448 с.


[1] Элинор Остром стала единственной женщиной, удостоившейся Нобелевской премии в области экономики, к тому же не будучи экономистом. Э. Остром – политолог, институционалист.

[2] Эффективное управление коллективной собственностью возможно:  http://www.eifgaz.ru/ershova20-11.htm

[3] Нобелевка по экономике присуждена американцам: http://www.vedomosti.ru/lifestyle/news/2009/10/12/858484

[4] Элинор Остром. Управляя общим: эволюция институтов коллективных действий. М.: ИРИСЭН, Мысль, 2010. С.23.

[5] Там же. С.21.

[6] Там же. С. 22.

[7] Там же. С. 145-153.

[8] Там же. С.176.

[9] Там же. С.344.

[10] Там же. С.350.

Комментарии:0
Только авторизированные пользователи могут оставлять комментарии.
Войти используя:                    
Следите за нами Вконтакте Facebook LiveJournal RuTube YouTube
© Учреждение культуры
«Клаудвочер»
При перепечатке следует указывать источник
Программирование — «Potapov studio»