В рамках развития местных сообществ такая самоорганизация граждан затронула различные сферы жизни, объединив людей для совместной работы по благоустройству территории проживания, для создания необходимой культурно-досуговой инфраструктуры,  для  реализации гражданами собственных интересов, для защиты ими собственных прав. Несмотря на то, что уровень развития частной инициативы граждан в некоммерческой сфере в России остается достаточно низким, а навыки кооперации и низовой организации коллективного действия, также как и понимание общности интересов и эффективности их коллективной реализации зачастую слабо развиты, нельзя не отметить успехи российского гражданского общества за последние 20 лет.  ТОС (или территориальное общественное самоуправление), ТСЖ (или товарищество собственников жилья), детские, родительские, ветеранские, молодежные, экологические, спортивные,   этнические, религиозные объединения граждан – вот только небольшая часть структур низовой самоорганизации, получивших достаточно широкое распространение в постсоветской России.

Обладая достаточно схожей природой,  структуры низовой самоорганизации граждан могут, быть разделены по формату своего зарождения. Можно условно выделить три основных формата зарождения низовой самоорганизации граждан и соответствующего построения относительно устойчивых социальных связей между людьми на локальном уровне в России. Речь идет, во-первых, об институционально-инфраструктурном формате развития местных сообществ. Возникновение низовых структур самоорганизации граждан здесь связано с созданием новых общественно-политических институтов, создающих  устойчивую структуру взаимоотношений между людьми с целью формирования системных условий для низовой самоорганизации. Именно к институционально-инфраструктурному формату зарождения структур самоорганизации людей можно отнести появление в рамках изменения законодательства о местном самоуправлении объединений граждан в рамках территориального общественного самоуправление (ТОС), или, например, появление товариществ собственников жилья (ТСЖ). На создание системных условий для низовой самоорганизации граждан на локальном уровне направлено также формирование  таких институтов как местные общественные палаты или, например, таких организаций как ресурсные, информационно-методологические центры.

Вторым распространенным форматом зарождения низовых структур самоорганизации на локальном уровне в России может считаться проектный формат. Так, формирование и укрепление взаимоотношений сотрудничества между людьми в рамках коллективных действий для решения общих задач зачастую становится сегодня результатом проектного подхода, используемого как представителями власти, так и некоммерческими и коммерческими организациями. Широкое распространение получило, например, проведение представителями власти на местном уровне так называемых ярмарок социальных проектов. Важным катализатором низовой самоорганизации граждан стала также служить деятельность фондов развития местных сообществ, осуществляющих поддержку проектов низовой самоорганизации граждан, направленных на решение тех или иных актуальных локальных задач.

Наконец, в качестве третьего формата развития структур местного сообщества можно выделить спонтанную самоорганизацию граждан, черпающую мобилизационный потенциал в стремлении людей объединить собственные ресурсы для  решения конкретных задач - решение которых оказывается невозможным или малоэффективным вне рамок коллективного действия. К такому формату зарождения структур низовой самоорганизации граждан можно отнести появление разнообразных объединений граждан по интересам (позволяющих наладить систему коммуникации, взаимодействия и взаимопомощи, к примеру, в рамках спортивных объединений, объединений молодых мам, в рамках внедрения практик кар пула и многих других), а также появление объединений, направленных на отстаивание гражданами собственных прав (например, в рамках протестных экологических объединений или в рамках объединений граждан для совместной борьбы против застройки города, несоответствующей их интересам).  

Институционально-инфраструктурный формат зарождения структур местного сообщества, не может рассматриваться в отрыве от реорганизации системы государственного управления, поучившей развитие за последние 20 лет.  Так, одним из базовых элементов создания системы местного самоуправления на локальном уровне в России стало распространение с конца 80-ых годов структур территориального общественного самоуправления или ТОС[1].

Конкретным проявлением распространения ТОС стало формирование соответствующих гражданских структур на различных уровнях: таких как советы подъездов, советы домов (домкомы), уличные комитеты, советы самоуправления микрорайонов. Речь идет об объединениях граждан, представляющих и защищающих интересы людей,  проживающих на определенной территории, на том или ином  территориальном уровне (подъезд, дом, улица, микрорайон и т.д.), а также направляющих самоорганизацию граждан для реализации коллективных действий.

К 1991 году в Москве насчитывалось около 250 комитетов территориального общественного самоуправления, проводивших регулярные конференции граждан. На сегодняшний день распространение ТОС на местном уровне в разных регионах России не является равномерным и существует ряд городов-лидеров по уровню влияния ТОС на жизнь местного сообщества. Так, в Перми, Саратове, Арзамасе, Омске, Тюмени и ряде других городов ТОС стали важной опорой социального партнерства между различными структурами местного сообщества.

Важной особенностью ТОС в отличие от других структур местного самоуправления является их необязательный характер и формирование снизу, что и обуславливает неравномерное распространения структур ТОС по территории страны. Основой создания ТОС является проведение конференции или учредительного собрания жителей определенной территориальной единицы для избрания ими своих представителей. Важно отметить, что родственными структурам ТОС являются товарищества собственников жилья (ТСЖ), всплеск развития которых был, также как и формирование ТОС, обусловлен изменениям российской законодательной базы (а именно - в случае ТСЖ принятием Жилищного кодекса в 2005 году).

О значительном росте влияния ТОС в жизни регионов России говорит, в том числе, распространение практики поддержки ТОС на базе совершенно различных общественных структур. Так, к примеру, во Владивостоке поддержкой ТОС стал заниматься «Центр правовой информации авиационной отрасли», приняв решение о создании Летней школы ТОС. В ряде городов (Омске, Новосибирске, Москве) работой по развитию ТОС стали заниматься также и отделы муниципалитетов. Ряд центров поддержки ТОС, расположенных в различных городах России, сформировал Сеть Соседских Сообществ («Три С»), объединившись вокруг одного из старейших и наиболее влиятельных учебно-методических Центров поддержки соседских сообществ – Народного Фонда. А в городе Шахты Ростовской области на базе местной библиотеки был создан  Соседский центр, обеспечивающий информационную поддержку инициатив жителей[2].

Создание соседских ресурсных или информационно-методологических центров, выступающих в качестве штаб-квартир всех общественных организаций,  действующих на конкретной территории, впрочем, должно быть рассмотрено как самостоятельное, отдельное от ТОС, проявление институционально-инфраструктурного формата развития местных сообществ, получившее распространение в современной России.  Такие центры позволяют объединять различные общественные организации в единое коммуникационное пространство, где происходят аккумуляция информационных ресурсов в рамках накопления местным сообществом опыта внедрения различных низовых инициатив.

Наряду с институционально-инфраструктурным, другим важным форматом развития местных сообществ в постсоветской России стал проектный формат. Здесь речь идет уже не о создании институциональной базы для развития низовой самоорганизации граждан, а о предоставлении жителям необходимых ресурсов (в основном финансовых, но также и методологических) для воплощения в жизнь соответствующих гражданских инициатив.

Начиная с середины 90-ых годов широкое распространение стали получать так называемые ярмарки социальных проектов, организуемые некоммерческими фондами или представителями местной власти. Первыми среди таких проектов будут проекты по благоустройству городской среды обитания, то есть проекты низовой самоорганизации граждан, направленные на развитие  благоустройства территории силами самих жителей и  в соответствии с их потребностями и пожеланиями. 

Одним из первопроходцев в области организации социальных ярмарок для стимулирования низовой самоорганизации граждан и развития территории их проживания стала Пермь, где муниципальные конкурсы социально-культурных проектов с середины 90-ых годов стали проводиться на регулярной основе. На реализацию проектов были выделены небольшие суммы из местного бюджета, были также привлечены и средства бизнес-сообщества.

Для проведения конкурса формируется жюри, включающее экспертов, способных оценить  социальную значимость предлагаемых гражданами  проектов, а также оценивающее предполагаемые методики работы, уровень вовлеченности в нее представителей местного сообщества и предполагаемый результат.  Результатом проведения конкурса является предоставление грантов победителям для дальнейшей реализации проектов по развитию местного сообщества и благоустройству территории проживания.

Распространению проектного подхода к развитию самоорганизации граждан и их привлечению к совместным действиям для решения актуальных задач на конкретной территории способствовало создание в России в середине 90-ых годов, по инициативе  некоммерческой организации  Charities Aid Foundation (CAF Россия), первых фондов местных сообществ. Фонд местного сообщества представляет собой независимую от государства или доноров структуру, управляемую коллегиальными органами (попечительским советом и правлением), аккумулирующую и затем распределяющую на локальном уровне средства с целью развития местного сообщества.

Так, в Пермском крае, например, был создан фонд поддержки социальных инициатив «Содействие». В качестве географии деятельности фонда были выделены пять муниципальных сельских районов: Большесосновский, Нытвенский, Оханский, Очерский, Частинский. Основной целью его деятельности стало выявление в местном сообществе людей, способных взять на себя ответственность самостоятельного решения социальных проблем отдельной территории для закрепления молодежи на селе. Результатом финансирования фондом целого ряда проектов самоорганизации граждан стало создание  пяти сельских стадионов и спортивных площадок; а также центров народного творчества, где у молодежи появилась возможность обучиться востребованным сегодня видам ремесел.[3]

 

В 2003 году было создано Партнерство российских фондов местных сообществ – структура, играющая важную роль в дальнейшем распространении практики создания фондов местных сообществ в регионах России.

Наконец, спонтанная самоорганизация граждан представляет собой активно развивающийся формат зарождения структур местных сообществ в России. Люди все больше готовы брать в свои руки решение тех или иных актуальных задач, действуя посредством налаживания горизонтальных связей с другими гражданами, проживающими на той же  территории и объединения ресурсов в рамках осуществления коллективных действий.

Достаточно активным было развитие в 90-ые годы структур  низовой самоорганизации граждан по интересам, ставших классическими: советов ветеранов, обществ инвалидов, гаражных кооперативов, любительских объединений, спортивных команд, этнических и религиозных общин и многих другие.

Наряду с различными объединениями граждан по интересам все больше места в жизни людей стали занимать объединения граждан для сложения индивидуальных ресурсов и объединения усилий для решения тех или иных актуальных задач в рамках коллективных действий. Так, например, в контексте нехватки свободных мест в традиционных детских садах некоторые родители стали объединять ресурсы для создания, так называемых домашних детских садов. На объединение информационных  и не только ресурсов направлен и другой вид объединения родителей, занимающихся воспитанием маленьких детей, – сообщества молодых мам - заинтересованных в обмене опытом, а также осуществлении взаимной поддержки.

Наряду с традиционными общественными объединениями, с развитием информационных технологий стали также развиваться новые мобильные формы самоорганизации граждан. Так, в России в последнее время стали зарождаться, например, объединения людей в рамках, так называемых, кар пулов или структур, позволяющих осуществлять совместное использование автомобилей для ежедневного перемещения на место работы.

Объединение людей в рамках кар пула подразумевает поиск участниками соседей-попутчиков, не только проживающих на той же территории что и они, но и следующих на работу теми же маршрутами.  Такое совместное использование автомобиля позволяет объединить ресурсы участников, и соответственно разделить денежные и другие затраты, связанные с перемещением на автомобиле.

Особенно остро ощущается необходимость в объединении ресурсов гражданами, проживающими на одной территории, в рамках реализации защиты собственных прав и интересов и, зачастую связанным с этим противостоянием с представителями власти.  Нередко, только объединив усилия и сформировав единое протестное движение, граждане могут надеяться быть услышанными представителями власти в рамках той или иной конфликтной ситуации, затрагивающей их интересы. Частыми стали на сегодняшний  день в России практики объединения жителей одной территории в рамках борьбы с нежелательным для них планом застройки территории, в том числе в рамках точечной застройки. Функцию катализатора низовой самоорганизации людей также зачастую  выполняет сегодня возникновение угроз экологическому благополучию жителей на территории их проживания. Так, общность интересов в обеспечении благоприятной окружающей среды на конкретной территории, как, впрочем, и общность интересов, затрагивающих другие сферы жизни на локальном уровне, способствует налаживанию более тесных и прочных связей между жителями и тем самым способствует развитию местных сообществ в современной России.

Литература:

  1. И. Задорин, Д. Зайцев, И. Климов, «Гражданское участие в России: картография проблем и решений»,  «Полития», №1 -2011.
  2. И. Кокарев, Соседские сообщества: путь к будущему России, Москва, Прометей, 2001, 240 стр.
  3. И. Кокарев, Местные сообщества и местное самоуправление: технологии участия, Москва, Московский Общественный Научный Фонд, ГУ-ВШЭ, 2007, 206 стр.
  4. Е. Велихов et al., Доклад о состоянии гражданского общества в Российской Федерации,  Общественная Палата Российской Федерации, 2008, 71 стр.
  5. И. Мерсиянова, «Институты самоорганизации по месту жительства и качество жизни населения», Полис, http://www.civisbook.ru/files/File/Mersiyanova_Instituty.pdf
  6. Е. Шомина, «Самоорганизация жителей на локальном уровне», Факторы развития гражданского общества и механизмы его взаимодействия с государством, под ред. Л. Якобсона, Москва, Вершина, 2008, стр. 263–289.
  7. Е. Шомина, Соседское сообщество – ТОС – МСУ, http://vorona.hse.ru
  8. Б. Цирульников, Фонд местных сообществ – проверенный временем эффективный механизм решения социальных проблем на уровне сообществ, http://cdrom01.economy.gov.ru
  9. http://www.cafrussia.ru/programs/fms
  10. http://www.p-cf.org
  11. http://www.fondtol.org
  12. http://www.mosprobka.ru/Carpool.php

[1] «Под территориальным общественным самоуправлением понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения» - Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», М., 6 октября 2003 г.

[2] Е. Шомина, Соседское сообщество – ТОС – МСУ, http://vorona.hse.ru

[3] Б. Цирульников, «Фонд местных сообществ – проверенный временем эффективный механизм решения социальных проблем на уровне сообществ».

Комментарии:0
Только авторизированные пользователи могут оставлять комментарии.
Войти используя:                    
Следите за нами Вконтакте Facebook LiveJournal RuTube YouTube
© Учреждение культуры
«Клаудвочер»
При перепечатке следует указывать источник
Программирование — «Potapov studio»