Аналитик Лаборатории социальных инноваций

Согласно всем представлениям о социальном капитале, он опирается на доверие между членами той или иной группы, а также на принятые в данном сообществе нормы и ценности. Он образуется из умения людей договариваться, «создавать новые формы взаимодействия»[2]. Кроме того, «социальный   капитал  является  функцией   социальных  отношений: связи, основывающиеся на доверии и взаимности, способствуют продуктивной деятельности, могут приносить прибыль в виде разнообразных материальных и нематериальных ценностей»[3]. В плане экономического развития социальный капитал выражается в том что, если в обществе высока склонность граждан к сотрудничеству, то в нем «люди способны самостоятельно, без вмешательства извне, в первую очередь со стороны государства, решать возникающие проблемы»[4].

Именно такое понимание значения социального капитала для общества демонстрирует нобелевский лауреат в области экономики Элинор Остром в своем труде «Управляя общим: эволюция институтов коллективных действий»[5]. Автор обращает внимание на то, что в вопросе управления общественными ресурсами самими пользователями социальный капитал может играть одну из решающих ролей. Поскольку используя общие ресурсы, люди вынуждены общаться и взаимодействовать друг с другом в локализованной среде, они понимают, кому они могут доверять, какие последствия могут иметь для них самих и общего ресурса их действия, а также как можно получить совместную выгоду и избежать общего ущерба. «Когда люди живут в таких условиях достаточно долго, и если они выработали разделяемые всеми нормы поведения, основанные на принципе взаимной ответственности, у них появляется социальный капитал, с помощью которого они могут создать институциональные установления, позволяющие решить дилеммы общего ресурса»[6]. Наличие разделяемых норм утверждает легитимность правил (принятых внутри сообщества) и необходимость их соблюдения, а также уменьшает затраты на надзор[7].

Социальный капитал, накопленный в конкретном сообществе в течение длительного периода времени, приводит к приобретению других форм капитала, что можно проследить на одном из примеров книги Элинор Остром. Так, в Испании, в автономном сообществе каналов Мурсия право на воду из ирригационной системы есть у всех обладателей земли. Каждому фермеру выделена «tanda»  — фиксированный период времени, в течение которого он может забирать воду. Однако фермер не знает, сколько воды достанется ему за выделенный ему интервал времени. Следовательно он вынужден ограничить использование воды на своих полях, поскольку должен принять решение о том, как лучше распределить ограниченный временем ресурс воды.

Сообщество нанимает стражу среди жителей ферм, расположенных на тех участков канала, которые им предстоит охранять. Выбирают стражников фермеры данного отрезка канала.  Стражники патрулируют канал, отмечая каждое нарушение порядка, выступают свидетелями в конфликтных ситуациях (когда один фермер обвиняет другого).

В условиях режима чрезвычайного положения (вводимого при недостаточном количестве воды), официальные лица каждого сообщества вводят новое расписание полива и специальные правила, которые будут действовать в течение следующего периода ротации.

Синдики (представители фермеров) сообществ каналов Мурсии проводят ежегодное собрание генеральной ассамблеи, выбирают членов исполнительного комитета, утверждают годовой бюджет и размер налогов. В Мурсии суд по водным делам (созданный для рассмотрения претензий фермеров друг к другу) под названием «Совет хороших людей» («Consejo de Hombres Buenos»), составлен из пяти синдиков, представляющих каждый свой канал, и двух инспекторов. Так как в Мурсии имеется 30 организованных сообществ (пользователей ирригационной системы), каждый месяц новый состав суда определяется с помощью лотереи, а, значит, все каналы имеют равные шансы быть представленными в суде[8]. Так, выработанная система взаимоотношений внутри сообщества позволяет сформировать высокоэффективную систему распоряжения общим ресурсом, с одной стороны, и обеспечить реализацию частных интересов каждого отдельного члена сообщества­­­, с другой.

Социальный капитал в такого рода малых сообществах, по мнению

Э. Остром, формируется благодаря умению его участников к совместному высокоэффективному сотрудничеству, основанному на доверии. Жители сообщества живут «бок о бок» друг с другом долгие годы, поэтому им важно сохранять хорошую репутацию перед соседями. При наличии этих условий людям проще договориться при распределении обязанностей, находить компромиссные решения при использовании общих ресурсов и управлении ими.

Кроме того, эффективному управлению ресурсами внутри сообществ способствуют правила коллективного действия, разработанные самими его членами. Часто (как в приведенном примере) участники сами осуществляют надзор за соблюдением правил и принуждают к их выполнению друг друга.  Принуждение может осуществляться  как самими членами сообщества, так и другими участниками, непосредственно вовлеченными в ситуацию (в нашем примере - стражниками). Принимая внутренние правила, люди могут совершать взаимно согласованные действия и избегать конфликтов . «О существовании правил можно говорить только при условии, что большинство тех, чьи стратегии затрагиваются этим, знают о них и ожидают от других, что те будут осуществлять надзор и принуждение к их исполнению»[9], - отмечает Остром.

Результатом совместных действий является выбор дальнейшей стратегии поведения в зависимости от принятых в данном конкретном сообществе норм: «выбирая стратегии, индивиды совместно производят результаты, которые, будучи элементом внешнего мира, сталкиваются с будущими ожиданиями выгод и затрат, связанных с действиями. Внутренние нормы, которыми располагает индивид, зависят от норм поведения в тех или иных ситуациях, разделяемых другими людьми»[10]. В результате накопленный внутри малого сообщества социальный капитал позволяет его членам проще и быстрее решать возникающие проблемы в соответствии с принятыми в данном конкретном сообществе «правилами игры».

Источник:

Элинор Остром. Управляя общим: эволюция институтов коллективных действий. М.: ИРИСЭН, Мысль, 2010. 448 с


[1] Там же. С. 68: http://ecsoc.hse.ru/data/670/586/1234/ecsoc_t3_n5.pdf#page=60

[2] Бадалова Д.Ю., Ясинская И.В., Безгласная Е.А.Социальный капитал как фактор современного экономического развития»: http://www.rae.ru/forum2011/pdf/article107.pdf

[3] Там же.

[4] Леонид Полищук. Как важно быть социальным: http://www.opec.ru/1327507.html

[5] Элинор Остром. Управляя общим: эволюция институтов коллективных действий. М.: ИРИСЭН, Мысль, 2010.

[6] Там же. С. 344.

[7] Там же. С.376.

[8] Там же. С. 154-156.

[9] Там же. С. 110.

[10] Там же. С.85.

Комментарии:0
Только авторизированные пользователи могут оставлять комментарии.
Войти используя:                    
Следите за нами Вконтакте Facebook LiveJournal RuTube YouTube
© Учреждение культуры
«Клаудвочер»
При перепечатке следует указывать источник
Программирование — «Potapov studio»