Менеджер по грантам Лаборатории социальных инноваций Cloudwatcher

В научных трудах российских мыслителей немало говорится о воспитании достойных граждан. Так Петр Аркадьевич Столыпин ещё в начале прошлого века отмечал:

 «Прежде всего, надлежит создать гражданина… и, когда задача эта будет осуществлена, гражданственность сама воцарится на Руси. Сперва гражданин, а потом гражданственность. А у нас обыкновенно проповедуют наоборот»[1].

Сегодня в России происходят изменения практически во всех сферах жизни общества: трансформируется общественное сознание, пересматривается система приоритетов и ценностей. И вопрос о гражданственности по-прежнему важен. Ведь развитие общества зависит от готовности людей жить в новых условиях не меньше, чем от совершенствования законодательства и развития экономики.

И снова мы обнаруживаем проблему столетней давности, о которой писал философ Иван Ильин

«И в науке, и в жизни все еще господствует формальное понимание государства, извращающее его природу и разлагающее в душах все основные начала гражданственности. Следуя этому пониманию, люди строят государственную жизнь так, как если бы она сводилась к известным, механически осуществляемым, внешним поступкам, оторванным от внутреннего мира и от духовных корней человека…».[2]

Над проблемой гражданственности рассуждали во все времена. Многие ученые пытались дать ей определение, понять её истоки и суть, однако точного научного обоснования «гражданственности» так и не было дано.

В данном обзоре мы попытаемся понять суть гражданственности и вывести ее определение, отталкиваясь от множества точек зрения различных ученых, изучить различные аспекты проявления гражданственности, её отличия от патриотизма. В заключении мы рассмотрим, как волонтёрство может оказаться серьёзным фактором для понимания этой темы.

1.     Понятие и функции гражданственности

«Каждый, кто внес свою лепту в дело процветания страны или физическим или нравственным трудом, является благородным и полезным гражданином».
Ян Чечот

1.1.      Понятие гражданственности

Что же такое гражданственность? В процессе объяснения этого понятия возникает ряд трудностей и теоретического, и практического характера. Главной трудностью является то, что термин «гражданственность», знакомый и понятный на повседневном уровне, не имеет научного обоснования.

Гражданственность может пониматься как:

- общественно-государственный патриотизм, т.е. сознание и чувство принадлежности к многонациональному государству и обществу. В это явление включены уважение к государству, конституции, законам, государственным символам, готовность защищать государственный строй, законопорядок;

- классовая, пролетарская солидарность, самоотверженность, сознательность и организованность в борьбе за приближение коммунизма;

- интегративное качество, позволяющее человеку ощущать себя юридически, социально, нравственно и политически дееспособным. [3]

Особенную популярность в России эта тема приобрела во второй половине 19 века с возникновением и развитием социологии.

Специфика отечественного подхода к определению понятия «гражданственность» находит отражение в определении, предложенном ещё автором «Толкового словаря живого великорусского языка» Владимиром Ивановичем Далем.

Даль приводит два значения понятия «гражданин»:

1. городской житель, горожанин, посадский;

2. член общины или народа, состоящего под одним общим управлением; каждое лицо или человек из составляющих народ, землю, государство.

Далее он соотносит понятие «гражданский» с «относящимся к гражданам, к государству, к народному управлению и подданству». Он отмечает, что «гражданские обязанности двояки: по отношению к правительству и по отношению к ближнему». Ещё одно определение Даля:

«гражданственность – это состояние гражданской общины, понятия и степень образования, необходимые для составления гражданского общества».

Следовательно, понятие «гражданственность» соотносится не только с правовым статусом человека, но и со степенью образования, сформированным пониманием состояния общества, а также с социальной нормативностью. Также в словаре Даль даёт характеристику «гражданских доблестей», которые он определяет как «мирные и миротворные, честь, любовь и правда». В данной характеристике прослеживается специфика понимания гражданственности в России: акцент на приоритете морали над правом (позиция решения вопросов с точки зрения не столько правовых, сколько нравственных начал), акцент на духовно-нравственных объединяющих началах.

В России советских времён понятие гражданственности было связано с государственной идеологией. Гражданственность не существовала как самостоятельное явление, а выражалась через понятия патриотизма и гражданского долга. Сейчас мы полагаем, что данные понятия не отражают сути гражданственности, а скорее обозначают её проявления. Возвращаясь в современную Россию, стоит отметить точку зрения исследователя Людмилы Евгеньевны Филипповой, которая считает, что «как гражданское общество не является просто совокупностью отдельных граждан, так и гражданственность не может быть сугубо индивидуальным качеством»[4].

Другой исследователь Анатолий Александрович Козлов утверждает, что «гражданственность предполагает динамичную ценностно-правовую связь людей (общностей), как граждан, с определенным государством, реализуемую через их отношение к правам и обязанностям, закрепленным в соответствующих нормативных актах (конституция, законы), а также в обычаях и традициях. Гражданственность, производная от феномена «гражданин», развертывается в диапазоне от простого законопослушания до гражданской активности, в критические периоды выходящей за пределы, определяющие устойчивость системы и направленной на её радикальное переустройство».[5]

Российская педагогическая энциклопедия определяет гражданственность как «интегральное качество личности, позволяющее человеку ощущать себя юридически, социально, нравственно и политически дееспособным»[6].

Несколько другой точки зрения придерживается Георгий Николаевич Филонов. По его мнению, гражданственность представляет собой «комплекс субъективных качеств личности, которые проявляются в отношениях и действиях человека, выполняющего основные социально-ролевые функции осознанной законопослушности, патриотической преданности в служении своей Родине, и защите её интересов, в честной и свободной приверженности к ориентациям на общепринятые нормы и нравственные ценности, включая сферы труда, семейно-бытовых, межнациональных и  межличностных отношений.» [7].

Исходя из приведённых выше подходов к определению гражданственности, можно сформулировать следующее определение:

Гражданственность представляет собой совокупность взглядов и убеждений, которая с одной стороны, предполагает высокую степень независимости индивидуальных суждений в обществе, с другой стороны - сильную социальную солидарность, которая выражается в участии человека в жизни общества.

Наиболее значимыми элементами гражданственности являются:

-    понимание гражданином своих прав и свобод и умение применять их на практике

-    уважение прав и свобод других граждан;

-    личная ответственность гражданина за своё поведение и выбор,

-    осознание юридических и моральных обязательств перед государством и обществом;

-    действенное и критическое отношение к социальной реальности, основанное на свободном личном выборе, моральных убеждениях, идеалах равноправия граждан;

-    способность вести позитивный диалог с властью, другими гражданами и гражданскими объединениями;

-    осознание своей гражданской идентичности – принадлежности к стране, обществу и государству, их правовому, культурному и языковому пространству[8].

По степени гражданской активности человека можно вычленить уровни гражданственности:

I уровень – гражданские качества (ответственность, сознательность, совесть); 

II уровень – гражданская позиция (определнное отношение человека как гражданина к происходящему вокруг него);

III уровень – гражданская компетенция – механизм, обеспечивающий реализацию прав и исполнение обязанностей, которые обусловлены статусом гражданства. Данная компетенция имеет 3 аспекта: когнитивный (готовность овладеть знаниями, необходимыми для того, чтобы обеспечить гражданственность: об устройстве политической и экономической систем и т.п.),  процедурный (знания и способности, необходимые для активной реализации прав и обязанностей) и гражданский (наличие навыков, способностей, необходимых для практического воплощения своих знаний)[9].

Также гражданственность может иметь другую многоуровневую структуру, опираясь на критерий сформированности гражданственности:

низкий – гражданская позиция не сформирована, наличие гражданских качеств прослеживается неотчтливо, низкая готовность к осуществлению прав и обязанностей гражданина.

средний – гражданская позиция и качества на стадии формирования, частичная готовность к осуществлению прав и обязанностей гражданина.

высокий -  гражданские качества сформированы, активная гражданская позиция, высокая готовность к осуществлению прав и обязанностей гражданина.

Графически положение гражданственности в зависимости от степени сформированности гражданской позиции и гражданских качеств можно представить следующим образом:

Мы предполагаем, что можно рассматривать гражданственность как социальный институт.

1.2.      Функции гражданственности

К основным функциям гражданственности можно отнести следующие:

-    Мобилизирующая: гражданственность формирует у людей активное отношение к происходящему вокруг них, способствует формированию и развитию гражданского общества;

-    Направляющая: гражданственность связана с целеполаганием, придаёт устойчивость действиям личности и гражданских объединений.

Эти функции проявляются в зависимости от особенностей воспитания человека и его развития, особенностей среды и т.д.

Гражданственность свойственна уже политически зрелой личности, которая обладает интересом к политическим процессам и событиям, способна самостоятельно анализировать происходящее. Именно наличие этих качеств способствует формированию готовности принять решение, когда придет момент, и чувства ответственности за свою страну. Человек, обладающий гражданственностью – патриотично настроенный, ответственный гражданин, политически социализированный человек с высокой политической культурой и развитым политическим сознанием.

Гражданственность даёт:

-    гордость за свою страну, её культуру и историю;

-    уверенность в выборе правильных целей и методов их достижения;

-    возможность и силы для проявления человеческого достоинства в любых ситуациях;

-    умение дорожить святынями соей страны как личными;

-    понимание своей роли, интеллектуальное и духовное богатство, чувство чести и долга

-    социальный оптимизм;

-    возможность почувствовать сопричастность к судьбе не только своей семьи, но и к судьбе других людей, которые его окружают, к судьбе страны.

Развитие гражданственности возможно через институты социализации, к которым можно отнести:

-    Образовательные учреждения, в том числе высшие учебные заведения. Образованность человека в области права, истории, культуры влияет на осознание гражданственности.

-    Волонтёрские движения. Волонтёрская деятельность позволяет раскрыть лучшие гражданские и человеческие качества, демонстрирует зрелость личности и приносит пользу обществу.

2.     Патриотизм и гражданственность

«Человек — это процесс его поступков»

Антонио Грамши

Что есть патриотизм? Можно долго спорить, любовь ли это к родине или государству, комплекс ощущений, мыслей, идей, мировоззрение. Понимание патриотизма многовариантно и неоднозначно. В любом случае, патриотизм олицетворяет любовь к своей стране, уважение и знание её истории, культуры, достижений, особенностей.

Истинный патриотизм гуманистичен и предполагает уважение к другим народам и странам, их национальным обычаям и традициям.

В современном мире гражданственность и патриотизм  - ключевые характеристики отношения человека и государства. Они обладают рядом сходств, но в тоже время патриотизм и гражданственность - два разных по своей природе феномена. Основным отличием гражданственности от патриотизма является то, что гражданственность – политико-правовое состояние, предполагающее наличие прав, свобод и обязанностей, закрепленных в нормах права, а патриотизм  - чаще всего определяется как чувство.

Патриотизм не зависит от способа управления государством, в то время как гражданственность характерна для демократической формы правления. 

Сходства патриотизма и гражданственности заключаются в следующем: гражданственность и патриотизм - ценности, для которых характерны положительное отношение к своей стране и желание быть ей полезным, а также наличие чувства ответственности перед своей страной, народом, родными и близкими.

Гражданственность и патриотизм - факторы, скрепляющие общество, которые являются стимулом позитивного развития личности и общества. Гражданственность неотделима от преданности своей стране - патриотизма. Однако гражданственность это не только любовь к родной стране, но и сознательное и цивилизованное выполнение своих гражданских обязанностей и своего гражданского долга. Гражданственность тесно связана с патриотизмом, и является его высшей формой.

3.     Волонтерство как форма воспитания гражданственности

«Самое благородное проявление сердца - это безвозмездная помощь»

Веселин Георгиев

Постепенно человек понимает, что многое в окружающем обществе можно сделать самостоятельно, не дожидаясь изменений, инициированных государством. В какой форме это можно сделать? Став волонтером.

Помогая другим людям, пытаясь вникнуть в их проблемы, человек познаёт себя.  Сегодня волонтёрская деятельность широко развита во всём мире и представляет собой глобальный процесс объединения людей, которые стремятся внести свой вклад в решение общественно-значимых проблем.

Добровольная помощь может принимать различные формы: от традиционных видов взаимопомощи до совместных усилий тысяч людей, направленных на искоренение бедности или преодоление последствий стихийных бедствий.  

В основе мотивов, побуждающих людей к добровольческой деятельности, лежит спектр индивидуальных и социальных потребностей, присущих каждому человеку:

-    потребность в общении и стремление быть социально полезным другим людям, проявить себя;

-    потребность общественного признания;

-    потребность применения профессионального и житейского опыта;

-    желание реализовать себя, воплотить свои идеи;

-    потребность влиять и участвовать в социальных изменениях.

Добровольчество — это уникальная возможность для человека совместить удовлетворение своих личных потребностей с потребностями общества. Эта потребность вытекает из осознания этического долга и свидетельствует о высоком личностном развитии человека.

В процессе волонтёрской деятельности человек совершенствуется нравственно, учится общению, взаимодействию и сотрудничеству, гуманности. Так как волонтёрская деятельность носит активный и творческий характер, человек получает возможность проявить себя. Волонтёрская деятельность помогает сформировать отношение к происходящему вокруг, в том числе в политической жизни, выработать гражданскую позицию

Альтруизм является основополагающим качеством волонтёра. Как сказал Георгий Александров: «Альтруизм – самовозгорание во имя погашения чужой беды». Другим важным качеством волонтёра является гуманистическое мировоззрение.

Волонтёрство способствует становлению и реализации человека как личности, помогает  понять своё предназначение. Помогая другому, человек начинает понимать, что ему нужно. Человек получает возможность заявить о своей жизненной позиции, выразить своё внутреннее «Я», выразить свою гражданскую позицию активной деятельностью, направленной на защиту собственных взглядов и интересов, а не просто декларированием своих убеждений. Это важное условие социализации и развития личности. Волонтёрство даёт возможность человеку приобрести единомышленников, получить общественное признание, а также стать участником постоянных социальных и политических изменений.

Понятие волонтёрства тесно связано с формированием гражданственности, развитием взаимоотношений между человеком, государством и местным сообществом. С чем это связано? Волонтёрство начинается и происходит добровольно, а добровольный выбор, как отражение личной  позиции, - это основополагающий принцип волонтёрства.

Существует множество ярких примеров проявления населением своей гражданской позиции через волонтерство. Так, время летней аномальной жары в Подмосковье в 2010 году сотни добровольцев в течение нескольких дней самоорганизовались без помощи государственных органов, и стали тушить пожары, приобретать и подвозить лесникам и пожарным недостающее оборудование, собирать и распределять гуманитарную помощь для пострадавших. Они не остались в стороне и не посчитали обязанностью государственных структур решать проблему, но проявили свою гражданскую позицию. 2010 год многим запомнился не пожарами и аномальной жарой, а поисками пропавшей Лизы Фомкиной. Пятилетняя девочка потерялась в лесу вместе с тетей и в течение 5 дней ее практически никто не искал. И только когда информация о пропавшей попала в Интернет, сотни неравнодушных людей откликнулись и начали поиски своими силами Девочку искали около 500 добровольцев, прочесывая лесные завалы и жилые кварталы. Запоздалая реакция органов внутренних дел и МЧС привела к тому, что Лиза умерла от переохлаждения на девятый день со дня пропажи, ее нашли на десятый день. Потрясённые этой историей волонтёры, практически самостоятельно организовавшие поиски, решили объединиться, чтобы подобное больше не повторилось,  и организовали общественный поисковый отряд «Лиза Алерт».

Данные примеры демонстрируют, как человек может проявить свою гражданскую позицию в экстренных ситуациях, не дожидаясь помощи со стороны органов власти. Но помимо экстренных случаев  проявить свою гражданскую позицию можно и в повседневной жизни, помогая государству выполнять взятые им обязательства. Так, например волонтеры посещают детей в больницах (в утренние и вечерние часы), осуществляют гигиенический уход, читают с ними книги, играют в развивающие игры, гуляют, помогают воспитанникам детских домов и одиноким пожилым людям, помогают собрать необходимое количество средств для проведения дорогостоящих медицинских операций и т.д.

Социальную зрелость общества принято определять по тому, насколько активно население участвует в волонтёрской деятельности. В свою очередь, активная гражданская позиция, добровольное участие в общественных и политических мероприятиях способствует развитию демократии.

В заключении хотелось бы сделать следующие выводы.

В основе гражданственности лежит осознание человеком своего места и роли в обществе, своей ответственности за будущее страны, своего города и пространства жизни. Волонтерство является наиболее эффективным способом развития гражданственности населения, поскольку оно происходит по доброй воле, а волонтёр всегда сам принимает решения, которые влияют и на него, и на общество. Само по себе волонтёрство способно изменить мир, но ещё важнее, что оно помогает человеку становиться тем, кто способен его менять.

Участие в волонтерской деятельности – это результат интеллектуального, духовного развития. Как справедливо отметил Кофи Анан, седьмой генеральный секретарь ООН, «В сердце добровольчества/волонтерства собраны идеалы служения и солидарности и вера в то, что вместе мы можем сделать этот мир лучше…».

 

 ИСТОЧНИКИ:

  1. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка (современное написание слов). Изд. “Цитадель”, г. Москва, 1998 г
  2. Заславская Т.И. Социоструктурный аспект трансформации российского общества // Социологически исследования. – 2001. - №8.
  3. Заславская Т.И. Человеческий потенциал в современном трансформационном процессе // Общественные науки и современность. – 2005. - №4.
  4. Заступова И. В. К вопросу о сущности и содержании понятия «гражданственность»// Актуальные проблемы правоведения.-2005. - № 2.
  5. Филонов Г.Н. Гражданское воспитание: основные категории и понятия // Основы методики гражданского воспитания. - М., 2001.
  6. Филиппова Л. Эффективность гражданского воспитания: проблема критериев// Вестник Московского университета. – Сер. 18 : Социология и политология. – 2007. – №1.
  7. Ильин И.А. Собрание сочинений в 10 т.Т.4/Сост. и коммент. Ю.Т.Лисицы. – М.:Русская книга, 1994.  
  8. Иоффе А.Н. Современные вызовы и риски развития гражданского образования в России // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2006. – №9.
  9. Карпова Н.В. Политическая культура в процессе становления гражданского общества// Вестник Московского университета. – Сер. 18 : Социология и политология. – 2006. – №1.
  10. Капустина З. Я. Воспитание гражданственности в условиях обновляющейся России // Педагогика. - 2003. - № 9.
  11. Кузнецова Л.В. Развитие содержания понятий «гражданственность» и «гражданское воспитание» в педагогике XX в.// Преподавание истории и обществознания в школе. – 2006. – №9.
  12. Козлов А.А. О патриотизме. Основные понятия и краткий исторический аспект. // http://www.nravstvennost. info/library/ news_ detail.php? ID=2263
  13. Никитин А.Ф., Соколов Я.В. Российская педагогическая энциклопедия. - М., 1993.
  14. Никифоров Ю. Н., Скалина А. Н.. О понятии "гражданственность"//Известия АлтГУ - 2007, № 4-3
  15. Столыпин П.А. Мысли о России. М.: Российская политическая энциклопедия, 2006. – с. 128
  16. Скалина А.Н. Диссертационная работа: Гражданственность в современной России: сущность, структура, типология. - Уфа, 2009
  17. Сергеев В.В. - Формирование демократической гражданственности в социально-профессиональной среде сотрудников органов внутренних дел: вопросы теории и практики: специальный курс – Ставрополь: СФ КрУ МВД России, 2010.
  18. Стронин А. И. Этика гражданственности// Вестник Московского университета. Сер. Социология и политология. - 2000. - № 1.
  19. Политология / под ред. А.А. Радугина. – М., 2000.
  20. Гражданское образование: содержание и активные методы обучения. Под редакцией Н. Воскресенской и С. Шехтера. При участии А.Иоффе и Ч.Уайта. М.   2004. Третье, переработанное издание.
  21. Обучение гражданственности и европейским стандартам в области прав человека. Материалы международной конференции. МГИМО (У), 21-22 сентября 2006 г. СПб.: СКФ “Россия-Нева”, 2007.
  22. http://www.xapaktep.net


[1] Столыпин П.А. Мысли о России. М.: Российская политическая энциклопедия, 2006.- с. 69.

[2] Ильин И.А. Собрание сочинений в 10 т.Т.4/Сост. и коммент. Ю.Т.Лисицы. – М.:Русская книга, 1994. – с. 259.

[3] Кузнецова, Л.В. Развитие содержания понятий «гражданственность» и «гражданское воспитание» в педагогике XX в. // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2006. – №9.- с.18.

[4] Филиппова, Л. Эффективность гражданского воспитания: проблема критериев// Вестник Московского университета. – Сер. 18 : Социология и политология. – 2007. – №1.-с. 182

[5] Козлов А.А. О патриотизме. Основные понятия и краткий исторический аспект. // http://www.nravstvennost. info/library/ news_ detail.php? ID=2263

[6] Никитин А.Ф, Соколов Я.В. Российская педагогическая энциклопедия.-М., 1993.- с.224-225.

[7] Филонов Г.Н. Гражданское воспитание: основные категории и понятия // Основы методики гражданского воспитания. - М., 2001.- с.20-21.

[8] Сергеев В.В. - Формирование демократической гражданственности в социально-профессиональной среде сотрудников органов внутренних дел: вопросы теории и практики: специальный курс – Ставрополь: СФ КрУ МВД России, 2010. – с. 25

[9]  Сергеев В.В. - Формирование демократической гражданственности в социально-профессиональной среде сотрудников органов внутренних дел: вопросы теории и практики: специальный курс – Ставрополь: СФ КрУ МВД России, 2010. – с.19

Комментарии:0
Только авторизированные пользователи могут оставлять комментарии.
Войти используя:                    
Следите за нами Вконтакте Facebook LiveJournal RuTube YouTube
© Учреждение культуры
«Клаудвочер»
При перепечатке следует указывать источник
Программирование — «Potapov studio»