Преодоление гендерных стереотипов шло, тем не менее, с большим трудом: представление о женщине как, прежде всего, матери и «хранительнице очага» было характерно для многих культур (в том числе, и для во многом прогрессивной западноевропейской) вплоть до середины XX-го века.  При этом еще в XIX-м веке можно найти немало отдельных примеров формирования и проявления феминистского мировоззрения. Были они и в России. Так, созданное в 1812 году Женское патриотическое общество видело своей целью социализацию женщин, формирование их политического самосознания. В тот же период политическая активность «декабристок» изменила представление о роли женщин в истории страны. Будучи в Сибири, они передавали в Москву и Петербург политическую и философскую литературу, запрещенную режимом. Выполнялись ими и важные социальные задачи – сплочения и консолидации ссыльных посредством открытия публичных библиотек, медицинских пунктов, организации концертов и лекций.

А в 50-х гг. XIX-го века (в преддверии отмены крепостного права) с ростом протестного движения и народного самосознания появились и новые примеры социальной активности женщин. В 1859 году появилась первая воскресная школа для девочек, организованная в квартире дочери действительного тайного советника[1] Марии Шпилевской, которая сама вела уроки и приобретала необходимые учебные материалы. В двух комнатах можно было обучать 30 учениц.[2]

В том же году было открыто «Общество дешевых квартир». Инициатива его создания принадлежала наиболее известным русским феминисткам XIX-го века – дочери ссыльного декабриста Марии Трубниковой, потомственной дворянке Анне Философовой и дочери придворного архитектора В.П. Стасова Надежде Стасовой[3]. Общество арендовало дом на Васильевском острове, в котором расселило 23 семьи, предоставив по комнате каждой. Плата составляла восемь рублей, пять из которых доплачивало Общество. Но некоторые семьи не могли платить и этого. Тогда были организованы швейная мастерская, прачечная и магазин. Для детей же работающих мам был создан детский сад. В дальнейшем Обществом были построены школы, мастерские, столовые, в которых также трудились нуждающиеся женщины.

Позже, в 1862 году А. Философова открыла в Петербурге первую в столице женскую трудовую ассоциацию «Общество женского труда», а М. Трубникова и

Н. Стасова в 1863 году учредили женскую издательскую артель. По инициативе

А. Философовой и М. Трубниковой  в 1878 году в Петербурге появились Высшие женские курсы (Бестужевские). А в 1893 году Н.Стасовой было открыто «Общество вспоможения окончившим курс наук», направленное на трудоустройство образованных дам.  

Такое понимание реализации феминистских идей значительным образом отличало русских феминисток ХIX в. от западноеропейских, чьими принципами были освобождение женщин от социального гнета и реализация избирательного права. Шла планомерная (а не революционная) работа по ликвидации стереотипных социальных ролей, а во главе угла стояли усилия по профессиональной самореализации женщин. Показателен в этом смысле девиз «Помощь трудом!», начертанный на «Доме трудолюбия для образованных женщин» (основан в 1896 году в Петербурге)[4]. «Освобождение женщины» состояло в достижении ими финансовой самостоятельности, повышении самооценки. «Целесообразнейшая, единственно рациональная форма благотворительности должна состоять в предоставлении нуждающимся оплачиваемого труда, а не в милости, не в даровой помощи»[5], – отмечал созданный в 1900 году журнал «Женское дело».

Только спустя многие десятилетия эти идеи социальной ответственности приобретут широкое распространение в мире (а затем и в России) в среде предпринимательства, и особенно среди предпринимателей-женщин. Объясняя этот феномен, исследователи отмечают: «Сравнение этических установок мужчин и женщин-бизнесменов…,  позволяет сделать вывод,  что женщины более зависимы в деле от других,  поэтому их принципы и этичность бизнеса в целом в большей степени детерминируются сложившимся нравственным императивом в обществе.  Такая ситуация обусловливается…  традиционной гендерной установкой большинства женщин. Социальная ответственность женщин в предпринимательстве выше,  чем у мужчин.  Проявлением этой социальной ответственности является, с одной стороны, ориентация на гуманный менеджмент, как менеджмент,  учитывающий человека во всех его проявлениях,  с другой – выраженная ориентация на… социальную помощь»[6].

Кроме того, среди личностных особенностей женщин-предпринимателей, влияющих на их социальное поведение, выделяются следующие: высокая степень коммуникабельности, развитое чувство ответственности, большая открытость и гибкость, природная эмпатия, высокая эмоциональная чувствительность, дипломатичность, умение разрешать конфликты с проникновением в их суть. Также исследователи отмечают особенности мотивации женщин-предпринимателей: «бизнес у женщин ориентирован на состояние людей, которые рядом, за которых она несет ответственность. Внутренняя сенситивность порождает особую чувствительность к состоянию других людей,  которая в значительной степени регулирует мотивационный потенциал женщины-предпринимателя»[7].

Как и в прошлые столетия современные «женские» предприятия функционируют преимущественно в социально-значимых сферах, таких, например, как дошкольное образование, общественное питание, медицина, спорт, туризм, бытовые услуги, производство одежды и продуктов питания, консалтинг.

Сегодня в России немало примеров женского бизнеса, ориентированного изначально на социальный результат (что часто отличает российский вариант социального предпринимательства от других, в которых идея социального служения возникает уже после достижения значительных экономических результатов). Так, иппотерапевт Наталья Денисова (г. Сыктывкар), задумав создать Конно-спортивный клуб «Аврора», руководствовалась идеей помощи детям-инвалидам, на которых общение с лошадьми оказывает очевидный терапевтический эффект. Многие годы предприятие не только не приносило дохода, но и было фактически убыточным, часто выживая за счет пожертвований. Чтобы предприятие приносило хоть какую-то прибыль, было решено разводить и продавать пони, породистых щенков, отдавать в прокат лошадей для катания детей в городе. При этом сформировалась модель социального предприятия, в котором социальная составляющая и бизнес тесно взаимосвязаны: «Эти два элемента связаны по принципу сообщающихся сосудов — расширение поголовья ведет к расширению социальных услуг, нехватка статьи доходов на обеспечение социальной программы подталкивает руководителя к увеличению поголовья и его разнообразия, так в хозяйстве появляются пони и породистые собаки»[8]. Так, только через семь лет деятельность клуба стала самоокупаемой. И только следующей стадией станет привлечение ресурсов на развитие бизнеса.

Реализация социальной идеи в ущерб прибыли легла в основу и такого известного столичного проекта, как «Булки не растут на деревьях» (появился в декабре 2011 г.). Его автор Мария Иванова придумала оригинальный способ профориентации детей и подростков, который заключается в том, чтобы дать им возможность узнать о различных профессиях, а главное – попробовать себя в них. В проекте «с самого начала все работало на энергии команды, на одиночных меценатских взносах и участии единомышленников»[9],  объясняет предприниматель. Однако уже в 2013 году проект должен, по мнению своего основателя, стать прибыльным, для чего разработаны несколько моделей развития.

Еще один пример социально ориентированного женского предпринимательства – проект Владлены Тараскиной RUSINI (стартовал в 2010 г.) – первая в России социальная интернет-платформа краудрафтинга, т.е. коллективных инвестиций в тот или иной проект (сегодня их более 25-ти). Основная задача – помочь «всем, кто хочет участвовать в благотворительности, найти конкретные программы и людей, которые уже работают в сфере благотворительности»[10]. Еще одна необычная функция проекта – обмен навыками: «Каждый, у кого есть навык, которым он хотел бы поделиться, может его использовать для решения социальных проблем. Например, Вы умеете делать сайты…Вы можете научить подростков из неблагополучных семей этому, и при дальнейшем поиске работы это повысит их шансы трудоустройства»[11].

Таким образом, посредством женской предпринимательской инициативы решаются серьезные социальные проблемы. И происходит это даже, когда женский бизнес не имеет социальной направленности. Поэтому неслучайно он во многих странах мира активно поддерживается государством. Социологи отмечают, что существует прямая связь между количеством «женских» предприятий и уменьшением безработицы, снижением социальной напряженности в обществе[12]. Среди примеров – США, где в бизнесе до 40% женщин-руководителей или Великобритания, в которой каждое четвертое предприятие возглавляет женщина. Особую актуальность вопрос женского бизнеса приобретает в России, в которой отмечается постоянный рост женского населения (в структуре населения страны 54% женщин). Согласно демографическому прогнозу, к 2015 году разница между мужчинами и женщинами составит 10%, а к 2030 – 15%[13]. Таким образом, женщинам в ближайшей перспективе предстоит стать одной из ведущих сил, направленных на социально-экономическое развитие страны. В том числе, и посредством участия в социальных проектах. А поскольку «женщины более охотно и непринужденно говорят о социальном назначении предприятия и чаще принимают как естественные издержки выбора социального назначения предприятия в виде более скромных экономических результатов, меньшей финансовой устойчивости, большей зависимости от внешних обстоятельств и пр.»[14], становится очевидным, что и российский бизнес будет постепенно и уверенно двигаться в сторону социально ориентированных схем.

Но женщины сглаживают остроту социальных проблем не только своей трудовой деятельностью. Помимо предпринимательской активности, женщины охотно (вопреки призывам русских феминисток XIX-го века) решают социальные проблемы и посредством участия в добровольческом движении. По статистике, на одного мужчину-волонтера приходится, в среднем, три женщины[15]. Наибольшее число женщин-волонтеров в США – по разным данным от 56 до 62%[16]. Женщины преобладают и среди волонтеров Японии, что предсказуемо – большая часть волонтерских организаций работает в сфере социального обеспечения, оказывая помощь пожилым людям и лежачим больным.

Любопытно, что 12% немецких пожарных-добровольцев – женщины, спрос с которых не менее жесткий, чем с профессионалов-мужчин. Поэтому в свое свободное время они участвуют в регулярных учениях[17].

Первые женщины-волонтеры на Олимпийских играх появились на хельсинской Олимпиаде 1952 года, а в 1956 году в Мельбурне работала женская бригада, в задачу которой входило оказание разного рода помощи спортсменкам со всего мира[18]. Сегодня число женщин среди олимпийских волонтеров значительно превосходит мужчин. Так, по данным Оргкомитета Сочи-2014, 70% от общего количества кандидатов в волонтеры – женщины[19].

В целом же, согласно недавним исследованиям, среди добровольцев НКО в России женщины составляют 53%. Отечественные исследователи объясняют, почему женщины более склонны к добровольческой деятельности: «Женщины набирают более высокие очки на критериях альтруизма и сочувствия, больше ценят помощь другим, в большей степени чувствуют себя более виноватыми, когда они не проявляют сострадание в ожидаемой мере, и верят, что они, как и ожидается, будут заботиться о личных и эмоциональных потребностях других»[20]. Кроме того, женщины довольно легко принимают расширение своей роли жены и матери, поскольку привыкли к неоплачиваемой работе в процессе ведения домашнего хозяйства.

Таким образом, женщина вносит свой существенный вклад в развитие общества, зачастую разрушая все еще сильные традиционные представления о своем предназначении.  Ее социальная роль все более возрастает в условиях продолжающегося разрушения жестких иерархических структур управления (в которых доминировали мужчины) и перехода к более гибким – сетевым и виртуальным. А это, в свою очередь, дает женщине серьезное преимущество в реализации новых стратегий ведения бизнеса, ориентированных на построение команды единомышленников и достижение высоких социальных результатов.



[1] В дореволюционной России гражданский чин 2 класса в Табели о рангах. Его обладатели занимали высшие государственные посты.

[2] Яковкина Н.И. История русской культуры: XIX век. 2-е изд. СПб, 2002.

[3] Павлюченко Э. А. Женщины в русском освободительном движении: от Марии Волконской до Веры Фигнер. М., 1988.

[4] Пушкарева Н.Л. Гендерное равенство//НГСП ИНФОРМ . 2012. №2.

[5] Пушкарева Н. Русский феминизм//http://www.feminisnts.ru/феминизм/русский-феминизм

[6] Шокина И.А. Социальная поддержка женщин в сфере занятости// http://window.edu.ru/resource/279/50279/files/18.pdf

[7] З. Н. Попова. Гендерные аспекты предпринимательской деятельности. Саратов, 2002. С. 7.

[8] Социальное предпринимательство в России и в мире: практика и исследования. М., 2011. С. 161.

[9] Кретова М. Другой бизнес//Компания. 2012. 23 июля.

[10] Владлена Тараскина, основатель RUSINI, о социальном предпринимательстве в России и в мире//http://startupwomen.ru/novosti/vladlena-taraskina-osnovatel-rusini-o-sotcialnom-predprinimatelstve-v-rossii-i-v-mire

[11] Там же.

[12] Васильева Т.А. Роль женщин-руководителей в развитии социального партнерства в бизнесе, власти, гражданского общества// http://www.ex.ru/content/доклад-васильевой-та

[13] Всероссийский форум «Женщины в национальных проектах: стратегический ресурс нации»//http://viperson.ru/wind.php?ID=293227

[14] Социальное предпринимательство в России и в мире: практика и исследования. М., 2011. С. 269.

[16] Там же.

[17] Волонтеры плюс закон//Труд. 2012. 29 августа.

[18] Петров М. Игры добровольцев//Коммерсант. 2011. 30 ноября.

[19] Галицких О. Добровольцы пошли на конкурс. Кандидатов в помощники в четыре раза больше, чем вакансий//Российская газета. 2012. 2012. 25 сентября.

[20] Мерсиянова И.В. Факторы вовлеченности россиян в добровольческую деятельность//Гражданское общество в России и за рубежом. 2011. №2. С. 43.


Комментарии:0
Только авторизированные пользователи могут оставлять комментарии.
Войти используя:                    
Следите за нами Вконтакте Facebook LiveJournal RuTube YouTube
© Учреждение культуры
«Клаудвочер»
При перепечатке следует указывать источник
Программирование — «Potapov studio»