Я думаю, что уважение к героям, в различные эпохи проявляющееся различным способом,

является душой общественных отношений между людьми  и что способ выражения этого уважения служит истинным масштабом для оценки степени нормальности

или ненормальности господствующих в мире отношений».

Томас Карлейль

 

Общество не может обойтись без героев, которые определяют состояние духовного здоровья, воспитывают морально-нравственные и гражданские качества. «Единственное, что может направить нас к благородным мыслям и поступкам, - это пример великих и нравственно чистых личностей»[1], - заметил как-то Альберт Эйнштейн. То есть именно героям общество обязано формированию своих идеалов, которые определяют векторы общественного развития в ряде важнейших областей. По мнению американского философа Скотта ЛаБаржа (Scott LaBarge), «нам нужны герои, поскольку они помогают определить пределы наших устремлений»[2].

Поэтому неслучайно, в истории человечества начиная еще с древних цивилизаций, господствовал культ героя. Люди, совершающие героические поступки на пределе человеческих возможностей, выступали великой силой, ведущей за собой. И все эти подвиги нашли отражение в народном эпосе. Так, к примеру, историки отмечают особую роль национальной мифологии в процессе формирования государства в Древней Греции. В мифах страны боги и герои практически равны, грань между ними размыта. И именно героям посвящена значительная часть повествования. А это, в свою очередь, нашло отражение в мировоззрении последующих поколений: «Осада Трои, подвиги Ахилла, воспетые Гомером спустя тысячу лет, направили фаланги Александра Македонского на Восток. «Илиада» была любимой книгой великого завоевателя. Во всех походах он возил ее с собой. В результате походов Александра Великого Древний мир стал другим»[3]. Да и все последующие достижения цивилизации многие исследователи считают результатом деятельности выдающихся людей, увлекающих за собой остальных. Французский социолог Габриэль Тард полагал, что в основе социальной эволюции лежит непрерывное подражание массы герою. Такое подражание – осознанное и неосознанное – является главным механизмом взаимодействия героя и толпы и согласно русскому мыслителю Николаю Михайловскому: «Герой просто первый «ломает лед»…, делает    тот решительный  шаг,  которого  трепетно ждет толпа... Без сомнения, великие люди не  с неба сваливаются на землю, а  из  земли  растут  к  небесам.  Их создает та же среда, которая выдвигает и толпу, только концентрируя и воплощая в них разрозненно бродящие в толпе силы, чувства, инстинкты, мысли, желания»[4].

На самом деле, именно благодаря героям, в общественном сознании появляются границы морально-нравственной и поведенческой норм. Времена и герои меняются, но остается неизменным стремление человека к идеалу, примеру для подражания, превосходящему собственные возможности. В личности героев отражаются качества, которыми хотелось бы обладать. Через понимание человеком того, кто является для него героем, можно определить не только его приоритеты и жизненные цели, но некоторые стереотипы его социального поведения.

Поэтому как личность самого героя, так и критерии, по которым общество его относит к таковым, нередко определяют направления общественных явлений и процессов. Сегодня критерии героического поведения размыты. Они, скорее, отражают ценности того или иного сообщества, а не общества в целом.  Хотя, конечно, остаются и героические поступки безусловной значимости для большинства (подвиги в экстремальных ситуациях – в военных конфликтах, например), даже если кто-то в силу определенных причин пытается их девуалировать. И немало таких примеров мужества, самоотверженности среди современных героев, которые стали ими ценой собственной жизни. Так, в сентябре 2010 года матрос срочной службы Тихоокеанского флота Алдар Цыденжапов предотвратил взрыв в котельной эсминца «Быстрый», бросившись в горящий топливный отсек, чтобы отключить энергоустановку корабля. Его подвиг спас жизни трехсот членов экипажа. А в марте 2012 года офицер, командир одного из батальонов связи Дальневосточного военного округа Сергей Солнечников накрыл своим телом неудачно брошенную солдатом гранату, чтобы спасти от неминуемой гибели своих подопечных. Такой же подвиг в марте 2002 года в Чечне (в г. Аргун) совершил сержант внутренний войск МВД России Сергей Бурнаев. Ради спасения восьми своих товарищей он накрыл собой брошенную боевиками гранату.

Подобные подвиги демонстрируют  высокий потенциал  личных и гражданских качеств лучших из наших современников, повторяют подвиги героев Великой отечественной войны. Но в отличие от последних, имена современных героев почти неизвестны широкой общественности, – их память хранят только на малой родине, благодаря инициативе отдельных энтузиастов.

Впрочем, в настоящее время зачастую именно частные инициативы помогают нашим соотечественникам не забыть своих героев. Среди наиболее известных проектов: «Герои войны» (warheroes.ru), «Военный альбом» (waralbum.ru), «Герои чеченской войны» (geroichechni.ucoz.ru), «Победители. Солдаты Великой войны» (www.pobediteli.ru), «Солдат.ru» (www.soldat.ru).

Помимо героев различных войн, с недавних пор заслуженного внимания удостоились и гражданские герои. Среди подобных примеров – некоммерческий проект известного блогера, директора по маркетингу ЖЖ Олега Бармина «Герой России», рассказывающий о настоящих подвигах наших современников в разных уголках страны. «Это неправда, что эпоха великих свершений и подвигов осталась в прошлом. Что в сегодняшней жизни нет места самоотверженным поступкам и доблести. Настоящие герои, с которых можно брать пример, живут здесь, в современной России. И пусть прозвучит громко, но нет в мире лучшей страны, и людей, таких как у нас, тоже нет»[5], – объясняет идею создания проекта его создатель. Сайт не только знакомит с героями, но и позволяет поблагодарить каждого из них: истории сопровождаются опцией «Сказать спасибо!». Тот факт, что новые материалы появляются на сайте каждый день, говорит сам за себя. Очевидно, что героев, вопреки, распространенному мнению, не становится меньше. Просто рассказывать о них до недавнего времени было некому. Тем не менее, это является необходимым элементом воспитания и образования, поскольку «формирование позитивно-ценностного отношения к образу героя – важный аспект развития нравственных ценностей личности, закладывающий основы безопасного социального выбора»[6].

В этом контексте особое значение приобретает тот факт, что сегодня не уменьшается и число так называемых «социальных героев», ежедневно совершающих значимые социальные поступки на своем рабочем месте во имя идеи или потому, что просто не умеют по-другому. Большей частью это работники сферы образования, медицины, культуры. Именно им и их маленьким и большим социальным подвигам посвящен новый масштабный медиапроект с рабочим названием «Нужна помощь»[7]. Идейный вдохновитель проекта, журналист Митя Алешковский предполагает, что это будет площадка, на которой смогут пересекаться те, кто нуждается в помощи и те, кто эту помощь может предоставить – через специально организованный благотворительный фонд. Рассказывать  о социальных героях будут журналисты-волонтеры (более 60 чел.),  которых, помимо самого проекта, будут размещаться и в их «родных» СМИ по договоренности с руководством этих изданий (каналов, радиостанций). А поскольку журналисты представляют ведущие СМИ страны, охват потенциальной аудитории весьма велик. После публикации конкретной истории, начинается следующий этап – благотворительный фонд выделяет куратора, который ищет возможности для оказания помощи (материальные и другие ресурсы). Задача проекта – чтобы каждая проблема была не только обозначена, но и главное – решена.

Идея создания подобного проекта Алешковскому пришла случайно – после поездки в командировку в Тверскую область, в ходе которой удалось познакомиться с уникальным человеком – врачом, обслуживающим 300 деревень. Ему пришлось долго бороться с решением чиновников о закрытии своей больницы. Несмотря на все усилия, больницу все-таки закрыли. И тогда появилось желание помогать тем, кто решает серьезные социальные проблемы в одиночку.

Рассказывая о социальных героях, М. Алешковский объясняет: «Это люди, которые выполняют важную общественную функцию… Которые делают большое дело и испытывают при этом трудности. Кому важнее помочь — больному или скорой помощи, которая будет потом ездить к больным по 10 раз в день? Конечно, больному тоже нужна помощь, но если не будет скорой помощи, умрет и этот больной, и все остальные»[8].  Примеров множество: «Существуют проекты по созданию бизнес-школ для сближения жителей Северной Осетии и Ингушетии. Инвалид-колясочник, который организует службу такси для инвалидов, или научный сотрудник в музее в глубинке, который, несмотря на серьезные бюрократические трудности, продолжает хранить уникальные реликвии – все это наши «социальные герои», о таких историях мы будем рассказывать»[9].

Так в обществе, долгие годы лишенном идеалов, реализуется тяга к героическому, обозначается ценность и необходимость наличия героев. Любопытно, что  важность присутствия в общественной жизни социального героя была рассмотрена еще Карлом Юнгом, который показал, что изучение архетипа социального героя «раскрывает неисчерпаемый потенциал человека, вступившего на путь индивидуализации, обозначает пути трансформации индивида и общества»[10],  и, более того, позволяет определить составляющие социального и политического сознания современников.

Таким образом, благодаря возможностям Интернета страна начинает узнавать своих настоящих героев. Правда, подобного рода проекты занимают ничтожную долю сетевого пространства. Куда большая его часть формирует другие представления о должном. Здесь зачастую имеет место пренебрежение социальными стереотипами, а иногда и полный отказ от них. И настоящими героями Интернета становятся совсем другие персонажи – откровенно эпатажные и даже нередко асоциальные личности, шансы которых получить широкое признание вне Сети, равны нулю.

Когда уходят герои, на арену выходят клоуны.

Генрих Гейне

Неудивительно, что в эпоху массовой культуры любое мнение, принятое большинством, мгновенно тиражируется в Сети в гигантских масштабах, формируя стереотипы сознания. При этом прежним героям и идеалам места почти не осталось. “Аксиологическая дезориентация, отсутствие позитивных примеров и образцов поведения, разногласия в «должном» и «принятом»”[11] приводят к формированию других ценностных ориентаций, а на место новых героев приходят часто чудаковатые, нелепые персонажи. Эта тенденция приобрела планетарный масштаб. Люди с сомнительной репутацией становятся настоящими интернет-героями. Так, 34-летний бездомный китаец Чен Гу Джон, благодаря случайному попаданию в объектив фотографа-любителя и последующей за этим публикации на одном из интернет-форумов, приобрел широкую популярность, и вскоре стал известной моделью китайского подиума. А бразильская труженица борделя Ракель Пачеко прославилась на весь мир откровенными зарисовками о своих нелегких трудовых буднях, выложенными в персональном блоге. На основе этих ее публикаций в 2011 году был снят – ни много ни мало – полнометражный фильм.

Таких примеров немало и в России. Героями Сети стали такие, мягко говоря, неоднозначные персонажи, как герой автобиографичного любительского сериала на YouTube наркоман Павлик, скандальный и эпатажный видеоблогер Рома Желудь, «нашистка» Света Курицына, получившая популярность в Сети благодаря своим нелепым, безграмотным высказываниям в поддержку партии власти в интервью газете «Московские новости». Последняя  даже получила работу на одном из прокремлевских телевизионных каналов. Этот симптоматичный факт не мог не оставаться без внимания общественности и представителей СМИ. Журналист британской газеты «The Times» Марк Беннетс отмечал: «Думаете, 19-летняя девушка без опыта работы на телевидении, да к тому же, видимо, не способная строить связные предложения, не может стать ведущей на федеральном канале? В России это возможно: верность Путину ценится намного дороже, чем какие-то там таланты»[12].

Даже если не рассматривать последний пример в политическом контексте, он, как и многие другие, демонстрирует тенденцию: получить широкую известность сегодня может каждый, вне зависимости от своих интеллектуальных, морально-нравственных характеристик. И к такой популярности стремятся многие маргиналы. К чему может приводить подражание таким «героям», известно: изменение системы ценностей у современных подростков давно тревожит родителей и школьных учителей. Но это наша современная реальность: «Интернет становится полноценным социальным лифтом. Он изменяет способы поиска и завоевания места в мире. Дети с малых лет начинают понимать: в Интернете можно добиться легкой славы, и для этого не обязательно быть самым умным, самым талантливым… Часто не важно, с каким знаком – плюсом или минусом, – идет интернет-популярность. Интернету нравится все необычное или шокирующее. Репутация? Об этом слове в традиционном понимании можно забыть»[13].

Таким образом, как в России, так и в остальном мире, активное интернет-сообщество (посредством новых коммуникационных инструментов) вытесняет традиционные каналы формирования общественного мнения и зачастую определяет примеры для подражания, в том числе формируя образы героев. При этом крайне пассивная роль государства в выявлении и прославлении героев неизбежно приводит к нравственной дезориентации, деформациям в духовном развитии.  Даже традиционное признание заслуг соотечественников посредством вручения высоких государственных наград теряет свою былую значимость. Сегодня орден «За заслуги перед Отечеством» (четырех степеней), предназначенный для поощрения за особо выдающиеся заслуги перед государством, наряду с настоящими героями, вручается чиновникам Администрации президента, Правительства РФ, членам Центральной избирательной комиссии и даже активистам прокремлевского молодежного движения (заслуги которых перед Отечеством, вероятно, особенно значительны). В этом факте, помимо прочих, находит отражение современная государственная идеология, явно демонстрирующая свои представления о «заслуженности». При этом вызвал немало удивлений тот факт, что настоящему герою страны, космонавту Максиму Сураеву Министерством обороны РФ было сначала отказано во вручении награды Героя России за «недостаточностью оснований». Речь идет о человеке, который внес весомый вклад в развитие страны, способствовал поднятию ее престижа, успешно выполнил – по поручения государства (!) – программу научно-практических исследований. Только после широкой общественной компании в поддержку Героя Максим Сураев все-таки получил свою заслуженную награду, но «осадок остался».

Неудивительно, что в нынешней ситуации общество не знает своих истинных героев, их подвиги часто остаются незамеченными, а государственная пропаганда нередко навязывает свое представление о героях, образы которых далеки от тех, на которые следует равняться. Поэтому становится уже привычной ситуация, когда «народными героями считают тех, кто от безысходности и бесполезности государства пошел наводить порядок своими руками, в том числе и против самого государства»[14]. Это и так называемые «приморские партизаны» (а попросту преступники), убивавшие сотрудников тогда еще милиции[15], которые покрывали наркоторговлю, и общественные активисты, преследующие педофилов, и борцы с «мигалками» на дорогах и др. Все эти новые «герои нашего времени», часто преступающие закон, – следствие недальновидной политики государства, коррупции, бездарности пропагандистской идеологии и, наконец, отсутствия хоть какой бы то ни было национальной идеи. В отсутствие образцов для подражания общество само создает своих героев, потому что ему это просто необходимо: «История мира – это история героев. Герой – сердце цивилизации. Он дает ей силы, вдохновляет людей. Он – олицетворение смысла и цели»[16].  

 


[1] Альберт Эйнштейн. Полезно прочитать//http://maestroclass.biz/raznoe/albert-eynshteyn-polezno-prochitat

[2] Scott LaBarge. Heroism: Why Heroes are Important// http://www.scu.edu/ethics/publications/ethicsoutlook/2005/heroes.html

[3] Воробьев М. Общество без героя// http://www.russdom.ru/node/4778

[4] Е.Н. Князева. Одиссея научного разума. Синергетическое видение научного прогресса. М., 1995. С. 353.

[6] Теряева О., Шабров П.  Образ героя и социальная безопасность//Народное образование. 2012. №1.

[7] Сайт проекта был запущен 10 сентября 2012 г.

[8] «Мы не хотим с государством ни спорить, ни воевать». Фотограф Митя Алешковский о проекте «Нужна помощь»//

[9] Митя Алешковский: «Если "социальным героям" не приходит помощь от государства, то она должна прийти от нас»// http://www.asi.org.ru/ASI3/rws_asi.nsf/va_WebPages/175D418F66AB1FFF44257A75005029ABRus

[10] Исмиева В.М. Проблема социального героя в философии К.Г. Юнга//Автореферат на соискание ученой степени кандидата философских наук. М, 2006.

[11] Теряева О., Шабров П. Указ.соч.

[12] Беннетс Марк. Как пробиться в Москве: достаточно проявить симпатию к Владимиру Путину//http://www.inopressa.ru/article/24Jul2012/times/tv.html

[13] Швецова К. Из «язя» в «князи»: Интернет как социальный лифт// http://www.ruformator.ru/statyi/290612/iz-yazya-v-knyazi-internet-kak-socialnyy-lift

[14] Буслов А. О супергероях, фильмах и просто так// http://mymaster.livejournal.com/309990.html.

[15] События происходили в 2010 г.

[16] Де Куатьэ А. Всадник тьмы. СПб., 2005. С.100.

Комментарии:0
Только авторизированные пользователи могут оставлять комментарии.
Войти используя:                    
Следите за нами Вконтакте Facebook LiveJournal RuTube YouTube
© Учреждение культуры
«Клаудвочер»
При перепечатке следует указывать источник
Программирование — «Potapov studio»