XI век. Первая прямая демократия

В Исландии нет железных дорог, она находится на 105-м месте в мире по занимаемой территории, на которой живёт 318 тысяч человек, считающих себя наследниками самой старой демократической системы в мире. На протяжении большей части своей истории Исландия находилась под частичной властью Норвегии или Дании. Но до той поры, и начиная со времени основания, страна управлялась с помощью тинга – собрания викингов, похожего на новгородское вече. Политическое устройство государства в X-XI веках мы знаем в первую очередь по сагам, которые представляют управление тем делом, в которое включён каждый викинг.

Конечно, общество викингов непохоже на то, что может быть основой для системы равенства прав и возможностей, так как по сути оно представляет собой военный совет. И древнюю систему исландской демократии следует рассматривать с этой поправкой. Тем не менее, нельзя отрицать: они действовали в соответствии с принципом всеобщего участия, и только с появлением норвежских завоевателей в Исландии появилась вертикальная иерархия.

Пройдя сложную историю зависимости, сначала от Норвегии, затем – от Дании, к 1944 году Исландия стала независимым государством. Система правления – парламентская республика. Принципы древней демократии проявляются и в современном исландском обществе, по крайней мере в отношении равенства полов. Руководящие посты не раз занимали женщины, от первой выбранной на всеобщих выборах президента Вигдис Финнбогадоттир до текущей главы парламента Йоханны Сигурдардоттир. В Исландии действуют общины, территориальные объединения, в которых жители участвуют в городском и отчасти – государственном правлении. На протяжении полувека независимости количество общин снижается, и сегодня их 76, но нужно учитывать, что общины существовали и пересоздавались в разных формах на протяжении всей истории страны.

Одним из главных источников дохода для исландцев является рыбное дело, также страна известна своими непростыми климатическими условиями, регулярно извергающимися вулканами и действующими гейзерами, служащими источниками энергии, и только в последние годы проявившимися как объект для туристов. 90% домов в Исландии получают отопление от термальных  источников, что считается одним из самых экологически правильных способов. Учитывая своеобразные условия и географическую удалённость страны, её самообеспечение неудивительно. Более удивительно, что молодые люди, уезжая учиться в Великобританию, США или скандинавские страны, потом возвращаются на свой северный остров.

Несмотря на то, что Исландия находится на периферии, если смотреть на неё с точки зрения географии, она достаточно заметна. До нашего времени дошли знаменитые исландские саги, и созданная на их основе культура, ставшая частью общей картины европейского Севера. Современная культура Исландии тоже является частью мирового культурного процесса, например благодаря певице Бьорк. Исландские вулканы – это основные действующие вулканы Европы, и, к сожалению, их труднопроизносимые названия становятся известны всему миру. Извержение Эйяфьятлайокудль в 2010 году действовало на всю Европу из-за выбрасываемых в воздух веществ и перекрытых воздушных путей сообщения. Но в последние несколько лет Исландия стала известна своей политической ситуацией: положением во время кризиса и прямой демократией, с помощью которой бедственную ситуацию удалось преодолеть[1].

Исландский кризис

В 2008 году Исландия стала первой европейской страной, пострадавшей от кризиса. Долги исландских банков составили 40 миллиардов евро, что в девять раз больше, чем ВВП страны. Исландия стала первой европейской страной, взявшей деньги в долг и Международного валютного фонда. Из-за резкого падения курса исландской кроны все показатели некогда благополучной небольшой страны резко упали, местный бизнес оказался в самом невыигрышном положении, темпы инфляции стали катастрофическими, и уже начали говорить о массовой эмиграции[2].

Причины исландских проблем оказались в особенностях взаимодействия банков и государства. Банки имели максимум свободы действия, и управление курсом валюты страны оказалось почти полностью подвластно частным структурам. Такая свобода финансовых отношений сделала Исландию привлекательной для участия в международных валютных торгах, и капитал банков создавался за счёт обмена курсов валют и игры на бирже, которой занимались инвестиционные банкиры разных стран.

Государство не пыталось координировать валютные операции, и небольшая страна стала наполняться деньгами, полученными в результате финансовых операций. Деньги в руках населения не были подкреплены ничем, кроме банковских обязательств. Но они тратились не на ипотеку, кризис был непохож на американский, и главное, сами люди в меньшей степени разделяли вину с банкирами. Более того, когда Glitnir, Landsbanki и Kaupthing – три крупнейших исландских банка, оказались в долгах, а курс кроны по отношению к евро упал вдвое, стало ясно, что продолжать такую политику невозможно.

Долги банков шестикратно превышали ВВП страны, и начать его отдавать значило бы подчинить всю экономическую жизнь на несколько лет только этой задаче.[3]  Международное сообщество, во главе с Великобританией (именно английские и голландские банки больше всего участвовали в отношениях с исландскими банками) настаивало на том, что население страны должно в этих условиях заплатить по долгам. Разумеется, эта плата была бы косвенной, но очень внушительной. По предложенному проекту под названием Icesave bill провели референдум. Большинство парламентариев высказалось за принятие этого закона. На референдуме 93% проголосовали против. Проект был отклонён. После 14 недель протестов правительство ушло в отставку. Социал-демократическому альянсу и левому зелёному движению было поручено сформировать новое правительство, которое и управляет Исландией сегодня. Под руководством нового правительства страна вышла их кризиса и перешла к росту экономики.

Референдум и прямая демократия

Исландцы не захотели заниматься покрытием банковских долгов. И им удалось изменить решение мирового сообщества и финансовых законодателей о том, чем заниматься их стране. Как выразился в своей колонке лауреат Нобелевской премии Пол Кругман, «Где другие брали на поруки банкиров и заставляли общественность платить, Исландия позволила банкам разориться и расширила сеть социальной поддержки. Где все были помешаны на том, чтобы успокоить международных инвесторов, Исландия наложила временные ограничения на движения капитала, чтобы получить возможность для манёвра»[4].

Вместе с протестами по конкретному вопросу, был поднят и вопрос об изменении Конституции. Предыдущая конституция существует со времени появления независимой Исландии, то есть с 1944 года. В декабре 2010 года была собрана Национальная Ассамблея, и 1000 человек стали народными представителями в обсуждении новой Конституции. Требования заключались в первую очередь в снижении роли президента, расширении и распределении властных полномочий между гражданами и общественными организациями. Вскоре была выбрана вторая, Конституционная Ассамблея, и уже она непосредственно занималась подготовкой предложений по Конституции. На Facebook-стене проекта собирались предложения от граждан. В итоге было собрано более 3 тысяч предложений и несколько сотен отдельных проектов, и летом 2011 года сделанный совместно вариант Конституции был передан Парламенту. В мае 2012 года Парламент одобрил его и распорядился собрать референдум уже по поводу принятия новой Конституции. Процесс перехода к новым отношениям власти пока продолжается и о его итогах говорить рано.

Проект конституции нельзя назвать радикальным. Он предполагает, что Исландия остаётся парламентской республикой. Более того, он предполагает отчасти расширить полномочия этого органа, правда, компенсируя уменьшение власти президента. Отдельные пункты регулируют свободу передвижения информации, ряд дополнений направлен на то, чтобы не повторить ситуацию 2008 года. В частности, Парламент обязывается к проведению контроля над финансовыми организациями. 10% избирателей теперь могут иметь  право  требовать референдума по любому закону, принимаемому парламентом, а 2% могут предлагать проекты законов. Важная статья предполагаемой Конституции – вынесение на референдум любых решений о суверенитете страны, которые могут появиться в связи со вступлением в международные организации.[5] Предполагается создание нового совета, который будет следить за соответствием новых принимаемых законов Конституции, а также увеличение прозрачности всех процессов, происходящих на разных уровнях государственной политики[6].

После того, как было принято решение не поддерживать банки, а новое правительство начало протекционистскую политику, международное внимание к Исландии несколько уменьшилось. В основном комментаторы разделились на два лагеря. Одни утверждают, что в Исландии появилась прямая демократия, и народ проявил свою волю, заставив политиков и банкиров подчиниться[7]. Другие, напротив, критикуют недостаточность принятых мер: слишком мало было дискуссий, стоило бы более активно включать людей в политический процесс, и т.п.[8]

Действительно, пример Исландии очень важен как первый опыт консолидации людей при выходе из кризиса. Такая ситуация едва ли могла иметь место в прошлом, когда большинство людей не было так образовано и настроено на мирное решение проблемы. Не менее важно и то, что исландцы не остановились в своих попытках изменить ситуацию в стране. Они не только перешли к протестной деятельности, но направили её на выработку конкретных политических решений – написание Конституции и лоббирование необходимости её изменения в парламенте.

Вместе с тем, нужно понимать, что население Исландии , 318 тысяч человек – это население небольшого российского города. И естественно, что механизмы участия и создания договорённостей в таком случае отличаются от тех, что существуют в больших странах. Кроме того, из-за сложного климата и традиций рыболовства в Исландии достаточно много поселений, сосредоточенных на берегу. И каждое из поселений, по крайней мере, многие из них, имели общинные основания. С точки зрения такой уникальности обстоятельств, Исландия – это страна с условиями, благоприятными для прямого политического участия. Экстраполировать её опыт на другие страны невозможно (как и в ситуации с Швейцарией, хотя и по ряду других причин).

С другой стороны, нельзя говорить о радикальности предложений, сделанных в рамках проявления политической воли народа. Да, это был первый и последний пока случай отказа страны платить за долги банкиров. Но Исландия была в выигрышной по отношению к странам ЕС ситуации – у неё отдельная валюта. Пересмотр Конституции, существующей с 1944 года – тоже процесс закономерный, тем более, что требования прозрачности и отчётности выглядят вполне выполнимыми.

Исландия остаётся республикой с сильным парламентом, и те изменения, которые были начаты, едва ли приведут к изменению её состояния. Исландцы смогли реактивно и стихийно организовать процесс изменения политического участия. Станет ли такая форма участия повседневной нормой – пока открытый вопрос.



[1] Уже при новом правительстве было отклонено предложение о вступлении Исландии в ЕС.

[2] По материалам Statistics Iceland http://www.statice.is/ и http://www.iceland.is/arts-culture/

[3] "Iceland lost almost 5000 people in 2009" (PDF). Retrieved 2012-01-08.

[4] From Crisis to Direct Democracy? – The Case of Iceland Written by: Carsten Berg, Germany Published by: democracy international January 2012 http://www.democracy-international.org/fileadmin/di/pdf/papers/Direct-democracy-Iceland-Democracy-International.pdf

[5] The Path Not Taken Paul Krugman October 27, 2011 http://www.nytimes.com/2011/10/28/opinion/krugman-the-path-not-taken.html?_r=0

[6] Проект конституции Исландии передан в парламент http://piratemedia.ru/news/politics/i-government/item/2910-proekt-konstitutsii-islandii-peredan-v-parlament.html

[7] WHY ICELAND SHOULD BE IN THE NEWS BUT IS NOT August 25, 2011 http://bellacaledonia.org.uk/2011/08/25/why-iceland-shold-be-in-the-news-but-is-not/

[8] Real democracy in Iceland? KRISTINN MÁR ÁRSÆLSSON 12 November 2012 http://www.opendemocracy.net/kristinn-m%C3%A1r-%C3%A1rs%C3%A6lsson/real-democracy-in-iceland

 

Комментарии:0
Только авторизированные пользователи могут оставлять комментарии.
Войти используя:                    
Следите за нами Вконтакте Facebook LiveJournal RuTube YouTube
© Учреждение культуры
«Клаудвочер»
При перепечатке следует указывать источник
Программирование — «Potapov studio»