Сквозь ямы к парламентаризму

В России программа по «электронной демократизации» началась при президенте Дмитрии Медведеве. Он сразу заявил о том, что для развития разных форм электронного правительства мы будем использовать самый успешный зарубежный опыт, но разработки своего интерфейса шли достаточно долго. Первый опыт внедрения «Госуслуг» вызывал противоречивые отзывы, но со временем система улучшалась, и количество граждан-пользователей увеличивалось. Возможность подачи документов или оплаты счетов через интернет поначалу казалась неудобной из-за невысокого уровня вовлечённости людей в использование технологий, представлялось, что бабушки окажутся вынуждены внезапно осваивать все премудрости самостоятельно, и конечно не справятся. Но эта проблема постепенно отступила, учитывая негативный опыт прошлых инновационных мер, на это раз правительство стало вводить электронные услуги более постепенно и социальной неприязни к нововведениям почти не было.

Сегодня уже разработана мобильная платформа для госуслуг, отдельные приложения создают регионы. Например, не так давно началось использование системы «Электронный Краснодар», разработанное специально для города. Благодаря этому сервису, краснодарцы  могут получить информацию об объектах строительства на территории города, проверить, является стройка законной или нет, уведомить ведомство  о новых строящихся объектах или  направить сведения о значимых проблемах  городской инфраструктуры, указав на карте их местоположения и приложив фотографию. 

Во всём мире эти два направления: федеральное и местное, развиваются параллельно. Например, во многих странах Европы есть возможность наблюдать за работой парламента.  С помощью приложения German Parliament  можно получать последние новости из жизни парламента Германии и узнавать информацию и его членах или комитетах, даже когда пользователь находится в оффлайне, а также слушать аудио-выступления парламентариев. 

В разных штатах США вводят программы для того, чтобы упростить общение населения и государственных служб. Так в штате Западная Вирджиния есть приложение Suspicious Activity Reporting Application. С его помощью американцы могут оперативно сообщить правоохранительным органам о подозрительных лицах и вещах. Для этого нужно сделать фотографию или видео, указать координаты через GPS, описать ситуацию и отправить эту информацию правоохранительным властям. Пользователь может отправить сообщение анонимно или указать свои данные.

В Великобритании выпущено приложение My Council Services, с помощью которого англичане могут сообщать местным органам власти о городских проблемах. Пользователю необходимо зарегистрировать в системе, указать свой адрес электронной почты и номер мобильного телефона, после чего можно отправить сообщение и фотографию о существующей проблеме (неработающие уличные фонари, отсутствие урн на улице и др.). Приложение интегрировано с  Google Maps и автоматически определяет местонахождение происшествия. После этого данные направляется ведомству, которое ответственно за решение данной проблемы. В свою очередь, и ведомство может посылать в ответ сообщения  о статусе работы, отвечать на запросы, отправлять отчеты.

В России инициатива по созданию таких структур происходит не только сверху, но и от общественных и политических объединений. Самый известный пример – деятельность оппозиционного политика Алексея Навального. Кроме проекта, направленного против чиновников «РосПил», популярностью пользуется более практически ориентированная программа «РосЯма». Недавно у проекта появились мобильные приложения для iPhоne и Android. С помощью мобильных приложений пользователь может сделать снимок ямы/люка/разбитой дороги, указать местонахождение на карте и отправить всё это на сайт РосЯмы. После добавления дефекта ему становится доступно уже готовое PDF-заявление в ГИБДД, которое можно сразу распечатать, либо выслать по электронной почте. Дефект появится на сайте в независимости от того, отправили вы заявление или нет. Если в течение 37 дней придет ответ из ГИБДД о том, что все  повреждения были исправлены, то можно  будет сменить статус на «Отремонтировано». В противном случае можно будет  написать жалобу в прокуратуру, но уже  только через сайт РосЯма.

Попытки организовать с помощью технологий взаимодействие россиян с социальными службами пока не вполне удачны. Приложение iMogu, разработанное для пользователей iPhone, предоставляется возможность оценить работу сотрудников полиции, медицинских работников и сотрудников образовательных учреждений. С помощью этого приложения, распространяемого бесплатно, граждане могут высказывать свое мнение о качестве предоставляемых им государственных услуг . Основным ограничением здесь является не сложность сбора информации от граждан, а дальнейшее ее использование. Пока такого рода приложения скорее могут служить информационным фоном, чем реальным управленческим инструментом для органов государственной власти.

Электроспасатели приходят на помощь

Государственные и общественные организации создают технологии для помощи в экстренных ситуациях. Об успехах говорить пока рано, но с каждым годом возникает всё больше ситуаций, когда можно проверить, работает ли оповещение служб спасения. Недавно МЧС России разработало и  выпустило приложение «Мобильный спасатель» для iPhone, позволяющее нажатием одной кнопки вызвать оперативные службы и оповестить о беде родственников.

Выпущено мобильное приложение «Мобильная полиция» на базе Android, которое позволяет вызвать полицию и оповестить своих родных и близких о том, произошла экстренная ситуация. Также приложение позволяет наблюдать за местоположением контактов, которые установили приложение и разрешили видеть их координаты. В том же приложении, созданном МВД есть памятки и инструкции для поведения в нестандартных ситуациях. Приложение запущено недавно, и по России пока нет статистики использования таких приложений.

Опыт использования технологий в критических ситуациях уже накоплен Израилем. Там внедрена система MassAlert. Она позволяет властям не только предупреждать население о возникновении чрезвычайных ситуаций, но и руководить действиями граждан через их мобильные телефоны. Массовая рассылка СМС-сообщений на мобильные телефоны очень актуальна после техногенного взрыва или террористического акта: таким способом гражданам можно быстро предоставить информацию о путях эвакуации или сделать иные важные объявления. Система позволяет отправлять «горячие» информационные сообщения с учетом местоположения клиента сотовой связи (по близости к тому или иному передатчику оператор может определять примерное расположение своего абонента). Таким образом, находящимся в непосредственной близости от катастрофы людям может прийти сообщение срочно покинуть опасную зону, а тех, кто находится вне опасности, напротив, успокоят и попросят не приближаться к зоне бедствия. Системы СМС-оповещений развиты в Индии, США, Великобритании и Индонезии.

Для жителей опасных в отношении землетрясения регионов разработано приложение Earthquake Alarm. Оно может подсказать, есть ли поблизости с пользователем землетрясение, определяя местоположение пользователя на карте с помощью GPS. Кроме того, если ночью вблизи местонахождения  пользователя будут замечены подземные  толчки, то приложение его разбудит. 

Всё большее распространение приобретают системы оповещения родителей о том, что происходит с их ребёнком. Недавно в США появилась программа, которая позволяет родителям с помощью бесплатного  приложения Child ID заранее зафиксировать на мобильном устройстве информацию о своем ребенке, включая рост, вес, отпечатки пальцев, особые приметы, а также загрузить фотографию. В случае пропажи ребенка эту информацию можно оперативно передать полиции в несколько кликов.

Для  Windows Phone разработано американское приложение Amber Central . Оно помогает родителям в поиске пропавших детей. Приложение включает в себя  оперативную информацию из Национального центра, занимающегося пропавшими детьми (NCMEC), включая информацию о ребенке, где и когда было зафиксировано сообщение о пропаже. Можно отсортировать объявления о пропавших детях по штатам, можно сделать выборку по текущему местонахождению пользователя. В случае, если пользователь знает что-то о пропавшем ребенке, он может в круглосуточном режиме, нажав одну кнопку позвонить и сообщить информацию.

И пока только начинается использование на мобильных платформах инструментов по оповещению местных сообществ и привлечению волонтёров. Один из первых таких инструментов - Ushaidi's Mapping Application. Это приложение для информирования и привлечения волонтёров. Оно позволяет любому выложить информации о кризисной ситуации, она отобразится в меню и на карте.

Современному государству необходимо включаться в освоение новых технологий, чтобы обеспечивать свою власть. Но не в меньшей степени самоорганизация необходима для самих граждан. Если мы не создаём сильных горизонтальных связей, не развиваем систему взаимопомощи, в том числе и с помощью техники, странно ждать помощи от государства. Ведь постепенно в интернете создаётся новая система общественного договора, в которой заслуги каждого становятся видны и прозрачны.

Комментарии:0
Только авторизированные пользователи могут оставлять комментарии.
Войти используя:                    
Следите за нами Вконтакте Facebook LiveJournal RuTube YouTube
© Учреждение культуры
«Клаудвочер»
При перепечатке следует указывать источник
Программирование — «Potapov studio»