Например, при феодализме самыми заслуженными были феодалы, т.е. собственники земли, затем аристократия и так далее. Соответственно, они и имели наибольшее количество ресурсов. Заслугой считался сам факт рождения человека в семье, занимавшей определенное общественное положение.   Когда на смену феодализму пришли буржуазные революции и зародился капитализм, изменилось и понятие заслуги. Мерилом заслуг стали деньги, и возможность заработать их своим трудом появилась практически у каждого человека. 

А что происходит в последнее время? Мы видим, что люди стали выходить на улицу и требовать изменений, новой справедливости. Последние примеры - это Болотная, Арабская весна, Occupy Wall Street. Люди не хотят жить как прежде. И основная причина этому то, что сегодня нам нужны новые ценности. Деньги больше не могут быть эквивалентом заслуги. Они могут определить только экономические заслуги. Деньги постоянно дешевеют, они «пустые», из-за нескольких человек в мире может случиться глобальный кризис. Деньги непостоянны. Возможна и другая причина – мы, как общество стали взрослее, и поняли, что заслуги не могут быть измерены тем, в чем заложена только одна – экономическая – ценность. Поймите меня правильно, я не против денег. Но, на самом деле, мы всегда знали о том, что есть другая составляющая заслуги – нематериальная. Именно поэтому у нас есть статус героя, народного артиста, заслуженного деятеля и т.д. И людям сегодня нужна другая ценность.

Мы придумали, как изменить ситуацию. Мы не хотим говорить о том, что что-то плохо или неправильно, мы говорим о том, с чем все согласны – заслуженные люди должны получать наивысшие места в социуме, влиять на происходящее, иметь доступ к наибольшему количеству ресурсов. Возникает вопрос: а как определить заслуженных? Для этого мы разработали технологию Банка заслуг. Вся система строится вокруг реализации социальных общественно-полезных проектов. Каждый участник может внести посильный вклад: это могут быть как деньги, так и время (волонтерские часы) или любые другие ресурсы. Соответственно, каждый, сделавший вклад, становится социальным инвестором. При этом вклад еще не означает заслугу. За свой вклад участник получает социальную валюту – лепты, и в рамках этого вклада может оценивать деятельность других.  

Помните притчу о двух лептах вдовы? Бедная вдова пожертвовала на храм 2 лепты. Иисус указал на нее ученикам и сказал:

 - Вклад этой женщины больше, чем вон того богача, положившего много денег.

- Почему? – удивились ученики.

- Да потому, что это были две ее последние лепты.

То есть, вклад не может определяться только экономически, есть еще одна – эмоциональная, ценностная составляющая, - которая деньгами не учитывается.

То же самое происходит и в рамках Банка заслуг. Например, я вложил миллион рублей и построил мраморную песочницу, которая никому не нужна. Дети боятся в ней играть. Несмотря на большой вклад, я получил ноль заслуг. А мой сосед вложил свои доски и два часа времени, и сколотил во дворе песочницу, которая нравится детям. И за это заработал заслуг на миллион. Получается, что заслуга  - это оценка обществом вклада каждого участника, соизмерение чьих-то действий со своими личными ценностями. 

И здесь очень важный момент следующий. Оценивать других может только тот, кто внес собственный вклад. Почему? Да потому, что мне неинтересно мнение человека, который ничего не делает, но я готов прислушаться к мнению того, кто, как и я, трудится на благо общества.

Фактически, это механизм оценки социального эффекта. Начисляя лепты за реализованные проекты, мы каждый раз соизмеряем результаты этих проектов со своими индивидуальными ценностями, таким образом определяя, что и кто заслуживают нашего внимания, а что нет. Получить заслуги в рамках Банка заслуг могут только те, кто участвует. Эта логика лежит в основе всего проекта, инициативы Экономики заслуг. В рамках этой инициативы мы предлагаем договориться. Давайте договоримся, что на основе логики заслуг будут распределяться места чиновников, заключаться госконтракты, даваться госзаказы. На основании заслуг человек будет иметь преимущество при устройстве на работу, льготы при оплате налогов и т.п.

Несколько лет назад, уже после долгих экспериментов в  сфере благотворительности, пообщавшись и поработав с корпорациями, я сформулировал идею Экономики заслуг. Поехал в Индию, чтобы ее осмыслить, рассказал другим. На следующий день некий человек принес мне распечатку о пророчестве Эдгара Кейси о том, что в 2010 в России будет придумана модель новой социально- экономической системы, которая выведет Россию на 1 место и спасет все человечество. Тогда я спросил: «Почему ты думаешь, что Экономика заслуг и есть эта модель?» И человек ответил: «Потому, что она устроена по заслугам».

В индо-буддийской традиции то, каким образом мы живем, зависит только от заслуг. Чем больше у тебя заслуг – тем больше возможностей в жизни. То же самое происходит и других религиях, других культурах. Т.е. у проекта есть глубокие метафизические основания, он имеет материальную и техническую базу, социальные корни и оформленную технологию для реализации нового социального договора. Фактически, мы выявили новый общечеловеческий культурный код.

Остается один вопрос. Каждая общественная трансформация дает нам новую степень свободы. В действительность же, свободу не дают. Свободу берут. И берут ее единственным образом – беря на себя ответственность. Предлагаю нам всем решить для себя, достаточно ли мы взрослые, чтобы участвовать и иметь реальные рычаги управления в стране, где мы живем?

 

Руслан Абдикеев

Комментарии:0
Только авторизированные пользователи могут оставлять комментарии.
Войти используя:                    
Следите за нами Вконтакте Facebook LiveJournal RuTube YouTube
© Учреждение культуры
«Клаудвочер»
При перепечатке следует указывать источник
Программирование — «Potapov studio»