Например, недавняя история, связанная с участием Чулпан Хаматовой в агитационном ролике Владимира Путина. Поступок Хаматовой вызвал неоднозначную реакцию, вплоть до подозрений в том, что её шантажировали прекращением финансирования фонда помощи больным детям.
Получается, что из-за отсутствия правил игры, согласованных с обществом, из-за отсутствия работающей технологии учета социального вклада, подобные ситуации приобретают уродливые формы. В результате оказываются скомпрометированными обе стороны процесса, а общественная значимость проектов ставится под вопрос.
При этом в стремлении политиков заработать политический капитал, участвуя в социальных проектах, нет, и не может быть, ничего предосудительного! Такая деятельность выгодна обществу, поэтому её можно только приветствовать. Однако в нашей сегодняшней системе подобные поступки сразу попадают в разряд: «А что, вы помогали больным раком детям только для того, чтобы стать президентом или депутатом?» Или: «А что, Чулпан Хаматова занималась больными детьми для того, чтобы продать свой авторитет Путину?»
Давайте взглянем на эту проблему через призму бизнеса. Посмотрим, что сегодня происходит в крупных компаниях, занимающихся благотворительностью и призывающих своих сотрудников участвовать в волонтерской деятельности (мы столкнулись с похожими ситуациями, когда разрабатывали решения для корпораций).
Оказалось, что волонтерство воспринимается сотрудниками, как что-то очень индивидуальное, очень трогательное, очень личное, - почти как медицинские данные. Из-за низкой эффективности программ корпоративного волонтерства, крупнейшие корпорации сформулировали новый тезис, новый тип деятельности, основанный на принципе Win-Win (когда нет проигравших), и назвали его Корпоративным гражданством. Он тоже социальный, общественный, но не такой интимный, как волонтерство. Создаётся площадка, где ты работаешь в благотворительных проектах, НО в интересах компании. Именно поэтому твоя деятельность оценивается, и по её результатам ты получаешь вознаграждение и карьерный рост.
Мы разработали единственный на сегодняшний день инструмент формирования корпоративного гражданства – Корпоративный Банк заслуг. Это технология, которая увязывает корпоративную ответственность компании, программы волонтерства и мотивацию персонала.
Таким образом, существует и другой способ реализации социальных проектов, другая территория. На этой территории все заранее знают, что ты вкладываешься в общественные проекты, в том числе, и для того, чтобы что-то получить взамен. Это не то же самое, что обычная благотворительность, не то же самое, что обычное волонтерство. Существует публичная общественная деятельность – человека, бизнесмена, политика. И результаты этой деятельности человек вправе предъявить.
Необходимо различать два важнейших мотива участия в социально значимых проектах – индивидуальный альтруизм и общественная позиция. С одной стороны, бизнесмен или политик может волонтёрить традиционным образом («для спасения души»). Это его сугубо личное дело, о котором никто не должен знать. С другой, - он может публично заниматься благотворительностью и другими социальными проектами, подтверждая свой статус общественной фигуры, и извлекать из этого выгоду для своей профессиональной деятельности. Важно то, что общество выигрывает в любом случае!
Поэтому, когда Путин занимается благотворительными проектами для того, чтобы его поддержали на выборах, - это правильное действие! Это выгодно обществу! Отказывая же политику в такой возможности, мы, по сути, грабим сами себя.
На Западе большинство крупных бизнесменов и политиков состоят в благотворительных фондах и ассоциациях, активно занимаются социально полезными делами. Тем самым они подтверждают свой статус общественной фигуры. У нас же такая практика не принята. В наших традициях - заниматься благотворительностью «для спасения души». Но, если вы хотите через волонтерство и благотворительность разговаривать с Богом – это отдельная история. И такая же отдельная история – ваша общественная социальная деятельность. «Богу – богово...»
Именно поэтому нам нужна платформа, где можно легально, законно предъявить свою общественную деятельность для того, чтобы получить общественную оценку сограждан. Платформу, куда можно легально привлекать ресурсы на реализацию социальных проектов, вместо того, чтобы покупать голоса избирателей.
Мы спроектировали такую платформу и назвали её Экономикой заслуг. Её основной принцип – чем больше пользы приносишь обществу, тем больше получаешь для себя. А понятным, прозрачным механизмом учета социальной активности (социальных инвестиций) является Банк заслуг. Это уникальная система, учитывающая социальные инвестиции, осуществляемые в форме волонтёрских часов, денег или товаров. Она позволяет объединить ресурсы на реализацию социальных проектов, учесть вклад каждого участника, а впоследствии оценить произведенный этими проектами социальный эффект. В результате этой оценки и возникают заслуги.
Основной принцип Банка заслуг заключается в том, что ни эксперты, ни чиновники не вправе определять, что является безусловной заслугой и общественным благом, а что нет. Каждый участник Банка заслуг определяет это для себя самостоятельно. Участником системы может стать любой человек с любыми компетенциями. Своё мнение высказывает каждый, кто вносит вклад в деятельность на благо общества. Высказывания происходят только путем голосования в рамках вклада (сколько вложил, столько очков и имеешь при голосовании).
Достаточно час поработать волонтером в социальном проекте, чтобы твой голос был учтен и услышан. Следование принципу «голосование в рамках вклада» позволяет отсеять болтунов, критиканов и людей, неспособных что-либо сделать, безразличных к социальными процессам в своей стране.
Таким образом, в системе Банка заслуг:
Похоже, что только в системе Банка заслуг сегодня может появиться платформа, где Чулпан Хаматова будет иметь право переложить свой репутационный капитал, свой авторитет, на любые весы, которые сочтет нужными. А политики смогут «зарабатывать» капитал заслуг, или, другими словами, общественный вес, принося реальную пользу обществу, т.е. делая реальные социальные проекты.